СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу И.А. Бунина "Лапти" с использованием метода критического мышления "Шесть шляп".  Конспект урока, технологическая карта и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Лапти И.А. Бунина»

Технологическая карта урока


Предмет, класс, дата




Литература,7 класс, 21.02.2017г.

ФИО учителя


Яценко Татьяна Андреевна

Тема урока




Рассказ И.А.Бунина «Лапти». Лучше надеяться, чем отчаиваться.

Место и роль урока в изучаемой теме


Данный урок является вторым уроком по творчеству И.А.Бунина, продолжает знакомство учащихся с темой дворянского быта, семьи, взаимоотношения крепостных и дворян, затронутой в повести Д.Н.Толстого «Детство», и отношением автора к России. Следующий урок будет продолжать тему взаимоотношения детей и взрослых, также затронутую в главе «Наталья Саввишна» повести «Детство».


Цель и задачи урока


Проанализировать рассказ И.А. Бунина «Лапти», используя метода критического мышления «Шесть шляп»

Развивать УУД:

Познавательные УД:  

- развивать умение анализировать прочитанное,   формировать умение понимать авторскую позицию.

Коммуникативные УД: работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД: 

- воспитывать бескорыстие, милосердие, доброту, сострадание.

Регулятивные УД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

Планируемые результаты


Все учащиеся усовершенствуют навыки анализа рассказа, сумеют понять идею и авторскую позицию произведения

Вид урока


Урок открытия новых знаний

Используемые технологии


ИКТ, критического мышления, технология продуктивного чтения

Учебно-методический комплекс

Коровина В.Я.Программы общеобразовательных учреждений. Литература .5-9 кл.-М.:Просвещение,2016 г.

Коровина В.Я. Литература.

7 класс. Учебник в 2-х ч.

с приложением на электронном носит.-М.: Просвещение, 2016 г.

Крутова В.Я., Шадрина С.Б.Литература.7 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной-Волгоград: изд-во «Учитель»,2007 г.

Оборудование

Дидактическое сопровождение


Материалы для познавательной деятельности ученика

Мультимедиа оборудование;презентация, видео «Метель»,

тексты рассказа у всех учащихся, маркеры.

Виноградова Е.А «Аспекты организации текстовой деятельности как образовательной и педагогической технологии» (Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература»изд-ва «Русское слово» -М. –ООО «ТИД «Русское слово –РС»,2006 г.,стр.60-69





Текст рассказа И.А. Бунина «Лапти» , толковый словарь русского языка, словарь литературоведческих терминов.


Организационная структура урока

Название этапа урока

Длительность, мин.

Цель

Содержание учебного материала

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

УУД



1.Самоопределение к деятельности


2 мин.

Создать мотивацию для работы на уроке

Распределение по группам, выбор шляпы.

Ф

Учитель предлагает записать число, тему, говорит о том, каким образом будет осуществлена работа на уроке


Учащиеся оформляют записи в тетрадях.

Ответы на вопрос учителя.


Учащиеся выбирают цвет шляпы для своей группы.

Регулятив

ные

2 этап. Постановка целей, задач урока

3 мин.

Выявить, понимают ли учащиеся цель и задачи урока

-

Ф

Задаёт вопросы:

О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

О каких качествах характера идёт речь в эпиграфе?

На какой вопрос нам сегодня нужно будет ответить?

Учащиеся говорят, что на уроке им предстоит проанализировать рассказ «Лапти», эпиграф говорит о том, что в трудной ситуации не нужно отчаиваться, формулируют вопрос «Почему Нефед отправился за лаптями?»


Учащиеся смогут сформулировать цель и задачи урока, вопрос урока.

Познаватель

ные

3 этап

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности










2 мин.

Проверить знания учащихся и зафиксировать затруднения в деятельности

Распределение заданий.

Г

Учитель предлагает учащимся выполнить задания, самостоятельно проанализировать рассказ

Учащиеся задают вопросы, если что-то в заданиях непонятно.

Учащиеся приступают к работе в группах.

Познаватель

ные, коммуника

тивные, регулятивные

4 этап

Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.


30 мин.

Обучать учащихся умению анализировать рассказ

Выполнения заданий.

Г

Учитель выясняет, понимают ли учащиеся значение всех слов;

Объясняет, как работать с заданиями,

задаёт вопросы, фиксирует правильность ответов и степень активности учащихся. Ставит оценки.

Учащиеся у доски представляют результаты своей деятельности.

Выполняют индивидуальную работу по карточке.

Учащиеся презентуют результаты своей работы.

Коммуникативные, личностные

5 этап

Рефлексия

5 мин.

Выявить, достиг ли урок цели

Работа с презентацией

Ф

Учитель задаёт вопросы

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы.


Коммуникативные, личностные

6 этап

3мин.

Оценить работу учащихся на уроке



Учащиеся в группе работают с оценочным листом.

Учащиеся подают дневники, сдают на проверку тетради (по желанию)

-

Регулятив

ные

Диагностика результатов урока



100% учащихся будут оценены. Учитель ставит отметки за ответы учащихся на этапе презентации. В группе будет проведена взаимооценка и самооценка уровня участия учащихся. Также учащиеся, пожелавшие сдать тетради на проверку, получат оценки за индивидуальну работу.

Домашнее задание


Напишите характеристику Нефеда.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)











5



Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Лапти И.А.Бунина»


Тема урока: Рассказ И.А. Бунина «Лапти»

Класс: 7

Тип урока: Открытие нового знания

Технология: критического мышления

Цели: проанализировать рассказ И.А. Бунина «Лапти», используя методику критического мышления «Шесть шляп»

Задачи: Формирование УУД.

Познавательные УД:  

- развивать умение анализировать прочитанное,  развивать творческие способности и читательскую наблюдательность;

- формировать исследовательские навыки обучающихся и навыки вдумчивого чтения.

-выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные УД: работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД: 

- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

- формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

Во всех случаях лучше

надеяться, чем отчаиваться.

Гёте


Методические приёмы: чтение, пересказ, составление плана, обращение к личному опыту, синквейн, сопоставление..

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация, видео «Метель», тетради, ручки, маркеры. 

Ход урока

I. Организационный момент

        -  Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок по методике «Шесть шляп». Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

II. Слово учителя.

         - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. 

- Главный вопрос нашего урока: «Почему Нефед пошел в метель за лаптями для больного сына хозяев?».

III. Белая шляпа. Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления  учащихся интересуют только факты.

Ребята в группе готовят пересказ, план, информацию о героях, работа со словами и словарем

Задания для группы. Выберите и выполните задания.

  1. Что такое рассказ? Работа со словарем литературоведческих терминов..

Докажите, что произведение И.А.Бунина является рассказом.\

2. В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует? Выберите вариант ответа.

1) Тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

5) горечь смерти;

6) уважение автора к крепостным людям.

3. Составьте план сюжетных элементов рассказа.

Образец.

Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета. Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).

Произведение И.А. Бунина «Лапти» – рассказ.

1) Прозаическое произведение: написано в свободной речи; 2) малый объем: 2 страницы; 3)Несколько событий, быстро сменяющих друг друга;  4) кратковременность изображаемого: менее суток; 5) небольшое количество действующих лиц: барыня, ребенок, Нефед, новосельские мужики.

Заглавие символизирует:

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию

6) уважение автора к крепостным людям.

Примерный план.

Завязка. Болезнь мальчика. Просьба больного ребенка

Развитие действия. Решение Нефёда идти в Новосёлки. « Твердое решение», «Смелое решение», «Надо добывать».

Кульминация. Страшная ночь. «Красота добра», «Самопожертвование», «Любовь к человеку».

Развязка. Спасшиеся в пургу новосельские мужики.


IV. Черная шляпа. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает  безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Задания группе.

Составьте кластер (схему) отрицательных событий, образов в рассказе.

Какие изобразительно – выразительные средства помогают понять сложность создавшейся ситуации, увидеть и почувствовать ее трагизм?

Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? Назовите данное изобразительно-выразительное средство.

Образец ответа.

Изобразительно-выразительные средства: «Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом». Автор создает образ метели, преграды на пути Нефеда, стихии жизни, трудностей с которыми человек должен бороться и не должен бояться..


Зловещий стук в дверь предвещает что-то плохое. Это эпитет. Материал для кластера: вьюга, больной ребенок жалобно плачет, нельзя позвать доктора, мать не может помочь сыну, в дороге могут быть волки, замерзает в пути Нефёд, который хотел выполнить просьбу больного ребёнка.


Говоря о месте, где новосельские мужики обнаружили замерзшего Нефеда, автор использует гиперболу «в двух шагах». Эта деталь удваивает трагизм гибели Нефеда.


.

V. Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает  внимание учащихся  на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Задания:

1) Составьте кластер (схему) положительных деталей, событий, поступков героев

2) Проследите за речью Нефеда. Какие черты характера вы выявили , наблюдая за речью героя? Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? 

3) Найдите портрет Нефеда. К каким выводам пришли?

4) Жизнь Нефеда явилась мерой преданности крепостного крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности? . Докажите.

Образец ответа.

1. Материал для кластера: Нефед-главный герой рассказа, крестьянин. Хорошие взаимоотношения господ и Нефеда. Решение Нефеда пойти за лаптями. Придумал покрасить их фуксином.Нефед купил лапти и фуксин. Новосельские мужики передали лапти матери ребенка. Мужики спаслись благодаря Нефеду.

2. Нефед понимает опасность решения идти в Новоселки. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

2) Далее – как бы убеждая себя («Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего»);

3) Находит обнадеживающий факт – направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).

4) Берет с собой кнут.

Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: «Не по­легчало?», «...не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то...»   Незаконченные,   часто   обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхожде­нии Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как «душа желает». А если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет.

3. Образ Нефела. (Крепостной в доме мелких помещиков).

Выполняет черную работу:  «принес соломы на топку»;

Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;

Одевается в зипун с подпояской.

Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: «Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: «Значит, надо»

4. Взаимоотношения Нефеда и господ добрые уважительные, человеческие..

1) Барыня называет слугу ласково «Нефедушка»; разговаривает с ним, как с равным, близким человеком; пугается за него; когда он замышляет идти в Новоселки; ждет его возвращения, как ждут безмерно дорогого человека: «…ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

3) Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным.



VI. Красная шляпа. В режиме красной шляпы  учащиеся высказывают  свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Задание:

Максимально кратко письменно (или устно) изложите сюжет, используя оценочные слова, выражающие чувства. 

Карточка.

В хуторском доме болен ребенок.____________ В бреду он просит красные лапти. _____________

За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. ____________Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. _____________В тревоге и волнении проходит ночь. Нефед не вернулся. ____________ Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда с лаптями и фуксином за пазухой. __________________.

Составьте кластер «Чувства, испытанные нами при чтении рассказа «Лапти»».

Образец.

Грусть от того, что мальчик болен. Жалость к мальчику. Растерянность от понимания, что ничего нельзя сделать. Беспокойство за Нефеда. Ужас от мыслей, что он заблудился и умер. Уважение к Нефеду. Надежда на спасение мальчика.


VII. Зеленая шляпа. Находясь под зеленой шляпой, учащиеся  придумывают новые идеи, модифицируют  уже существующие, ищут  альтернативы.

Учитель: - Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)      

 - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

Задание: Выберите задание и выполните его.

1. Допишите концовку рассказа.

2. Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка, о дальнейшей судьбе которого автор ничего не говорит. Как вы думаете, как сложится судьба мальчика?

3. Напишите синквейн или анаграмму «Лапти» или «Нефед».


Образец.

  Лапти

 необходимые, спасительные

  погубят, поддержат, помогут.

Лапти - надежда на выздоровление.

Самопожертвование

Нефед

Добрый, отзывчивый

Помогает, любит, жалеет

У него доброе сердце.

Человек.



Анаграмма

Любовь

Альтруизм

Помощь

Терпеливость

И человечность.


VIII. Синяя шляпа: управление процессом.  Эту шляпу примеряет учитель.

Задание: выберите вопрос и ответьте на него 3-5 предложениями. Не забудьте отразить позицию автора.

Как относится к своему герою автор? Ответ 3-5 предложений. Какие качества проявил поступок Нефеда?

Что хотел сказать автор этим рассказом? Ответ 3-5 предложений.

Сопоставьте фрагменты рассказа И.А. Бунина «Лапти» и И.С. Тургенева «Бирюк» В чём Нефед похож на Бирюка? Ответ 5-8 предложений. Не забудьте о позиции автора.

Учитель:

Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

- В чем, на ваш взгляд выразилось мастерство писателя в данном рассказе?

Художественное мастерство И.А. Бунина.

1) Напряженность сюжета;

2) Выразительность языка;

3) Недоговоренность.

IX.Рефлексия. Учащиеся заполняют оценочные листы. Приложение №4

X Итог урока. Работа с презентацией.

XII Д/з составить характеристику Нефёда;
















ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Иван Андреевич Бунин Рассказ «Лапти»

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала

причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек.

- Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что

на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.






ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ЗАДАНИЯ

1.Белая шляпа. Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления  учащихся интересуют только факты.

Ребята в группе готовят пересказ, план, информацию о героях, работа со словами и словарем

Задания для группы. Выберите и выполните задания.

  1. Что такое рассказ? Работа с определением, со словарем литературоведческих терминов.

2. Докажите, что произведение И.А.Бунина является рассказом.

3. Составьте композиционный план рассказа.

4.В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

5) горечь смерти;

6) уважение автора к крепостным людям.

6. Выберите вариант ответа и выполните задание карточки №1.


2. Черная шляпа. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает  безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Задания группе.

  1. Составьте кластер (схему) отрицательных событий, образов, героев в рассказе.

  2. Проанализируйте эпизод описания метели. Для чего И.А. Бунин использует образ метели в рассказе? Что подчеркивает автор описанием страшной метели как жизненного препятствия на пути Нефеда? Найдите в описании метели изобразительно – выразительные средства, которые помогают понять сложность создавшейся ситуации, увидеть и почувствовать ее трагизм? Назовите средства выразительности данного описания и приведите примеры.

  3. Выполните задание карточки №2.


3.. Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает  внимание учащихся  на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Задания:

1) Составьте кластер (схему) положительных деталей, событий, поступков героев

2). Проанализируйте портрет и речь Нефеда.

Вопросы для анализа.

  1. Можно ли по портрету и речи понять, что Нефед крестьянин? Приведите примеры.

  2. Какие черты характера подчеркивает автор в портретной характеристике Нефеда? Приведите примеры.

Какие черты характера вы выявили, наблюдая за речью героя? Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? Простые или сложные предложения употребляет Нефед? О чем говорят короткие, обрывающиеся фразы? Помогает ли построение его речи в ответ на возражения барыни, что он понимает опасность решения идти в Новоселки? Какой обнадеживащий факт находит? Приведите примеры.

3. Выполните задание карточки № 3.


4. Красная шляпа. В режиме красной шляпы  учащиеся высказывают  свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Задание:

  1. Составьте кластер «Чувства, испытанные нами при чтении рассказа «Лапти»».

  2. Выполните задание карточки №4.


5. Зеленая шляпа. Находясь под зеленой шляпой, учащиеся  придумывают новые идеи, модифицируют  уже существующие, ищут  альтернативы.

Задание: Выберите задание и выполните его.

1. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу. Защитите ее.

2.. Напишите синквейн или анаграмму «Лапти» или «Нефед».

3. Выполните задания карточки №5


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Дополнительный материал для учащихся

  1. Белая шляпа.

Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета. Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц.

  1. Словарная работа

Верста - 1066,8 метра, 6 верст 6036м., более 6 км.

В такую страсть – в такую плохую погоду

Зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота)

Обыдёнкой – в тот же день

Лапти – лапоть – плетёная обувь из лыка (коры) охватывающая только ступню ног.

Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий.

Кнут – большая плеть.

Розвальни —низкие и широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками



  1. Черная шляпа.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитет – художественное определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления)

.

  1. Красная шляпа..

Карточка. Подберите и запишите чувства, которые испытывают герои или читатели. Составьте кластер.

В хуторском доме болен ребенок.____________ В бреду он просит красные лапти. _____________

За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. ____________Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. _____________В тревоге и волнении проходит ночь. Нефед не вернулся. ____________ Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда с лаптями и фуксином за пазухой. __________________.


  1. Зеленая шляпа.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

        четвертая строка – предложение из 4 слов, показывающая отношение к теме;

        пятая строка – слово, связанное с первым, отражающие сущность темы.


6. План письменного ответа на вопрос:

1) Постройте рассуждение из 3-5 предложений. Тезис - аргумент(ы) - вывод.

2) Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

3) Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.

4) Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ПРИЛОЖЕНИЕ №4


Оценивание деятельности на уроке «Рассказ И.А. Бунина «Лапти»


ФИО

Знание текста

Идеи, предложения, обсуждение

Выполнение задания, ведение записей в тетради

Помощь товарищу

Презентация

Отметка






































Просмотр содержимого презентации
«Иван Алексеевич Бунин ЛАПТИ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №3  г.Коммунар, Ленинградской области Лучше надеяться, чем отчаиваться (по рассказу И.А.Бунина «Лапти») учитель русского языка и литературы Яценко Татьяна Андреевна 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Коммунар, Ленинградской области

Лучше надеяться, чем отчаиваться

(по рассказу И.А.Бунина «Лапти»)

учитель русского языка и литературы

Яценко Татьяна Андреевна

2017

Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин

Кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут.        (Словарь С.И.Ожегова)

Кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут.

(Словарь С.И.Ожегова)

Василий Григорьевич Перов «Странник» Иван Николаевич Крамской «Полесовщик»

Василий Григорьевич Перов «Странник»

Иван Николаевич Крамской «Полесовщик»

Кроме сказанного в рассказе «Лапти» И.А.Бунин открывает нам: Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения. 2. Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Кроме сказанного в рассказе «Лапти» И.А.Бунин открывает нам:

  • Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2. Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Художественное мастерство И.А.Бунина в рассказе «Лапти»: 1) Напряженность сюжета. 2) Выразительность языка. 3) Недоговоренность.

Художественное мастерство И.А.Бунина в рассказе «Лапти»:

1) Напряженность сюжета.

2) Выразительность языка.

3) Недоговоренность.

Жанр Рассказ Сюжет Тяжело болен ребёнок. Мать бессильна помочь сыну: вьюга не позволяет позвать доктора. Деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание мальчика - принести ему красные лапти. В пути Нефёд замерзает. Тема Идея Самопожертвование ради спасения жизни ребенка Необычайная доброта,  готовность к самопожертвованию Проблема доброты, любви, милосердия, самопожертвования

Жанр

Рассказ

Сюжет

Тяжело болен ребёнок. Мать бессильна помочь сыну: вьюга не позволяет позвать доктора. Деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание мальчика - принести ему красные лапти. В пути Нефёд замерзает.

Тема

Идея

Самопожертвование ради спасения жизни ребенка

Необычайная доброта, готовность к самопожертвованию

Проблема

доброты, любви,

милосердия,

самопожертвования