СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - викторина "Я - Экосистема"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - викторина. Закрепление и обобщение знаний по теме Сенсорные системы

Просмотр содержимого документа
«Урок - викторина "Я - Экосистема"»

«Я – ЭКОСИСТЕМА»

Форма урока: Викторина

Цель урока: Способствовать формированию учебной компетентности по теме «Сенсорные системы», «Экосистемы»; осуществить тематический контроль знаний; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать самостоятельную и коммуникативную компетентности: выделять главное, формулировать выводы, формировать умение работать коллективом, развивать умения защищать свои убеждения.

Эпиграф к уроку: - « В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств»

Организационный момент

Мы закончили изучать сенсорные системы. Наш урок будет в виде викторины. Соревноваться будут две команды 9-А и 9-Б классов. Команды покажут свои знания по изученной теме, понимание того, для чего нам необходимы эти знания, где мы их можем применить или использовать. Жюри оценит ваши знания и в конце урока назовёт победителей викторины.

Для начала, я бы хотела, чтобы вы вспомнили, для чего нам нужны анализаторы.

Давайте обратимся к поэзии, потому что поэзия очень тонко замечает всё вокруг. Когда человек имеет все органы чувств, он воспринимает жизнь во всей её красе :

Какого вкуса чувства наши-

И скорбь, и лютая тоска?

И впрямь горька страданий чаша?

Любовь и впрямь, как мёд сладка?

Горчинка лёгкая в стакане

У грусти явственно слышна.

Живая соль на свежей ране,

Когда обида солона.

Среди страстей, среди борений

Я различить тотчас берусь

И резко-кислый вкус презренья,

И кисловатый скуки вкус.

Под вечер сладкая услада,

И на просвет почти черно

Вино дождя и листопада,

Печали терпкое вино.

Всё так. И пусть. И горечь тоже.

Приемлю мёд. Приемлю соль.

От одного меня, о Боже,

По милосердию уволь

Когда ни вьюги и ни лета,

Когда ни ночи и ни дня,

Когда ни вкуса и ни цвета,

Когда ни льда и ни огня.

Я думаю, вы заметили и согласитесь со мной, что поэт Солоухин очень ёмко сказал про наши органы чувств. Мы можем сделать вывод, что не дай Бог, чтобы у человека исчезла хотя бы одна сенсорная система. Как несчастны люди, у которых отсутсвует хотя бы один анализатор!

  1. Приветствие команд. Представление жюри

  2. Конкурс « Интеллектуальная разминка».

Предлагаю начать конкурсные соревнования с интеллектуальной разминки. Её цель – активизировать ваше логическое мышление, в результате учебной деятельности, а интеллект – это умственная способность, умственное начало человека. Вопрос такой. В 1911 году из Лувра была украдена всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Её нашли и вернули в музей только через два года. Администрация музея подсчитала, что за эти два года, которые картина отсутствовала, зал, где раньше находилась картина, посетило больше людей, чем за двенадцать предыдущих лет, когда картина висела на месте. Как вы считаете, почему? Как вы убедились на этом примере, что не у всех людей развито чувство восприятия прекрасного. У каждого человека это заложено, но его необходимо развивать и к этому необходимо стремиться.

  1. Конкурс «Блиц - турнир»

Я думаю, что вы настроились на работу и теперь поработаем быстро : вопрос-ответ

Вопросы первой команде

  1. Где сосредоточены рецепторы вкуса? ( в языке)

  2. Видит глаз или мозг? (мозг)

  3. Функция ушной раковины? (локатор звуков)

  4. Цветовая слепота? (дальтонизм)

  5. Воспаление слизистой оболочки глаз? (конъюнктивит)

  6. Воспаление среднего уха? (отит)

  7. Что является органом тактильной чувствительности? (кожа)

  8. Как называется место, где зрительный нерв выходит из сетчатки глаза? (слепое пятно)

  9. В какой части мозга расположена зрительная зона? (затылочной)

  10. Чем заполнено среднее ухо? (воздухом)

Вопросы второй команде

  1. Место наилучшего видения? (жёлтое пятно)

  2. В какой части мозга расположена слуховая зона? (височной)

  3. Граница между наружным и средним ухом? (барабанная перепонка)

  4. Отверстие в центре радужной оболочки глаза? (зрачок)

  5. Фоторецепторы расположены? (на сетчатке)

  6. Внешняя оболочка глаза? (склера или белочная)

  7. Слуховые косточки? (молоточек, наковальня, стремечко)

  8. Двояковыпуклая линза глаза? (хрусталик)

  9. Фоторецепторы цветного зрения? (колбочки)

  10. Чем заполнено внутреннее ухо, улитка и полукружные каналы? ( жидкостью)

  1. Рассказать строение глаза и строение уха. Команды выходят к доске, строятся цепочкой и каждый из команды в правильной последовательности должен назвать по одной части глаза и уха, используя таблицы, а последние игроки называют полностью строение глаза и уха.

  2. Конкурс капитанов команд. Составить меры профилактики для органов зрения и для органов слуха, а потом рассказать их.

  3. Терминологическая эстафета.

Термины нужны в любой науке. Все члены команды по очереди письменно отвечают на вопрос.

  1. Система, которая обеспечивает восприятие и обработку информации…………………………….

  2. Чувствительные специальные клетки, которые превращают разные виды энергии в нервный импульс………………………

  3. Цветовая слепота…………………………………

  4. Способность глаза приспосабливаться к четкому видению предметов, находящихся на разном расстоянии………………..

  5. Способность приспосабливать уровень чувствительности сенсорных систем к интенсивности раздражителя……………………………….

  6. Способность видеть двумя глазами……………………………………..

  7. Расстройство сумеречного зрения………………………………………..

  8. Неспособность глаза четко видеть предметы, расположенные на близком расстоянии…………………………………………………………………..

  9. Сенсорная система, которая специализируется на восприятии запаха……………………………………………

  10. Минимальная концентрация веществ, которые образуют чувство вкуса………………………………………………..

  11. Общепринятая теория запахов……………………………………..

  12. Тело в пространстве ориентируется………………………………….

  13. Колбочки и палочки – это………………………………………………….

7.Конкурс « Верю или не верю?»

Вопросы первой команде:

1.Безразличных запахов не бывает, все запахи вызывают приятные или неприятные чувства? (Да)

2.Человек может быть слепым, если у него здоровые глаза, способные видеть? (Да)

3. Уши подростков больше приспособлены к громкой музыке, чем уши их родителей, поэтому они могут ходить на дискотеки и слушать громкую музыку? (Нет)

4. В одном из фрагментов балета «Лебединое озеро» балерина может делать 34 оборота за 24 секунды? (Да)

5.Ребёнок, который потерял слух в раннем детстве, до того, как научился говорить, теряет способность разговаривать? (Да)

Вопросы второй команде:

1.Правда ли, что дальтонизм лечится? (Нет)

2. Правда ли, что цвета влияют на работоспособность: Жёлтый – веселит, бодрит; зелёный – умиротворяет; красный – снижает работоспособность? (Да)

3.Одного уха достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве?

(Нет)

4.Для того, чтобы уменьшить шум, необходимо обсадить дом деревьями? (Да)

5. Правда ли, что в отдельных случаях острота зрения может быть выше нормы от 1,5 до 2 единиц и даже до 9? (Да)

8 Конкурс. Правильно вставить пропущенные буквы в заболевания органов зрения и слуха. Игроки команд по очереди выходят к доске и вписывают пропущенные буквы.

Бл.з.р.к.сть

К.с.гл.з.е

Д.льн.з.рк.сть

.т.т

К.нъ.н.т.в.т

Г.н.т.ка

Эк.л.г.я

Ан.р.п.л.г.я

9 Конкурс «Лучший знаток»

По результатам этого конкурса жюри определит лучшего игрока сегодняшней викторины

Вопросы игрокам:

  1. Почему у китов полукружные каналы недоразвиты? (Нет необходимости делать резкие повороты)

  2. Расстройство в какой сенсорной системе приводит к головокружению? (Вестибулярный аппарат)

  3. Почему участникам арктической экспедиции или альпинистам, которые поднимаются высоко в горы, рекомендуют одевать тёмные очки? (Солнечные лучи , отражённые от снега могут вызвать ожог сетчатки)

  4. Почему в концертных залах не гасят свет? (В тёмной комнате слабые звуки почти не слышны. Это объясняется способностями анализаторов: возбуждение одного из анализаторов повышается, если одновременно будет возбужден другой анализатор)

  5. Почему рука в белой перчатке кажется больше по размеру, чем рука в чёрной перчатке? (Белый цвет отражает свет и, как бы, увеличивает предмет )

  6. Полезна или вредна боль? (В Древней Греции говорили:-« Боль – это сторожевой пёс здоровья». Боль полезна, так как является сигналом об опасности или болезни)

  7. Медицина считает, что современное поколение людей более чувствительно к болевым раздражителям, чем два-три поколения людей в прошлом. Почему? (Частое применение снижает способность переносить и терпеть боль)

  8. Собака-искатель может определить пахучее вещество, если в 1 см кубическом воздуха содержится всего 1 молекула этого вещества, зато собаки видят в чёрно-белом цвете. Чем объяснить высокую чувствительность обоняния и слабость зрения? (Волки ,предки собак, ведут ночной образ жизни и не способны воспринимать цвета. Обоняние у них – главное чувство ориентации)

  1. Конкурс. Домашнее задание. Команды должны доказать :-«Я- экосистема»

Жюри подсчитывает баллы, заработанные командами, и объявляет победившую команду.

Заключительный этап: «Угадай, что в коробке?» Победившая команда выбирает одну из двух коробок, я читаю вопрос и команда должна угадать, что находится в коробке.

Большая коробка.

По объёмам производства это плод занимает первое место в мире среди фруктов. Различные сорта этого фрукта используют в печёном , жареном, варёном виде. Нам известны сладкие сорта, плоды которых не содержат семян. Это очень калорийный фрукт, он быстро восстанавливает затраченную энергию организма, так как содержит витамины и минералы. Содержит много сахарозы, глюкозы, фруктозы и витамина С. К нам привозят его, в основном, из Эквадора. Что в коробке? (Бананы)

Маленькая коробка.

Символ Новой Зеландии- привезли из Китая и прозвали крыжовником. Когда в 1950-х годах новозеландцы начали его экспортировать в США, это название было непреемлимым по причине холодной войны из-за высоких пошлин на ягоды. Было придумано другое название в честь другого символа страны – птицы. Его практически не объедают насекомые. В нём содержится витамина С больше, чем в цитрусовых. Содержание калия делает его востребованным при гипертонии, дефиците йода. Это ягода. Что в коробке? (Киви)

Команды получают угаданное содержимое коробок.

Закончим нашу викторину словами : Человек- он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нём времени года,

И особый в нём музыки ход…»

Благодарю всех за участие в викторине.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!