Государственное учреждение образования
«Татарковская средняя школа»
Урок
внеклассного чтения
в 3 классе
Учитель: Самутинская Светлана Владимировна
Татарка, 2016
Тема: Авторская сказка. А. С. Пушкин «Сказка ложь, да в ней намек...»
Цель: развитие читательских интересов учащихся
Задачи: систематизировать знания учащихся о видах сказок,
формировать умение определять тему следующего урока внеклассного чтения по ряду книг, формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, анализировать произведения.
развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие
Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбкой. Спасибо, садитесь.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтоб всем снова захотелось,
На уроки к нам прийти!
Итак, урок внеклассного литературного чтения.
Работа по развитию артикуляционного аппарата и речи учащихся.
- Посмотрите на доску. Двери на урок на замке. Нам нужно их открыть. (На доске изображение двери с замком.)
- Но на дверях висит замок. Для того, чтобы его открыть, необходимо обратиться к нему, используя вежливые слова. Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной. А для этого давайте потренируем наш язычок.
(Дети читают хором в полголоса)
Рыбке рак ни друг, ни враг
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
- А теперь наш язычок готов произнести вежливые слова, чтобы открыть замочек.
-Дети: Уважаемый, замочек, откройся пожалуйста! и т. д.
- Двери открываются.
Сказка начинается.
-Молодцы! Двери открываем и встречает нас книжная страна.
II. Актуализация знаний.
Работа с книжной выставкой
- Перед нами выставка книг.
- Скажите, какого жанра представленные на ней произведения? (сказки)
- Вы любите сказки?
- Действительно, именно со сказками вы знакомы с раннего детства.
- А какие сказки бывают? Правильно, сказки бывают народными и авторскими.
- Какие сказки называются народными, а какие авторскими? (ответы детей)
- Приведите примеры народных и авторских сказок.
- На нашей выставке сказки авторские или народные? (авторские)
- Совершенно верно! Эти сказки авторские, а кто их написал? (Пушкин)
Объявление темы урока
И вы уже, наверное, догадались чему будет посвящен наш урок? (сказкам)
Итак, тема нашего урока: Сказки А. С. Пушкина
III. Знакомство с биографией писателя А. С. Пушкина
-Хорошо ли мы знаем автора?
(Рассказ подготовленного ученика)
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Родился в городе Москве 26 мая (6 июня) 1799 года.
У Саши была старшая сестра Ольга и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала.
Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.
Проверка домашнего задания
Перечислите сказки А. С. Пушкина, которые вы читали.
К уроку вы подготовились в парах представить любую сказку А. С. Пушкина
Каждая пара представляет сказку, остальные должны сказать из какой сказки отрывок представлен.
Первая пара: Краткий пересказ сказки
Вторая пара: Чтение отрывка по ролям
Третья пара: Инсценировка отрывка из сказки (отрывок)
Спасибо! Молодцы!
Знакомство с новыми сказками
Чтение сказки о золотом петушке
- Вы знаете сколько сказок написал А. С. Пушкин?
Как не странно, но список сказок Пушкина не так уж велик, все его сказки — это 7 мировых шедевров.
Жених
Сказка о золотом петушке
Сказка о медведихе
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
Сегодня мы прочитаем Сказку о золотом петушке.
Я начну, вы продолжите.
Разбор сказки
1) Откуда пришла беда в царство Дадона? (Видит, бьётся петушок, обратившись на восток).
2) Объясните значение слова рать «Кличет царь другую рать» («Царь к востоку войско шлёт», значит, рать – это войско)
3) Какими словами извещал петушок царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!»)
4) Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»)
Творческая работа.
- Обратите внимание, что сказки Пушкина написаны стихами.
- Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
- Для того чтобы сочинять стихи, нужно уметь подбирать рифму.
Рифма -это созвучие концов стихотворных строк.
(разобрать рифму на экране)
Например,
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Рифмуются последние слова строк
Давайте поиграем в игру «Найди рифму», постараемся подобрать рифму к словам.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),
Взяла я корзину, купил ты…(картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей).
Концерты на «Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке …(Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши…(врачи).
Итог.
- С творчеством какого поэта знакомились?
- Какие задания больше всего понравилось выполнять?
Домашнее задание
- Ребята, вы любите приключения?
Приключения будут темой нашего следующего урока.
Зачитать отрывок из книги
Рефлексия
Смайлы на магнитах
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
Мне было приятно наблюдать как дружно и активно вы работали. Молодцы.