Добрый день. Занимайте свои рабочие места. Доставайте свои рабочие тетради, ручки, карандаши. Сегодня мы с Вами узнаем интересные факты из истории возникновения компаса и научимся определять азимут. Давайте повторим прошедший урок: - Какие основные стороны горизонта вы знаете? - Север, юг, запад, восток - Какие промежуточные стороны горизонта вы знаете? -Северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Существует много способов, как определить стороны горизонта, самый надежный и точный – это компас. История создания компаса. Одним из величайших открытий человечества является изобретение компаса. Трудно переоценить его значение, он произвел настоящий переворот в истории мореплавания. Компас стал первым навигационным прибором, который позволил отважным морякам оставить морские берега и выйти в открытое море. Уже в III веке до н. э. в Китае был изобретен прибор, указывающий стороны света. Компас имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на пластину, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг. Форма ковшика была выбрана не случайно. Она копировала форму созвездия Большой Медведицы, называемого в Китае «Небесным Ковшом». Это был самый первый древний компас, названный сынань — «ведающий югом» и описанный китайским философом Хэнь Фэй-цзы. Конечно, такой компас был далек от совершенства, имел много недостатков: магнетит был непрочен и плохо поддавался обработке, а трение между поверхностью доски и выпуклой частью ложки приводило к небольшим отклонениям от направления на юг. В ХI веке в Китае изобрели плавающую стрелку компаса, ее делали из искусственного магнита. Намагниченный железный компас, обычно в форме рыбки, нагревался до красноты, а затем опускался в сосуд с водой. Здесь она начинала свободно плавать, а ее голова поворачивалась в сторону юга. Позже устройство компаса совершенствовалось, использовалась намагниченная игла, которую нужно прикрепить воском в центре корпуса к висящей шелковой нити. Такой компас более точно указывал направление по сравнению с плавающим. Далее, появилась усовершенствованная конструкция, в которой намагниченная иголка крепилась на шпильку. В ХII веке китайская игла стала использоваться арабами, от них в ХIII веке она стала известна итальянским морякам, затем испанцам, португальцам и французам. Немцы и англичане начали пользоваться компасом позже. Если вначале компас представлял собой намагниченную иглу и кусок дерева, плавающего в сосуде с водой, то позже сосуд стали закрывать стеклом, чтобы защитить поплавок от воздействия ветра. В 14 веке магнитную стрелку разместили на острие в середине бумажного круга, названного картушкой. Позже итальянец Флавио Джулио сделал огромный шаг на пути усовершенствования компаса, поделив картушку на 16 частей (румбов). На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями. Позже круг разделят на 32 сектора. Англичане настаивают, что именно они дали название компасу. Компасом моряки называли морские карты: «комес пассус» - указатель пути. Видимо, новый помощник имел такое же назначение, как карты, поэтому стал именоваться точно так же. Современные компасы бывают магнитные, гироскопические и электронные. Азимут — это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Как правильно определить азимут? Есть специальная последовательность, соблюдая которую, можно безошибочно определить азимут: Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь) Стрелка компаса должна быть неподвижной. Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету, или проведи мысленную линию. По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет. Полученное число и будет азимутом. Кольцо компаса можно разделить на равные секторы - от 0°до 90°, от 90° до 180°, от 180° до 270°, от 270° до 360, согласно сторонам горизонта. Если продолжим азимут по прямой через центр компаса, то мы получим еще одну цифру – обратный азимут. Прямой и обратный азимуты всегда будут иметь разницу в 180°. Нам может понадобиться это значение для проверки при проведении топсъемки в пещерах и на поверхности. А сейчас мы с вами попрактикуемся в нахождении азимута. Педагог делит ребят на пары, раздает компасы 1) Все участники встают в круг так, чтобы члены каждой пары стояли лицом к центру круга на конечных точках его диаметра (напротив друг друга). Члены одной пары определяют азимут друг на друга. При точном определении показатели участников каждой пары должны отличаться друг от друга всегда на 180° (азимут прямой и обратный). Меняя свое положение, двигаясь по окружности, пары производят по нескольку замеров во всех секторах азимутального кольца. (от 0°до 90°, от 90° до 180°, от 180° до 270°, от 270° до 360°) 2) Викторина по теме «Азимут» Ребята, мы с вами сегодня узнали историю изобретения компаса, и научились находить азимут. Это не такая легкая задача, необходимо соблюдать последовательность и рекомендации. На следующем уроке мы с вами продолжим отрабатывать нахождение азимута, и пройдем новую тему – топосъемка. На сегодня мы с вами прощаемся. Следующие занятия по расписанию. До свидания. |