Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Урок – викторина
«В гостях у словарей»
Лебедева Ирина Владимировна
муниципальное казенное учреждение средняя
общеобразовательная школа – интернат
учитель русского языка и литературы
г.о. Павловский Посад 2022 год
Урок – викторина «В гостях у словарей…»
Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа в коррекционной школе должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.
Выбранная форма (урок-викторина) во многом помогла реализовать обучающимся с ОВЗ не только свои способности, но и потенциальные возможности. Данный урок способствует развитию умения открывать неизвестное в известном, работать в парах, группах; воспитанию уважения друг к другу. В ходе игры ребята развивают свою устную речь. Этот урок может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе по предмету в 7 – 8 классах.
Методы: практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, погружение.
Приёмы: сравнение, обобщение, конкретизация, комментирование, доказательство.
Необходимое оборудование и материалы: толковый словарь Ожегова, толковый словарь Даля, словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический словарь
Цели:
Обучающая:
1.Повторить изученное по лексике;
2. Закрепить умение работать со словарями.
Развивающая:
1.Развивать умение открывать неизвестное в известном, навык работы в парах, группах.
2.Повышать общую эрудицию и культуру учеников, развивать интерес к научной деятельности;
3.Развивать творческие способности учащихся
Воспитательная:
Воспитывать уважение друг к другу.
Воспитывать у детей любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства;
Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление, контроль)
Технология: игровая, информационная.
Конспект урока
Ход урока:
I.Орг.момент
Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок по теме… Какая тема мы узнаем позже. Мы поработаем в командах. Команды будут набирать себе капитаны .Право стать капитаном нужно заслужить. Капитаном должен стать самый быстрый, самый сообразительный. Перед вами шифровка.
5 18 21 8 2 1 12 16 14 1 15 5 1
дружба команда
( первые разгадавшие шифровку становятся капитанами и набирают себе команды)
Задание на ассоциации
Учитель: Я называю вам слово – дружба. Как вы понимаете это слово? Что для вас дружба?
Подберите однокоренные слова к слову дружба (друг, дружить, подруга)
Учитель: Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?
-В толковом словаре.
- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.
- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Знатоки пословиц
- Какие пословицы вы знаете о дружбе?
( на столах в разнобой лежат карточки со словами из пословицы).
• Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Друг познается в беде.
Старый друг лучше новых двух.
(Команды собирают пословицы).
В гостях у словарей
Ребята зачитывают информацию о слове дружба в разных словарях:
-толковый словарь Ожегова;
-толковый словарь Даля;
-словарь синонимов;
-словарь антонимов;
-этимологический словарь (происхождение слов).
Учитель: Итак, словари представили нам слово дружба с разных сторон. Узнали ли вы что-нибудь новое для себя? А сейчас мы поработаем по словарям с другими словами в группах, учитывается не только правильность, но и быстрота выполнения заданий.
«Следствие ведут знатоки»
Команды отгадывают фразеологизмы по картинке и в словаре фразеологизмов находят фразеологизмы, противоположные им по значению.
«Эстафета»
Учитель: Сейчас мы проведём эстафету, я приглашаю по одному представителю от группы, вы должны вставить буквы. Правильность написания группы проверяют друг у друга:
1группа у 2-ой, 2-я у 1 группы. Далее все проверяют по словарю.
Стюарде_а, шо..е, инте_генция.
А_ликация, с..кретарь, га_ерея.
Ко ..ега, а..уратно, ветер_нар.
Стюардесса, шоссе , интеллигенция (правильный вариант на слайде)
Аппликация, секретарь, галерея.
Коллега, аккуратно, ветеринар.
«Диктор»
Учитель: Скоро вы закончите школу, будете выбирать себе профессию.
Я предлагаю вам попробовать себя в роли диктора.
Задание: расставьте ударение, произнесите правильно.(10 сек)
Каталог, баловать, диспансер, камбала.
Ломоть, ракушка, звонит, цемент.
Щавель, договор, тефтели, торты.
Проверяют свои ответы по словарям
«Кто больше?»
Учитель: Каждая группа подбирает синонимы к словам, побеждает та группа, которая подберёт больше слов.
Грустить Известить Пугаться
«Перестрелка».
Команды выстраиваются напротив друг друга.
По сигналу учителя 1 команда называет соперникам слова, в ответ они должны назвать – слова - синонимы.
Например: друг – товарищ.
Затем 2 команда «выстреливает» словами в команду соперницу, которая отвечает словами - синонимами.
(Аналогично проходит «стрельба» «антонимами».)
« Четвертый лишний»
Учитель: найдите лишнее слово ( не забывайте, что игра посвящена русскому языку) объясните свой выбор
Красный, зеленый, желтый, зелень ( зелень – существительное)
Река, трава, озеро, земля (озеро – 2склонение или средний род)
Рисую, читаем, пишу, решаю ( читаем – множественное число)
Жук, лиса, нора, павлин (нора – неодушевленный предмет)
«Телефонограмма»
Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух.
Скороговорки для команд:
Жук жужжит над абажуром.
Уже и ужи в луже.
«Найди хитрое слово»
Учитель : некоторые словечки способны поставить в тупик кого угодно! Попадаются такие словечки, у которых своя тайна. Вот попалось мне недавно слово стрекоза. Стрекоза – это она, а как же тогда будет звучать он? Стрекозел? Не может быть! Не бывает ведь такого слова. А ведь такое безобидное на вид слово стрекоза. Никогда бы не ожидала от слова такого коварства!
Арбуз – арбузы.
Кот – (коты)
Плот – (плоты)
Крот – (кроты)
Дуга – (дуги)
Рука – (руки)
День – (дни)
Лень – (….)
Цыпленок –
Козленок –
Еда – (…)
Слива – (сливы)
Диво – (….)
Грива – (гривы)
Метро – (…..)
Пень – (пни)
«Архаизмы»
Как мы знаем, архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления по причине замены их современными синонимами. Каждой команде предстоит подобрать к слову современный синоним (командам раздаются карточки с архаизмами; за каждое верное слово – 1балл).
длань (ладонь)
пиит (поэт)
ланиты (щёки)
перст (палец)
брань (не ругань!) (битва, сражение)
глаголить (говорить)
льзя (можно)
живот (жизнь)
ратник (воин)
зрачный (видный, красивый)
“Переводчик”.
Сегодня у нас еще один гость – некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь.
Выходит господин: “Хелло! Леди и джентельмены! Я – блестящий денди, самый модный, самый современный! Какой стильный у меня костюм: классные джинсы, модный пиджак, убойные бутсы. Но в России так холодно! Поэтому на мне джемпер, кашне. Правда, я забыл свой саквояж. В нем еще много разной одежды: и жилет, и жабо, и сабо. И разные аксессуары.
Объясните значение иноязычных слов, определите из каких языков заимствованы данные слова. У каждой команды есть словарь иностранных слов.
джентелъмент – джинсы – денди – бутсы – джемпер – | кашне – пиджак – саквояж – аксессуар – галантный – |
Домашнее задание
Составить словарь объёмом 10-15 слов.
Тематика: 1) спортивный словарь; 2) словарь добрых слов; 3) словарь моих любимых слов.
Рефлексия Итоги урока
Оценка работы в группах, индивидуальная оценка.
Полезен ли был урок? Чему научились?
Пригодятся ли вам полученные знания?
Заключение
Словарная работа содействует развитию речи учащихся, расширяет и обогащает словарь школьников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Словарная работа помогает раскрыть перед школьниками значение незнакомых слов, их многозначность, уточнить значение известных, но малопонятных слов и выражений, выявить смысловые оттенки слов в зависимости от контекста.
Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.
Список, использованной литературы
1. Баранов, М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 2008.
2. Галлингер, И. В. Формирование умения работать со справочной литературой как необходимое условие овладения культурой речи / И. В. Галлингер // В кн. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах». М., 2008.
3. Галлингер, И. В. Когда и как работают словари на уроке русского языка / И. В. Галлингер // Русский язык в школе. 2009. № 5.
4. Денисова, М. А. Словарь как связь слов с жизнью / М. А. Денисова // Русский язык в школе. 2009. № 5.
5. Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2
Интернет-ресурсы:
- http://ozhegov.slovaronline.com/ Толковый словарь С.И.Ожегова
- http://www.vedu.ru/ Толковый словарь русского языка
- http://slovardalja.net/ Толковый словарь Даля
- http://vasmer.info/ Этимологический словарь Фасмера
- http://www.gramota.ru/ Справочный портал «Русский язык»