Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени А.Д. Бесчастнова п. Фряново
141146 Московская область, городской округ Щёлково, п. Фряново, ул. Первомайская, д. 12
тел./факс 8(49656)35735
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №2
им. А.Д.Бесчастнова п. Фряново ГОЩ МО
_____________Е.А. Мариночева
Методическая разработка урока- игры «Эрудит»
по физике в 7 классе на тему:
«Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Составитель программы-
Казаринова Марина Сергеевна,
учитель физики
2019
Вариант для учителя
Пояснительная записка
Физика занимает особое место среди учебных дисциплин. Она даёт учащимся представление о научной картине мира. Большой, сложный и разнообразный материал физики может быть осознанно усвоен лишь тогда, когда обучение происходит при оживлённом участии самих учащихся, когда у них развиты навыки самостоятельной работы. Только при этих условиях мы можем воспитать инициативных, умелых, творческих, энергичных людей.
Развитие активности учащихся тесно связано с интересом, который возбуждают как содержание учебного материала, так и сам процесс организации познавательной деятельности учащихся. Следовательно, преподавание физики должно быть ориентировано на то, чтобы вызвать у учащихся живой, неослабевающий интерес, притягивающий их внимание. Поэтому игра на уроках физики приобретает большое значение.
Цели и задачи урока: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания; воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования научных достижений для дальнейшего развития человеческого общества.
Образовательная:
1) повторить, систематизировать знания учащихся;
2) расширять кругозор учащихся по предмету;
3) способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Воспитательная:
1) формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
2) воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
3) воспитывать инициативность и активность,
4) воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
Развивающая:
1) в игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
2) развить способности логического мышления учащихся;
3) развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
4) развивать память, внимание;
5) развивать у учащихся коммуникативно - игровые способности.
Форма работы: Групповая и индивидуальная.
Тип урока: Урок – игра.
Оборудование: Карточки, кроссворды, плакат.
Класс делится на 2 команды, в каждой команде выбирается командир. Побеждает та команда, которая наберет большее количество Паскалей в процессе игры. Руководит игрой учитель.
На доске плакат с надписью:
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика - опора и основа
Всех без исключения наук!
Девиз урока:
Радость видеть и понимать –
есть самый прекрасный дар природы. (А.Эйнштейн)
План урока:
1. Организационная часть (2 мин).
2. Урок – игра. (40 мин)
Разминка. Вопросы задаются по очереди каждой команде. (5 мин)
Игра “Эрудит”. (35 мин)
3. Подведение итогов (3 мин)
Ход урока:
1. Организационная часть
Учитель: Начинаем урок физики, он будет необычным, потому что это урок – игра и его цель – обобщить ваши знания по изученной теме, умения применять эти знания для объяснения различных явлений, связанных с давлением газов и жидкостей. Я надеюсь, что такой урок поднимет ваш интерес к физике, поможет больше сдружиться, так как это коллективная игра.
Представляю вам команды. Команда “________” и команда “_________”.
Желаю всем успеха в игре!
2. Урок – игра
«Разминка»
Вопросы задаются по очереди.
1) Кто ввел в русский язык слово «физика»? (Ломоносов)
2) Тебе по болоту ходить довелось, легко тебе было? Вот-то-то!
Тогда, почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту? (Копыта лося раздвоены,между ними имеется перепонка, поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало).
3) Почему вода из самовара вначале вытекает быстро, а затем все медленнее и медленнее?
(Потому что, давление на дно при большом объеме воды БОЛЬШОЕ, а при маленьком объеме воды оно МАЛЕНЬКОЕ. Т.е чем больше воды тем больше давление и тем больше сила которая выталкивает воду из самовара. Итог: чем больше воды тем с большей скоростью она вытекает).
4) Какое свойство является общим для газов и жидкостей?
(они не имеют форму).
5) Как зависит атмосферное давление от высоты?
(Атмосферное давление 760 мм ртутного столба над уровнем моря считается нормальным, атмосферное давление может изменяться в зависимости от высоты точки измерения над уровнем моря. С увеличением высоты на каждые 11 метров, давление будет падать на 1 мм. ртутного столба).
6) Почему камера волейбольного мяча, наполненная воздухом, имеет форму шара?
(Давление по всем направлениям передаётся одинаково).
7) На столе лежит спичечный коробок. Его повернули и поставили на боковую грань. При этом площадь опоры коробка уменьшилась в 2 раза. Изменилось ли давление и как? (Увеличилось в 2 раза).
8) Как жидкости передают давление? Сформулируйте закон Паскаля.
(Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во все направления).
Учитель: Ну что ж ребята, начинаем игру “Эрудит”!
Игра “Эрудит”
Задание №1. "В поисках капитана Немо»
Каждой команде выдается карточка с вопросами и набор карточек с буквами. Нужно из имеющихся букв собрать слова ответы на заданные вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 Паскаль.
1. Глубина, на которое судно погружается в воду. (Осадка)
2. Величина, равная весу воды, вытесняемой судном при наибольшем допустимом погружении. (Водоизмещение)
3. Прибор для определения плотности жидкости? (Ареометр)
4. Эх, рано, встает … (охрана)
1. Пейте, дети …, будете здоровы! (Молоко)
2. Аппарат, предназначенный для изучения морских глубин. (Батискаф)
3. Красная линия, показывающая наибольшую допустимую глубину погружения судна в воде. (Ватерлиния)
4. Аппарат для дыхания человека под водой? (Акваланг)
Задание № 2. «Литературный герой».
Выигравшая команда получает 3 Паскаля.
1. Объясните, основываясь на знаниях о молекулярном строении вещества, о каком явлении идет речь в отрывке из повести Джерома Клапка Джерома «Трое в лодке, не считая, собаки»: «… Это был изумительный сыр, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трёх миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов».
(Диффузия)
2. А.П. Чехова в рассказе "Степь" пишет: "Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и, опять нырнул, опять та же сила. Не давала ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх". О какой силе идёт речь в отрывке?
(Архимедова сила)
Задание №3. «Приемник М.В.Ломоносова».
Команды готовят задание про одного из ученых физиков. Вторая команда должна ответить, кто этот физик, и о каком открытии идет речь. Выигравшая команда получает 3 Паскаля.
Задание №4. «Со скоростью света».
Загадки физико-технического содержания.
За каждый правильный ответ команда получает 1 Паскаль.
Этот маленький предмет нам подскажет всем ответ, Почему при малой силе в стену вдруг его вонзили. Этот маленький предмет нам подскажет всем ответ, Почему при малой силе в стену вдруг его вонзили.Почему при малой силе в стену вдруг его вонзили.
Почему при малой силе в стену вдруг его вонзили.
1. Этот маленький предмет нам подскажет всем ответ,
Почему при малой силе в стену вдруг его вонзили… (Кнопка)
2. Две сестры качались - правды добивались,
А когда добились, то остановились… (Весы)
3. Если хорошо заточен, все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло…(Нож)
4. Нам поведает, хоть и без языка,
Когда будет ясно, а когда - облака… (Барометр)
5. Идут, идут, а с места не сойдут… (Часы)
6. К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это …(Электричество)
7. Я под мышкой посижу,
И что делать укажу
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать… (Термометр)
8. Я горячее храню и холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю... (Термос)
9. Она о домик тесный свой
Лишь почесалась головой,
И сразу - словно не жила -
Сгорела, бедная, дотла… (Спичка)
10. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем… (Воздух)
11. Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег… (Туман)
12. Две новые, кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги - и по большим снегам беги… (Лыжи)
13. Та вода, что в воде не тонет… (Лед)
Задание № 5. «Вспомни все».
На листочках составьте формулы, изученные вами в курсе физики. Выигрывает та команда, которая составит больше правильных формул. Выигравшая команда получает 5 Паскалей
Физкультминутка: эмоциональная разрядка (учитель говорит, учащиеся выполняют движения):
- нахмуриться, как осенняя туча,
- улыбнуться, как кот на солнце,
- папа, уставший после работы,
- человек, поднявший груз,
- отпускаем воздушный шарик в небо,
- муравей, притащивший большую соломинку
- потянулись к солнышку,
- злая волшебница колдует,
- Буратино смеется,
- крадется хитрая лиса,
- маленький ребенок, который увидел чудо
- благодарим за подарок.
Задание № 6. «Словесная дуэль».
Необходимо заменить предложение одним словом («свернуть» предложение) и наоборот («развернуть» слово в предложение). За каждый правильный ответ команда получает 1 Паскаль.
1. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. (Давление)
2. Давление, которое производит сила в 1 Ньютон, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности. (Паскаль)
3. Открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов. Опытами подтвердил существование атмосферного давления, открытого итальянским ученым Э. Торричелли. (Блез Паскаль)
4. Атмосфера. (Воздушная оболочка, окружающая Землю)
5. Нормальное атмосферное давление составляет 760 мм ртутного столба при температуре 0 градусов. Выразите его в Па. (= 101300Па)
6. Анероиды, имеющие шкалу, по которой непосредственно можно отсчитать высоту. (Высотомер)
7. Манометр. (Прибор для измерения давления больше или меньше атмосферного)
8. Машины, действие которых основано на законах движения и равновесия жидкостей. (Гидравлические)
Задание № 7. Объяснить смысл поговорок с точки зрения физики:
За каждый правильный ответ команда получает 1 Паскаль.
«Ложка дегтя бочку меда портит»
«Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь»
(говорится о диффузии)
«Плуг от работы блестит»
(описана сила трения, поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей)
«Скрипит, как не смазанная телега»
«Не подмажешь, не поедешь»
(Сила трение скольжения. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания на оси телеги, при этом появляется скрипящий звук).
Задание № 8 «Любимая задача».
Командиры команд получают карточку с задачей, которую они решают на доске. Результат оценивается по критериям: структура задачи, ответ. Побеждает тот, кто быстрее решил. Выигравшая команда получает 5 Паскалей.
1) Водолаз в жестком скафандре может погружаться в море на глубину 250 м, искусный ныряльщик — на глубину 20 м. На сколько и во сколько раз отличаются давления воды на этих глубинах?
2) Самая толстая книга, хранящаяся в Швейцарии, имеет размер страницы 5 х 4,5 см и толщину 2,75 м. Сколько бумаги плотностью 1100 кг/м3 потребовалось для ее изготовления?
Vк = 0,05 * 0,045 * 2,75 = 0,0061875 м³
Pк = 1100 кг/ м³
-------------------------------
m(к) - ?
Решение:
m = pV = 1100 * 0,0061875 = 6,80625 (кг)
Ответ: масса книги равна 6,80625 (кг)
Определите давление, оказываемое на почву поля трактором массой 2,5 т, если опора одной гусеницы 3м, а ширина 50 см?
Задание № 9 «Что написано пером, не вырубишь топором».
Заполнить таблицу на доске «1 столбец (10 слов) – «Способы увеличения давления», 2 столбец (10 слов) – «Способы уменьшения давления». Выигравшая команда получает 3 Паскаля.
Задание № 10. «Герой нашего времени».
За две минуты дать как можно больше правильных ответов. Отвечают командиры команд. За каждый правильный ответ команда получает 1 Паскаль, выигравшая команда получает дополнительно 5 Паскалей.
1. Жидкость и газы передают давление во всех направлениях …
(одинаково)
2. Эту особенность жидкостей и газов исследовал ученый … (Паскаль)
3. Единица давления … (Па)
4. Молекулы жидкости обладают свойством … (текучести)
5. Впервые измерил атмосферное давление итальянский физик и математик … (Торричелли)
6. На тело, погруженное в жидкость, действует … (выталкивающая сила)
7. Выталкивающая сила зависит от … (плотности жидкости, объема тела)
8. Как изменится давление жидкости, если высота столба жидкости увеличится в 2 раза? (увеличится в 2 раза)
9. Латунный цилиндр, подвешенный на нити, погружен в воду. Назовите силы, действующие на цилиндр? (выталкивающая, тяжести)
10. Переведите 7,2 кПа в Па. (7200 Па)
1. Атмосферное давление измеряется прибором, который называется …
(барометр)
2. Действие жидкости на погруженное тело в нее подробно исследовал древнегреческий ученый … (Архимед)
3. С увеличением температуры газа его давление … (увеличивается)
4. Выталкивающая сила, действующая в жидкости, направлена…(вверх)
5. Переведите 530 Па в гПа. (5,3 гПа)
6. С высотой давление изменяется на 1 мм.рт.ст. каждые … (11 м)
7. Высоту подъема летательных аппаратов измеряют … (альтиметрами)
8. Глубину, на которую судно погружается в воду, называют … (осадкой)
9. Наибольшая осадка, безопасная для судна, отмечается на борту судна специальной линией … (ватерлинией)
10. Как распределяется жидкость в сообщающихся сосудах? (на одном уровне)
3. Подведение итогов
Награждение победителей и участников (Почетная грамота команде – победителю, Грамота командиру выигравшей команды «Герой нашего времени», Благодарность команде за участие в игре «Эрудит»).
Учитель: Дорогие мои ребята, вот и подошел к концу наш урок – игра. Хочу поблагодарить вас всех за активность в нем, за хорошие знания, смекалку.
Рефлексия учебной деятельности
Учитель: В конце нашего урока я хочу попросить вас выразить свое мнение, настроение об уроке выбрав и подняв соответствующий смайлик.
Ребята, все ли вы знаете о воде? Кажется, мы все знаем о ней. Но ученые обнаружили, что она очень сложна. Вода представляет собой гидрид кислорода – элемента шестой группы. Ученые вычислили, что температура ее кипения должна быть 80 ºС, но все мы хорошо знаем, что вода кипит при температуре 100 ºС. Поэтому, наши знания будут пополняться на следующих уроках физики.