«Самый счастливый день» А.Алексин
Подготовка:
1.Написать сочинения «Самый счастливый день в моей семье».
2.Сделать газету – фото семейные (отдых, труд, праздники и т.д.).
3.Прочитать рассказ «Самый счастливый день».
На урок:
1.Толковый словарь С.И.Ожегова
2.Цветная бумага, фломастеры
3.Ватман
Ход урока
1.Вызов (групповая работа)
-Что такое счастье? Ваши ассоциации, составьте кластер.
Защита кластера.
-С.И.Ожегов «Счастье – 1)Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2)Успех, удача.
-Почему мы начали урок с разговора о счастье?
-Сегодня мы будем говорить о семье, о счастье в семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о ваших семейных делах, удачах и , может быть, неудачах. Это очень важная тема, она касается каждого из нас. Может быть, и я надеюсь на это, каждый из вас получит какой-то урок, как строить взаимоотношения в семье.
-Мы будем читать рассказ Анатолия Алексина «Самый счастливый день», автора многих рассказов и повестей для детей и подростков.
-О чем будет, по-вашему, этот рассказ?
2.Чтение рассказа с остановками.
Чтение первой части:
-Действовать надо было решительно, быстро. Но как?
-Какие бы способы вы предложили, чтобы помирить родителей? (обсуждение в группах, запись в тетрадь, представление своих вариантов)
Чтение второй части:
-Какие 2 пути наметил мальчик? (радость – горе)
Чтение третьей части:
-Из чего состоял первый путь – радость?
Получилось помирить родителей? Почему?
Чтение четвертой части:
-Какой он способ выбрал?
-Как чувствуют себя родители? Найдите в тексте.
-Предположите, чем закончится рассказ.
Чтение пятой части:
-Удалось ли герою помирить родителей?
-Подумайте и скажите, можно ли ради высокой цели – спасения семьи – действовать так, как сделал мальчик?
-Как вы относитесь к плану героя помирить родителей с помощью горя? (нельзя строить счастье на горе, герой был не прав: он заставил страдать своих родителей)
-Для кого это был счастливый день? для мальчика? Для родителей? Почему?
-Почему мальчик об этом в сочинении не написал, а написал о том, как ходил в Третьяковскую галерею?
3.Притча о мальчике и солнце
Чтение
-За что мальчик может сказать «спасибо» этой семье?
-А за что вы хотели бы сказать «спасибо» своей семье?
-У нас тоже есть солнышко семьи. Но на нем, чтобы оно светило, нет? (лучиков)
-Эти лучики – ваши ладошки. Обведите свои ладошки, вырежьте. Попросите что-нибудь для ваших близких, напишите это на вырезанной ладошке. (прикрепляют ладошки к солнышку с пожеланиями). Пусть в каждой семье будет то, что вы написали на лучиках.
Вывод: Читая и размышляя над этим рассказом, вы приобрели еще один опыт в жизни. Какой?
Рефлексия:
Урок заставил меня задуматься…
Урок показался мне интересным, потому что…
Урок меня научил…