Сценарный план урока литературы в 10 классе
Тема: Лирика военных лет. Стихи, ставшие песней. (слайд 1)
Цели:
обучающая – познакомить старшеклассников с историей создания художественных и музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры; помочь осознать истоки нашей Великой Победы;
развивающая – развивать у обучающихся интерес к творчеству поэтов ХХ века, композиторов и авторов песен военных лет; развивать активность и самостоятельность мышления
воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, уважения к людям старшего поколения; снять психоэмоциональное напряжение через музыкально-поэтическое восприятие;
.
Задачи:,
приобщение к литературно-музыкальному творчеству;
формирование нравственно-гражданской позиции;
расширение знаний об истории Отечества;
развитие кругозора, активности, воспитанности.
Оборудование:
информационный стенд «Никто не забыт, ничто не забыто…»;
мультимедийная презентация;
музыкальные композиции «Музыка войны»;
выставка творческих работ «70-летию Победы, посвящается…»;
выставка художественной литературы «К штыку приравняли перо»;
доска впечатлений «Час мужества пробил».
Тип: комбинированный.
Форма: литературно-музыкальная гостиная.
Ход урока:
Оргмомент. Настрой обучающихся, создание атмосферы психологической комфортности в классном коллективе.
На фоне музыки М. Исаковского из песни «До свиданья, города и хаты» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e086ec60-a8ce-19a5-76f4-7b751ca6b7e6/interface=catalogз звучат строки стихотворения (Читает ученик)
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Д. Попов)
Слово учителя.
Память… Она имеет своё начало, но не имеет конца. 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Второй Мировой войны. А родные всё ещё бережно хранят пожелтевшие фотографии, треугольники писем с фронта, перечитывают их детям и внукам.
(слайд 2) Был Сорок первый? Был. Но только был.
А есть и вечно будет только Сорок пятый!
Приобщение старшеклассников к истории создания стихов и песен военных лет происходит в форме литературно-музыкальной гостиной.
Звуковой эффект «гул самолётов»
Ученик:
Сердце словно опалило –
Седина в висках.
Прошлое рекой уплыло,
Но душа в слезах.
В бой за Родину солдаты,
Шли за шагом шаг.
Ученик:
Верили в Победу свято –
Не сломил их враг.
Всем солдатам воевавшим
Низкий наш поклон...
По солдатам, в битве павшим, –
Колокольный звон...
Звуковой эффект «колокольный звон» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5b799ba4-b4d0-41f6-93f8-82251d52a049/?interface=catalog/
- Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы проводим урок в форме литературно-музыкальной гостиной, где стихи и песни военных лет сливаются в одно целое. Какова же тема нашего урока?
- Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время? Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? http://school-collection.edu.ru/catalog/res/75f60c81-24c3-ddc2-faf2-c5edc2cbeda6/?interface=catalog/
- Война и поэзия… Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо.
Фронтовые поэты,
С напором свинцового шквала
Ваши жизни судьба,
Ваши жизни война рифмовала.
И едва затихало сраженье –
Атаке не вечно же длиться.
Как оно оживало
На ваших горящих страницах.
Особый подъем пережила в годы Великой Отечественной войны советская поэзия. Именно в стихе выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу в годину суровых испытаний. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a9ae1ce3-76ab-4dc2-bb13-11245a1241c7/?interface=catalog/
С первых дней войны зазвучали такие боевые, походные песни, как «До свиданья города и хаты» М. Исаковского, «Песня смелых» А. Суркова и, наконец, прогремевшая по всей стране «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Как могучий призыв, как торжественная клятва разнеслись по просторам нашей отчизны слова:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой... (слайд 3)
- Расскажите об истории создания этой песни
Сообщение учащегося об истории создания песни «Священная война» см. Приложение 1
- Давайте сейчас послушаем песню «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова).
Вспомните слова припева. Какие из них помогали слушателям увидеть характер войны как справедливого возмездия фашистам? Почему война в песне названа «священная»?
Советское радио все годы начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными страны в годы Великой Отечественной, вызывающей прилив мужества и бесстрашия. В чем же причина исключительной популярности песни «Священная война»?
- Песня «Священная война» оказала большое влияние на поэзию военных лет. Она действительно пророчески и точно во многом предвосхитила «проблематику войны», а главное — дух подлинной народности, лаконизм взволнованной речи, острого слова, вдохновленного несокрушимой верой в победу.
- Песни войны... Как необходимы они были воинам, так тянулись к ним тысячи сердец... Каждый композитор и поэт, который вкладывал в свою творческую работу все душевные силы, все свое страстное стремление служить общему делу, ощущал и себя воином! Сегодня на уроке прозвучат песни военных лет. Это известные, популярные песни в годы войны и не теряющие своей свежести и выразительной силы по сей день. Каждая из этих песен несет на себе неповторимую атмосферу тех далеких лет, каждая связана с теми чувствами высокого патриотического подъема, непреклонной решимости, устремленности к победе.
Все мы любим милую «Катюшу».
Любим слушать, как она поет,
Из врага выматывает душу,
И друзьям отваги придает! (слайд 4)
«Катюшами» солдаты называли многоствольные реактивные минометы. Мирная и ласковая песня звучала в подмосковных лесах суровой зимой 1941 года, став одной из самых любимых песен времён Великой Отечественной войны.
- Кто может назвать авторов известной песни «Катюша»
Звучит песня «Катюша», сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера
Сообщение ученика «История создания песни «Катюша». См. Приложение 1
- Как много замечательных строк родилось во время Великой Отечественной войны. Кто может назвать самых известных писателей и поэтов того времени?
- Выставка художественной литературы «К штыку приравняли перо» представлена вашему вниманию.
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне.
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига. Много песен было посвящено столице нашей Родины — Москве. Одна из них стала в наше время гимном Москвы. Это песня «Моя Москва» (сл. М. Лисянского, муз. И. Дунаевского).
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва! (слайд 5)
Эти знакомые всем слова высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23-м километре Ленинградского шоссе — том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы. Этот памятник был поставлен в ознаменование 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой. А как была создана песня, ставшая гимном великому городу-герою?
Сообщение учащегося об истории создания песни «Моя Москва» См. Приложение 1
Сообщение ученика См. Приложение 1
Послушайте «Песню защитников Москвы».
Каким чувством проникнуто стихотворение А. Суркова?
Почему это стихотворение стало походной песней?
Чей подвиг воскрешается в нашей памяти при чтении этого стихотворения?
- Между кровопролитными боями, в минуты тишины, солдаты писали письма, читали стихи, пели песни, отдыхали. В песне военных лет замечательно выразилась полнота и многообразие духовного мира советского человека. Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен тех лет, задушевную, глубоко лирическую - «В землянке». (слайд 7)
Обратимся к еще одной лирической песне, которую можно отнести к жанру поэтического послания. Это песня «Темная ночь», слова которой написал поэт Владимир Агатов, а музыку Никита Богословский. Интересна история создания этой песни. (слайд 8)
Сообщение ученика См. Приложение 1
- Прослушаем песню «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса.
- Для многих эта песня стала любимой. Приходилось ли вам слышать эту песню дома?
- Как она связана с жизнью ваших близких? Вспомним о тех, кто не вернулся с войны.
Мгновенный и всеобщий успех таких лирических стихотворений, как «В землянке», «Темная ночь», «Жди меня», показал, насколько велика была в народе потребность в задушевном лирическом слове. Эти стихотворения переписывались из газет, их посылали вместо писем. Глубокие сокровенные чувства позволили сохранить в себе подлинно человеческое в самых страшных, казалось бы, безысходных обстоятельствах. Много прекрасных строк посвятили наши поэты суровой солдатской дружбе. Они звучат как призыв к пробуждению добрых человеческих чувств сострадания, душевной отзывчивости и участия. Одна из самых ярких песен о солдатской дружбе - «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», написанная замечательным советским поэтом Алексеем Фатьяновым уже после войны. (слайд 9)
Сообщение учащегося См. Приложение 1
Послушаем песню «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого)
Песни, написанные уже в послевоенные годы, объединены с песнями военных лет чувством глубокого патриотизма, гордости за свою страну, отличаются высокой нравственностью и человечностью. В этой неразрвной связи — сила и жизненность нашей литературы и искусства. Именно это предопределяет создание песен, которые не подвержены веяниям моды, - песен, которые навсегда становятся неотъемлемой частью жизни новых поколений русских людей. И такие песни оживут в словах и звуках для каждого, кто услышит их. Одну из таких песен давайте послушаем сейчас: «Алеша» (сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского). (слайд 10)
-Какова история этой песни? Как она возникла?
Накануне празднования юбилея победы в Великой Отечественной войне, вы рисовали рисунки, оформляли плакаты, писали сочинения, готовили заметки. Ваши творческие работы представлены на нашей выставке «70-летию Победы, посвящается…» Какие работы декоративно-прикладного творчества вам понравились, чьи сочинения не оставили вас равнодушными?
- Спасибо всем, кто принял участие в акции «Этот праздник со слезами на глазах…»
- Не только написаны стихи и сложены песни о войне, снято много и кинофильмов. Ребята, кто из вас может назвать известные песни из кинофильмов о войне, фронтовом братстве, беззаветной любви и преданности?
- Сегодня мы предлагаем вашему вниманию прослушать песню «Мы за ценой не постоим», которая была написана Б. Окуджавой специально для кинофильма А. Смирнова «Белорусский вокзал». (слайд 11)
- Ребята, кто может вспомнить первые строки песни?
- Верно. «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Вместе со стихами родилась и замечательная мелодия».
Звучит песня «Мы за ценой не постоим», музыка и слова Б. Окуджавы.
- На защиту Отечества встал весь народ: и стар и млад, семнадцатилетние юноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защищать Родину. С 1941 года юная поэтесса Ю. Друнина окунулась в кровавый ужас войны. Она добровольно ушла в санитарный взвод медицинской сестрой, спасая на своих хрупких плечах с поля боя раненых солдат. (слайд 12)
Ученик:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне!
3. Викторина по произведениям военных лет.
- А сейчас мы проведём познавательную викторину «Строки и звуки». В течение 5 минут, в раздаточных листах, вам необходимо ответить на вопросы по творчеству поэтов и композиторов военных лет.
Приложение 2
4. Подведение учащихся к концу мероприятия
- В воздухе пахло Победой! 29 апреля 1945 года советские солдаты подошли к рейхстагу.
Ученик :
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идёт, свершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас.
И мир прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
Звучит песня «День Победы!» (слайд 13)
- Стихи и песни военных лет!.. От самых первых выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну, прошагали они в боевом солдатском строю. Стоит им только прозвучать – распрямляются плечи, наполняются глубоким раздумьем глаза фронтовиков.
В рамках литературно-музыкальной гостиной, звучали нестареющие стихи и песни военных лет, сумевшие перенести нас в военные годы. Надеемся, что никто не остался равнодушным к подвигам героев Великой Отечественной войны, воспетых известными поэтами и композиторами. Они навсегда останутся в наших сердцах! Давайте почтим минутой молчания память тех, кто отдал свои жизни за мирное небо, яркое солнце, русскую землю.
Минута молчания.
Ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Итог урока. Рефлексия
Час мужества пробил! Подводя итоги, мы ждём от вас отзывов об уроке на «Доске впечатлений»
На фоне музыки военных лет, обучающиеся пишут отзывы. (слайд 14)
Учитель:
Память – это раны: зажившие, но всегда открытые. Как осколок или пуля, которые живут с тобой, дышат с тобой и душат тебя.
Память – это мгновения, из которых набралось почти четыре года войны.
Память – это первый день мира. 9 мая 1945-го года бойцы Красной армии палили воздух не от радости, что остались живы, – это был первый салют Победы, первый салют Памяти…
Звуковой эффект «Салют Победе!» (слайд 15)
Ученик:
Память – это Россия. Она прошла через судьбу тех, кто воевал, и тех, кто родился во время войны и после неё.
Память – это мы. Нашему поколению знакомо слово – война. Как и раньше, сейчас на войне решаются вопросы жизни и смерти.
Ученик:
Каждый из нас готов приложить все силы для того, чтобы сделать мир добрым и счастливым.
Ведь как прекрасно знать, что нигде на планете не льётся кровь людей, что бомбы и снаряды никогда не упадут на крышу твоего дома, что твоя школа не будет взорвана террористами, что дети смогут вырасти, не испытав трагедий и страданий, пережитых старшими поколениями. Мир – это наша мечта.
Ученик:
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило.
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Оценки
Домашнее задание