Урок внеклассного чтения. 2 класс. Устное народное творчество. Сказки.
Цель: обобщить знания учащихся по разделу, учить ребят работать в группе, проявлять свои творческие способности, развивать речь, мышление, память.
Оборудование: раздаточный материал, рисунки учащихся.
Ход урока
Организация класса. Настрой учащихся.
Работа по теме урока.
Речевая разминка.
У совы – совищи
Круглые глазищи.
В темноте горят огнем, ночью видят все, как днем!
Прочитайте скороговорку: медленно, быстро, очень быстро. Громко – тихо.
Актуализация знаний учащихся.
Повторение теории.
Много лет назад, когда ещё не изобрели электричество, долгими зимними вечерами наши предки рассказывали детям разные истории. Истории эти они придумывали сами. А так как наши предки были людьми добрыми и трудолюбивыми, то и говорилось в них о победе добра над злом, о хороших людях и животных.
- Как народ стал со временем называть эти истории? ( Сказки ).
Сделайте вывод, о чём вы будете узнавать сегодня на уроке.
Почему сказки называются русские народные?
Давайте вспомним, что такое сказка- устное народное творчество?
Передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова «творить»
– Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор)
– Чем сказка отличается от другого произведения?
Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи.
Разминка «Вспомним Сказку»
- Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»).
- Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок).
- Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»).
- Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня).
- В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?
(в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
- Чем был колобок: пряником или пирогом?
(пряником).
- Каково настоящее имя Царевны- лягушки?
(Василиса Премудрая).
- Назовите имя сказочного царя-долгожителя.
(Кощей).
- Назовите грозное оружие Соловья Разбойника.
(свист).
- Назовите место рождения Колобка
(печь).
- Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно?
(Жучка).
- Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи?
(Царевна-лягушка).
Музыкальная физминутка.
Работа в группах. Анализ выполнения самостоятельной работы.
1 группа «Зимовье зверей».
2 группа «Крошечка-Хаврошечка».
3 группа « Сивка – бурка».
Рисунки детей развешиваются перед уроком на доске. Инсценировка любого отрывка сказки.
Отгадайте название сказки по опорным словам.
Солдат, старуха, топор. «Каша из топора»
Брат, сестра, гуси-лебеди, Баба-яга. «Гуси- лебеди»
Петух, курочка, корова, кузнец. «Петушок и бобовое зернышко»
Старуха, старик, собака, дочка. «Девочка Снегурочка»
Бабушка, внучка, мышка, курочка. «У страха глаза велики».
Собери пословицу.
Соберите пословицы и объясните их смысл. К какой сказке подходит пословица. Почему?
Любишь кататься - а врозь скучно.
Делу время, один раз отрежь.
Сказка – ложь, да в ней намек - потехе час.
Вместе тесно, люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, добрым молодцам урок.
Рефлексия. Итог урока.
-Вот и сказочкам конец, а кто слушал – молодец!
- Кто понял, почему часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?
( Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт
с собой мудрую мысль).