СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по произведению "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.»

Урок внеклассного чтения на тему «"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В. Гоголя».

Цели:

  • Знать сюжет, систему образов, идею произведения; смысл включения ее в сборник “Миргород”.

  • Уметь сопоставлять и анализировать текст, обобщать и делать выводы, моделировать ситуацию.

  • Воспитать активную жизненную позицию.

Оборудование: текст.

Ход урока

1. Вступление:

Продолжаем знакомиться с творчеством Н.В. Гоголя. В прошлом году мы читали повести из сборника “Вечера…”, познакомились с повестью Тарас Бульба из сборника “Миргород”, куда вошла и “ Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.

2. Аналитическая беседа по тексту:

  • Чем объяснить, что Гоголь включил в сборник “Миргород” такие разные произведения?

  • Почему повесть так называется?

  • Ваши впечатления от повести? Какие вопросы возникли?

  • Почему повесть начинается с изображения Ивана Ивановича? Как рисуется этот образ? Какой художественный прием использует Гоголь? Какие эпитеты употребляет для характеристики? Продолжите этот ряд: “прекрасный”, “богомольный”… (праздный, черствый, эгоистичный)

  • А что говорит Гоголь об Иване Никифоровиче? Почему так подробно говорил об Иване Ивановиче, а об Иване Никифоровиче в двух словах?

  • Что говорит об их дружбе? Почему они дружат? Какие различия показывает Гоголь? Найдите примеры иронии.

  • Почему, сделав в конце вывод, что герои - “прекрасные люди”, автор не поставил восклицательный знак?



  • Ваши впечатления от чтения. Что смешного в поведении героев? Как вы считаете, почему Гоголь вводит как предмет обмена свинью? Когда это образ еще возникает? (“Подложит свинью” Иван Иванович, свинья съест заявление.)

  • Найдите отношение автора к происходящему? (“Великолепный спектакль”)

  • Почему же так легко поссорились?

Чтение эпизода о хлеве.

Озаглавьте эпизод. Какую роль играет пейзаж? Как относится автор к изображаемому? До чего доходят они в мести друг к другу? Посмотрите прошение в суд (клевета).

3. Миргород и его обитатели:

  • Почему автор не прекращает повествование о героях, а вводит новых персонажей?

  • Проанализируйте эпизоды ( задание по группам):

    • Миргород (гл.4);

    • Суд (гл.5);

    • Обитатели суда (гл.5);

    • Городничий;

    • Ассамблея;

    • Антон Прокофьевич;

  • Какие люди живут в городе? Случайно ли среди них наши герои?

4. Работа с иллюстрациями:

Узнаете героев и эпизоды? Ваши впечатления? Насколько художнику удалось передать характер гоголевских героев?

5. Заключение:

Однако повесть на этом не заканчивается.

  • Как связаны со всем содержанием повести заключительные слова Гоголя: “Скучно на этом свете, господа!”?

  • Хорошо ли жить, когда скучно? А как нужно жить, чтобы не было скучно?

  • Помогите героям жить лучше. Что им нужно для этого?

  • Почему же один становится Тарасом Бульбой, а другой - Иваном Никифоровичем?

  • Чем объяснить, что Гоголь поставил две повести в один сборник?

  • Как вы думаете, почему Гоголь назвал сборник “Миргород”, ведь действие в городе Миргород происходит только в “Повести о том…”?

  • Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к предисловию, которым сопроводил автор повесть, когда ее отказывались печатать: “Долгом почитаю предуведомить, что происшествие, описанное в этой повести, относится к очень давнему времени. Притом оно совершенная выдумка. Теперь Миргород совсем не то. Строения другие; лужа среди города давно уже высохла, и все сановники: судья, подсудок и городничий - люди почтенные и благонамеренные”.

Учите, что слово “мир” означает еще и “общество”. Что же хотел сказать читателю Гоголь в предисловии?

6. Итог урока:

Л.Толстой писал: “Когда я читаю рассказ… - я всегда спрашиваю: “Что за человек ты, который пишешь? Что ты можешь дать мне?”

Давайте ответим на вопрос великого человека.

Что же представляет собой писатель, человек, создавший повести “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”?

7. Домашнее задание:

Напишите эссе “Что дал мне Гоголь?”