Математическая игра
«Математический турнир»
(для 7 классов)
Протокол турнира.
Этапы турнира | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
Название команды | | | |
Девиз команды | | | |
Эмблема команды | | | |
1 раунд: «Разминка» | | | |
2 раунд: «Ты – мне, я – тебе» | | | |
3 раунд: «Темная лошадка». | | | |
4 раунд: «Арифметический калейдоскоп». | | | |
5 раунд: Заморочки». | | | |
6 раунд: «В гостях у мудреца». | | | |
Итого: | | | |
ХОД ТУРНИРА
Вступительное слово ведущего:
«Мой юный друг!
Сегодня ты пришел сюда
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим блеснуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может быть ученым
И будешь математику любить…»
Сегодня мы собрались для проведения «Математического турнира» между учащимися 7-х классов. Порядок выступления команд определим жеребьевкой. Прошу представителей каждой команды подойти ко мне.
Ведущий проводит жеребьевку и предоставляет слово каждой команде для своего представления.
Звучит гонг.
1 раунд: «Разминка»
1 команда:
1. Как называется результат сложения? /сумма/
2. Как называется треугольник с равными сторонами? /равносторонний/
3. Произведение чисел 7 и 8 равно … /56/
4. Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от составных называется …? /решето/
5. Самая большая хорда в круге? /диаметр/
6. Найдите среднее арифметическое чисел 6 и 18. /12/
7. Сколько минут в 1 часе? /60мин./
8. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? /одинаково/
9. Может ли в треугольнике быть 2 тупых угла? /нет/
10. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? /3кг/
11. Вычислите: 33. /27/
12. Что означает в переводе с греческого «геометрия»? /землемерие/
13. Что является графиком функции: у = 5 - х? /прямая/
14. На что похожа половина яблока? /на другую половину/
15. Назовите наименьшее двухзначное число. /10/
2 команда:
1. Как называется треугольник, у которого две стороны равны? /равнобедренный/
2. Как называется прибор для измерения углов? /транспортир/
3. Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю? /неправильная/
4. Вычислите: 106. /миллион/
5. Чему равна сумма углов треугольника? /180°/
6. Сколько корней имеет уравнение: x ∙ 0 = 0? /бесконечно много/
7. Назовите наибольшее трехзначное число. /999/
8. Может ли гипотенуза быть больше катета? /нет/
9. На какие разделы делится школьный курс геометрии? /планиметрия и стереометрия/
10. Как называется результат вычитания? /разность/
11. Вычислите 2+2∙2. /6/
12. Сколько концов у 3,5 палок? /8/
13. Кто был автором первого учебника геометрии? /Евклид/
14. Назовите древнегреческого математика, который был философом и спортсменом? /Пифагор/
15.Укажите степень одночлена: 5х6у7z. /14/
3 команда:
1. Что означает (какой знак действия) черта дроби? /деление/
2. Вычислите: 52. /25/
3. Как называются стороны равнобедренного треугольника? /боковая, боковая, основание/
4. Найдите частное 63 и 7? /9/
5. Как называется отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны? /медиана/
6. Найдите среднее арифметическое чисел 9 и 17? /13/
7. Может ли в треугольнике быть 2 прямых угла? /нет/
8. Как называется прибор для измерения отрезков? /линейка/
9. Как называется прямоугольник с равными сторонами? /квадрат/
10. Какой дробью является дробь
? /правильной/
11. Что является графиком функции: у = х2? /парабола/
12. Чему равна сумма смежных углов? /180 градусов/
13. Чему равен модуль числа: - 6? /6/
14. Какое число «разделяет» положительные и отрицательные числа? /0/
15. Как называется независимая переменная? /аргумент/
Подведение итогов 1 раунда.
Удар гонга.
Второй раунд: «Ты – мне, я – тебе»
Команды по очереди задают вопросы соперникам. Кто отвечает правильно, получает 1 балл.
При ответе на вопрос команда может взять помощь своих болельщиков (помощь зала). В этом случае верный ответ оценивается 0,5 балла.
Подведение итого 2 раунда.
Удар гонга.
3 раунд: «Темная лошадка»
Вопросы задаются поочередно каждой команде. Команда должна угадать о ком идет речь.
1 команда
Древнегреческий ученый. Родился в Кирене. Образование получил в Александрии, а затем в Афинах. Был воспитателем наследника Птолемея III – Эвергета, возглавлял Александрийскую библиотеку до своей кончины, носил прозвище Пентатл (многоборец).
Самым знаменитым математическим открытием стало «решето», с помощью которого находят простые числа. /Эратосфен Киренский/
2 команда
Древнегреческий ученый. Родился в городе Сиракузы, где и прожил почти всю жизнь. В работе: «Об измерении круга» впервые вычислил число
π – отношение длины окружности к ее диаметру и доказал, что оно одинаково для любого круга. Создал геометрию веса, открыл закон, согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости. Создал систему зеркал, с помощью которой египтяне смогли сжечь флот римлян в дни обороны. /Архимед/
3 команда
Древнегреческий ученый, философ, религиозный и политический деятель, математик. Создал собственную школу, где учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике и др. наукам. В его школе впервые высказана догадка о шарообразности Земли, мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям. Слова «космос» и «философ» нам достались от этого ученого. Ему приписывают изучение целых чисел и пропорций. Число для него было и материей и формой Вселенной. Основной тезис его школы: «Все вещи – суть числа». Со своими учениками совершил массу открытий в геометрии. Его школе принадлежит доказательство теоремы, которая носит его имя, правило построения правильных геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. /Пифагор/
Подведение итогов 3 раунда.
Удар гонга.
4 раунд: «Арифметический калейдоскоп»
Задания показываются на экране. Команда, которая ответила правильно, получает 1 балл.
Вопросы командам: (на обдумывание 3 минуты)
Запишите число 100 пятью тройками:
3 3 3 3 3 = 100 /
/
2. Что выражает равенство: а + b = b + a? /переместительный закон сложения/
3. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках, так чтобы в клетке их было разное количество? /1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45/
4. Врач прописал больному 3 укола, через каждые пол часа. Первый укол сделали в 8 часов. В какое время сделают последний укол? /в 9 ч./
5. Представьте число «2» в виде суммы четырех различных дробей, числители которых равны 1, а знаменатели - натуральные числа.
/
/
Подведение итогов раунда.
5 раунд: «Заморочки»
Поочередно каждой команде задается вопрос. Всего каждая команда получает по 3 вопроса. На обдумывание ответа 2 минуты. Команда может взять помощь зала и за правильный ответ получает 2 балла.
1. Разгадайте ребус:
. /полка/
2. В треугольнике известно 2 угла: 40 градусов и 100 градусов. Определите вид треугольника по сторонам и углам. /равнобедренный, тупоугольный/
3. 50 разделите на половину. /100/
4. Как из трех спичек сделать 4? /IV/
5. Определите вид треугольника со сторонами: 5 см, 50 мм, 0,5 дм. /равносторонний/
6. Сколько раз в году встает солнце (год не високосный)? /365/
7. За столом сидят 2 мамы, 2 дочки и внучка. Сколько человек сидит за столом? /3: бабушка, дочь, внучка/
8. Сколько биссектрис в треугольнике? Какими они обладают свойством? /3 пересекаются в одной точке/
9. Сколько точек пересечения могут иметь прямая и окружность? /ни одной, одну, две/
Итоги раунда.
Удар гонга.
6 раунд: «В гостях у мудреца»
Продолжительность раунда для каждой команды 3 минуты. Начинает команда с меньшим количеством очков. Если команда не знает ответа на вопрос, она его может пропустить, сказав слово «Дальше». Помощь зала команда брать не может.
1 команда.
1. Старинная мера длины, которая для России не подходит. /аршин/
2. Площадь прямоугольника равна … /аb/
3. Сотая чего-либо называется ... /процентом/
4. Формула пути. /S = v∙t/
5. 41 – это простое число? /да/
6. Как на плоскости могут располагаться две прямых? /совпадать, пересекаться, параллельны/
7. Как называется знак сложения? /плюс/
8. Полторы рыбы стоит полтора рубля, сколько стоит 5 рыб? /5 руб/
9. Высший балл в школах России? /5/
10. Город, состоящий из 101 имени? /Севастополь/
11. Сумма одночленов? /многочлен/
12. Сколько лет спал Илья Муромец? /33 года/
13. Какой вал изображен на картине Айвазовского? /9/
14. Масса 1м3 воды? /1000 кг или 1 т/
15. Соперник нолика? /крестик/
2 команда.
1. Наименьшее четное число. /2/
2. Геометрическая фигура, которая имеет начало и конец? /отрезок/
3. Сколько биссектрис имеет угол? /одну/
4. Старая мера веса? /пуд/
5. Какое число нельзя возводить в нулевую степень? /0/
6. Одна сотая метра? /1см/
7. Чему равен периметр квадрата со стороной а? /4а/
8. 63 – это простое число? /нет/
9. Какие прямые пересекаются под прямым углом? /перпендикулярные/
10. Как называется знак вычитания? /минус/
11. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весят 4 кирпича? /16 кг/
12. Очень плохая оценка знаний? /1/
13. Сколько козлят было у многодетной мамы? /7/
14. Равенство, содержащее неизвестную? /уравнение/
15. Сколько музыкантов в квартете? /4/
3 команда.
1. Объем 1 кг воды? /1 литр/
2. Сколько пьес во «Времена года» Чайковского? /12/
3. Сколько точек пересечения имеют параллельные прямые? /ни одной/
4. Что такое периметр многоугольника? /сумма длин всех сторон/
5. Наименьшее натуральное число? /1/
6. Наука о свойстве фигур? /геометрия/
7. Как называется треугольный платок? /косынка/
8. Какое действие в математике не определено? /деление на ноль/
9. Чему равна площадь квадрата со стороной а? /а2/
10. Что можно сказать о радиусах одной окружности? /они равны/
11. Как называется равенство двух отношений? /пропорция/
12. Как называется результат деления? /частное/
13. Как найти скорость движения? /путь разделить на время/
14. Как называются числа, стоящие слева от 0 на координатной прямой? /отрицательные/
15. Чему равно -12015? /-1/
Итоги раунда.
Подведение общих итогов.
Награждение.