Интегрированный урок (чтение и изобразительное искусство)
Тема: Урок внеклассного чтения. Стихотворения русских поэтов об осени. К. Д. Бальмонт «Осень»
Класс: 3
Цели:
- познакомить со стихотворением К.Д.Бальмонта «Осень»,с понятием картина-пейзаж; обратить внимание на образные средства языка;
-развивать воображение учащихся, совершенствовать технику чтения;
-воспитывать художественно- эстетический вкус.
Оборудование: портрет К. Д. Бальмонта, картинки с изображением птиц, осенние листья с мини-сочинениями, корзина для листьев, цветные карандаши, краски.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания:
– Вы писали мини-сочинения об осени. (Учащиеся читают, показывают, сдают все листья в корзину для проверки).
II. Постановка задач урока:
Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотворение о природе русских поэтов, познакомимся со стихотворением К.Д.Бальмонта «Осень», найдем изобразительные средства,которые использует поэт, познакомимся с понятием «пейзаж», будем учится рисовать осенний пейзаж.
III. Первичное восприятие текста
1) Литературно-художественная композиция по стихам русских поэтов об осени.
– Чей образ во всех этих стихотворениях?
– Давайте пофантазируем и представим себе: о чем мечтают листья осенью?
2) Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта.
– Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете, название стихотворения – это его тема или главная мысль? (Тема)
– А что может быть главной мыслью стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний)
– Понравилось ли вам стихотворение?
IV. Вторичное восприятие текста (чтение учащимися про себя)
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.
V. Анализ содержания
– Встретились ли непонятные слова?
Бла – го – вонь – я
Раз – но – цвет – ном запись на доске
Спро – сонь – я
– Уточняем настроение (на доске карточки).
– Какой период осени?
– Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)
Сообщение учащихся о К. Бальмонте (по домашнему заданию).
– Для того, чтобы нам лучше было понять стихи Бальмонта, давайте послушаем сообщение о поэте. Внимательно слушайте, обсудите в парах, и ответьте на вопрос:
– Что запомнили из биографии?
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 - 1942) был назван другим русским поэтом Александром Блоком “поэтом с утренней душой”, которому “никто… не равен в его певучей силе”.
Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.
Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. “Совсем иное влияние оказал на меня отец, – так писал позднее Бальмонт. Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек”.
Это радостное ощущение детства и родных мест “среди цветов и песнопений” родилось из десятилетнего пребывания в деревне. Именно там он был окружен “первыми весенними песнями птиц, первыми побегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами”. Там были с ним народные песни и сказки, стихи Пушкина, Лермонтова и Кольцова. Все это осталось самыми сильными впечатлениями, запомнившимися на всю жизнь.
В начале XX века Бальмонт стал одним из самых читаемых и почитаемых поэтов. Им восторгались, его стихи заучивали, декламировали с эстрады, сочиняли романсы на его произведения.
В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием “Фейные сказки”. Книгу он посвятил своей четырехлетней дочке. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”. Валерий Брюсов, знаменитый поэт начала XX века, восторженно отозвался об этой книге: “… родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих детских песенках ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку”.
VII. Физкульминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
VIII. Выразительное чтение текста.
-Какое чувство надо передать при чтении стихотворения?
-С какой интонацией, в каком темпе, с какой громкостью должен звучать текст?
IX. Знакомство с понятием «пейзаж».
-Какую картину можно нарисовать?
Картина, на которой изображена природа, называется пейзажом. Художник, пишущий пейзаж, любит природу, стремится изобразить ее красоту, показать людям. Природа видится ему живой, радостной или грустной, спокойной. Настроение выражает цвет.
Сравнение изображения осени в стихотворении К.Д. Бальмонта на картине И. Левитана «Осень».
-Какое настроение передал И. Левитан?
-Какие строки из стихотворения И. Бальмонта подошли бы к этой картине?
-Сравните небо в изображении И. Левитана и Бальмонта.
Больше или меньше красок потребуется для рисования пейзажа картины по содержанию стихотворения Бальмонта, чем их использовал в своей картине И. Левитан?
- В каком произведении — И. Бальмонта или И. Левитана - богаче композиция?
X. Рисование картины к стихотворению К.Д. Бальмонта
XI. Итог урока
Выставка работ
- Что нового вы узнали на уроке?
- Кому из авторов рисунков удалось передать чувства, описанные К.Д.Бальмонта?