СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - викторина " В гостях у словарей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует  развитию  умения  открывать неизвестное в известном, работать в парах,  группах; воспитанию  уважения  друг к другу. В ходе игры ребята развивают свою устную речь. Этот урок может быть использован как на уроках русского языка, так и  во внеклассной работе по предмету в 7 – 8 классах.

Просмотр содержимого документа
«Урок - викторина " В гостях у словарей"»







Всероссийский конкурс «Словарный урок»























Урок – викторина

«В гостях у словарей»










Лебедева Ирина Владимировна

муниципальное казенное учреждение средняя

общеобразовательная школа – интернат

учитель русского языка и литературы











г.о. Павловский Посад 2022 год

Урок – викторина «В гостях у словарей…»

Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа в коррекционной школе должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.

Выбранная форма (урок-викторина) во многом помогла реализовать обучающимся с ОВЗ не только свои способности, но и потенциальные возможности. Данный урок способствует  развитию  умения  открывать неизвестное в известном, работать в парах,  группах; воспитанию  уважения  друг к другу. В ходе игры ребята развивают свою устную речь. Этот урок может быть использован как на уроках русского языка, так и  во внеклассной работе по предмету в 7 – 8 классах.

Методы: практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, погружение. 

Приёмы: сравнение, обобщение, конкретизация, комментирование, доказательство.

Необходимое оборудование и материалы:  толковый словарь Ожегова, толковый словарь Даля, словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический словарь

 Цели:

Обучающая:     

1.Повторить изученное по лексике;

 2. Закрепить умение работать со словарями.

Развивающая:   

1.Развивать умение открывать неизвестное в известном,  навык работы в парах,  группах.

2.Повышать общую эрудицию и культуру учеников, развивать интерес к научной деятельности;

3.Развивать творческие способности учащихся

Воспитательная:

  1. Воспитывать уважение друг к другу.

  2. Воспитывать у детей любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства;



Тип урока:  комбинированный (повторение, закрепление, контроль)

Технология: игровая, информационная.

Конспект урока



Ход урока:

I.Орг.момент

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный  урок по теме… Какая тема мы узнаем позже. Мы поработаем в командах. Команды будут набирать себе капитаны .Право стать капитаном нужно заслужить. Капитаном должен стать самый быстрый, самый сообразительный. Перед вами шифровка.

5 18 21 8 2 1 12 16 14 1 15 5 1

дружба команда

( первые разгадавшие шифровку становятся капитанами и набирают себе команды)

Задание на ассоциации

Учитель: Я  называю вам слово – дружба. Как вы понимаете это слово? Что для вас дружба?

Подберите однокоренные слова к слову дружба (друг, дружить, подруга)

Учитель:  Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

-В толковом словаре.

- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Знатоки пословиц

- Какие пословицы вы знаете о дружбе?

на столах в разнобой лежат карточки со словами из пословицы).

• Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

(Команды собирают пословицы).

В гостях у словарей

Ребята зачитывают информацию о слове  дружба в разных словарях:

-толковый словарь Ожегова;

-толковый словарь Даля;

-словарь синонимов;

-словарь антонимов;

-этимологический словарь (происхождение слов).

Учитель: Итак, словари представили нам  слово  дружба с разных сторон. Узнали ли вы что-нибудь новое для себя? А сейчас мы поработаем по  словарям  с другими словами  в группах, учитывается не только правильность, но и быстрота выполнения заданий.

«Следствие ведут знатоки»

Команды отгадывают фразеологизмы по картинке и в словаре фразеологизмов находят фразеологизмы, противоположные им по значению.

«Эстафета»

Учитель: Сейчас мы проведём эстафету, я приглашаю  по одному представителю от группы, вы должны  вставить буквы. Правильность написания группы проверяют друг у друга:

1группа у 2-ой, 2-я у 1 группы. Далее все проверяют по словарю.

Стюарде_а,  шо..е,  инте_генция.

А_ликация,  с..кретарь,  га_ерея.

Ко ..ега,  а..уратно,  ветер_нар.

Стюардесса, шоссе , интеллигенция (правильный вариант на слайде)

Аппликация, секретарь, галерея.

Коллега, аккуратно, ветеринар.

 «Диктор»

Учитель: Скоро вы закончите школу, будете выбирать себе профессию.

                Я предлагаю вам попробовать себя в роли диктора.

Задание: расставьте ударение, произнесите правильно.(10 сек)

Каталог, баловать, диспансер, камбала.

Ломоть, ракушка, звонит, цемент.

Щавель, договор, тефтели, торты.

Проверяют свои ответы по словарям

«Кто больше?»

Учитель: Каждая группа подбирает синонимы к словам, побеждает та группа, которая подберёт больше слов.

Грустить    Известить    Пугаться



«Перестрелка».

Команды выстраиваются напротив друг друга.

По сигналу учителя 1 команда называет соперникам слова, в ответ они должны назвать – слова - синонимы.

Например: друг – товарищ.

Затем 2 команда «выстреливает» словами в команду соперницу, которая отвечает словами - синонимами.

(Аналогично проходит «стрельба» «антонимами».)

« Четвертый лишний»

Учитель: найдите лишнее слово ( не забывайте, что игра посвящена русскому языку) объясните свой выбор

Красный, зеленый, желтый, зелень ( зелень – существительное)

Река, трава, озеро, земля (озеро – 2склонение или средний род)

Рисую, читаем, пишу, решаю ( читаем – множественное число)

Жук, лиса, нора, павлин (нора – неодушевленный предмет)


 «Телефонограмма»

Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух.

Скороговорки для команд:

Жук жужжит над абажуром.

Уже и ужи в луже.

«Найди хитрое слово»

Учитель : некоторые словечки способны поставить в тупик кого угодно! Попадаются такие словечки, у которых своя тайна. Вот попалось мне недавно слово стрекоза. Стрекоза – это она, а как же тогда будет звучать он? Стрекозел? Не может быть! Не бывает ведь такого слова. А ведь такое безобидное на вид слово стрекоза. Никогда бы не ожидала от слова такого коварства!

Арбуз – арбузы.

Кот – (коты)

Плот – (плоты)

Крот – (кроты)

Дуга – (дуги)

Рука – (руки)

День – (дни)

Лень – (….)

Цыпленок –

Козленок –

Еда – (…)

Слива – (сливы)

Диво – (….)

Грива – (гривы)

Метро – (…..)

Пень – (пни)



«Архаизмы»

Как мы знаем, архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления по причине замены их современными синонимами. Каждой команде предстоит подобрать к слову современный синоним (командам раздаются карточки с архаизмами; за каждое верное слово – 1балл).

длань (ладонь)

пиит (поэт)

ланиты (щёки)

перст (палец)

брань (не ругань!) (битва, сражение)

глаголить (говорить)

льзя (можно)

живот (жизнь)

ратник (воин)

зрачный (видный, красивый)

Переводчик”.

Сегодня у нас еще один гость – некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь.

Выходит господин: “Хелло! Леди и джентельмены! Я – блестящий денди, самый модный, самый современный! Какой стильный у меня костюм: классные джинсы, модный пиджак, убойные бутсы. Но в России так холодно! Поэтому на мне джемпер, кашне. Правда, я забыл свой саквояж. В нем еще много разной одежды: и жилет, и жабо, и сабо. И разные аксессуары.

Объясните значение иноязычных слов, определите из каких языков заимствованы данные слова. У каждой команды есть словарь иностранных слов.

джентелъмент –

джинсы –

денди –

бутсы –

джемпер –

кашне –

пиджак –

саквояж –

аксессуар –

галантный –



 Домашнее задание

Составить  словарь объёмом 10-15 слов.

Тематика: 1) спортивный словарь; 2) словарь добрых слов; 3) словарь моих любимых слов.

Рефлексия Итоги урока

Оценка работы в группах, индивидуальная оценка.

    Полезен ли был урок? Чему научились?

    Пригодятся ли вам  полученные знания?

 

 Заключение

 Словарная работа содействует развитию речи учащихся, расширяет и обогащает словарь школьников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Словарная работа помогает раскрыть перед школьниками значение незнакомых слов, их многозначность, уточнить значение известных, но малопонятных слов и выражений, выявить смысловые оттенки слов в зависимости от контекста.

Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.



Список, использованной литературы

1. Баранов, М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 2008. 

2.  Галлингер, И. В. Формирование умения работать со справочной литературой как необходимое условие овладения культурой речи / И. В. Галлингер // В кн. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах». М., 2008.

3.  Галлингер, И. В. Когда и как работают словари на уроке русского языка / И. В. Галлингер // Русский язык в школе. 2009. № 5.

4. Денисова, М. А. Словарь как связь слов с жизнью / М. А. Денисова // Русский язык в школе. 2009. № 5.

5.  Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2                                                                                                    

Интернет-ресурсы:

http://ozhegov.slovaronline.com/  Толковый словарь С.И.Ожегова

http://www.vedu.ru/   Толковый словарь русского языка

http://slovardalja.net/  Толковый словарь Даля

http://vasmer.info/   Этимологический словарь Фасмера

http://www.gramota.ru/  Справочный портал «Русский язык»