Тема: Внешнее строение и скелет пресмыкающихся
Цели: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными;
развивать любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, составлять схемы;
воспитывать любовь к животным, прививать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Оборудование: таблицы «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные», электронные уроки Кирилла и Мефодия, карточки с заданиями.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
1. Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика.
Учитель: Я предлагаю вам определить тему сегодняшнего занятия и поставить задачи урока, для чего предлагаю поиграть в анаграммы.
Ученикам предлагается составить из букв названия животных
мязе (змея)
рящцеиа (ящерица)
зюраг (гюрза)
пчерахеа (черепаха)
ркодокил(крокодил)
кюдага (гадюка)
жу (уж)
Учитель: Как вы уже догадались, тема урока «Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения», в ходе которого мы попытаемся выяснить особенности, которые позволили пресмыкающимся стать первыми настоящими наземными позвоночными.
Все ли изображенные животные относятся к пресмыкающимся? (слайд) Почему? Вернемся к этому рисунку в конце урока.
III. Изучение нового материала.
1.Среда обитания пресмыкающихся (демонстрация слайдов)
Какой признак, отражающий среду обитания этих животных, можно сформулировать?
(Пресмыкающиеся – типичные наземные обитатели – записывают в тетрадь_
2. Классификация пресмыкающихся (слайд)
1.Сегодня на уроке речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:
Способными к гипнотическому взгляду ( змеи)
Долгожителями (черепахи)
Ужасно кровожадными ( крокодилы)
Быстрыми и юркими ( ящерицы)
Ужасно переменчивыми ( хамелион)
Стали символами медицины .
-Кто эти таинственные животные, почему их так называют?
2. Создание проблемной ситуации.
Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.
Кто же смог выжить в таких условиях? Почему?
Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
3. « Мозговой штурм»
-Какие системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными? Почему? ( предполагают учащиеся, демонстрация слайда)
а) покровы (защищают от иссушения)
б) органы передвижения (двигаться по суше)
в) органы дыхания (только легкие)
г) размножение (вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками)
д) органы выделения (экономия воды)
е) органы чувств (осязание не кожей)
4.На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности внешнего строения, среду обитания и образ жизни этих удивительных животных.
Особенности внешнего строения. (Работа в группах)
-Назовите самых распространенных пресмыкающихся нашей местности.(прыткая ящерица, уж обыкновенный)
1 группа.
(на столе модель и рисунки ящерицы и лягушки)
-Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:
Тело ящерицы разделено на ….
Между головой и туловищем появилась …..
На голове расположены ……
Глаза имеют …..
Конечности расположены ……
Пальцы заканчиваются ….
Двигаясь вперед, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.
- Какие изменения возникли у ящерицы по сравнению с лягушкой?
Дополнение учителя: Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.
2 группа.
(на столе рисунки кожных покровов пресмыкающихся)
-Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.
-Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).
-Какое значение имеет таков покров в их жизни?
Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:
Тело ящериц и змей покрыто… кожей.
В верхнем слое кожи образуются роговые чешуи.
По форме они…
На спине, голове, брюхе чешуи…
Такой кожный покров- надежная защита пресмыкающихся от…
-В чем отличие кожи пресмыкающихся от кожи земноводных?
Дополнение учителя: Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру у крокодилов и черепах).
_ Кожа пресмыкающихся надежно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует…(росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.
3 группа
(рисунки линьки змеи, ящерицы)
-Изучите по учебнику как линяет ящерица?
-Изучите выползок питона.
- Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?
Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты исследования.
- Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.
Объясните это явление.
Изучив особенности внешнего строения ящерицы сравним с земноводными.
Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? (заполнение схемы)

Особенности

Шея когти сухая с роговым покровом третье веко
кожа
Вернемся теперь к рисунку «Всели изображенные животные относятся к пресмыкающимся»?
5.Решение биологических задач.
- Ящерицы, змеи. Черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать ее вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут «вертеть» головой?
- « И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи..» Объясните описанное с биологической точки зрения.
- «Жало» змеи - правильно ли такое выражение? Ответ поясните.
6. Скелет пресмыкающихся. Отличительные черты скелета пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Особенности скелета змей.
IV. Обобщение знаний.
Продолжите мысль:
Пресмыкающиеся - это удивительные животные, потому что…
Они не могут быть другими потому, что…
Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что…
V. Закрепление.
Тестовое задание.
1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные.(ДА)
2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)
3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)
4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)
5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)
6. Все пресмыкающиеся питаются только животной пищей: насекомыми, грызунами или лягушками). (НЕТ)
7. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)
VI. Задание на дом.
П.40, вопр.
VII. Рефлексия.
Оценить свою работу по пятибалльной системе.