6
Тема: «Внутренние воды Северной Америки». Дата
Класс: 7
Цель урока: формирование знаний о внутренних водах Северной Америки, особенностях их распределения по материку.
Задачи урока:
1) сформировать у обучающихся представление о внутренних водах Северной Америки; выяснить особенности их распределения по материку, характер течения, питания, режима. Познакомить учащихся с крупнейшими реками, озёрами и водопадами;
2) развивать умение учащихся работать с атласом и контурной картой;
3) воспитывать географическую культуру обучающихся и способствовать эстетическому восприятию объектов природы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-беседа.
Оборудование: географические атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал «Тесты».
Оформление кабинета: настенная карта «Физическая карта мира».
План урока
Ι. Орг. момент (2 мин.)
ΙΙ. Проверка домашнего задания (8 мин)
ΙΙΙ. Изучение нового материала (20 мин.)
ΙV. Закрепление изученного материала (10 мин.)
V. Рефлексия (2 мин.)
VI. Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Интеллектуальная разминка (Учащиеся называют географические объекты на букву, которую называет учитель).
2. Проверка домашнего задания.
2.1. Фронтальный опрос:
- Сколько климатических поясов пересекает Северную Америку? Назовите эти климатические пояса.
- Какой климатический пояс занимает большую площадь на материке?
- Какой климатический пояс занимает минимальную площадь на материке?
- Какие факторы повлияли на формирование климата?
- Какое влияние на климат материка оказывает Гудзонов залив?
- Почему в центральной части материка очень часто бывают ураганы?
- Можно ли Северную Америку назвать сухим материком?
- Где больше всего на материке выпадает осадков?
2.2. Тест по вариантам «Климат Северной Америки» (раздаточный материал). (Приложение № 1). Взаимопроверка.
3. Изучение нового материала.
Учитель. На материке Северная Америка есть много интересных географических названий, если их перевести с индейского языка, то они звучат следующим образом: «Лошадь, которая не устаёт», « Первая в мире обманщица», «Отец вод». Как вы считаете, к каким географическим объектам они относятся? Правильно! И тема нашего сегодняшнего урока «Внутренние воды Северной Америки».
3.1. Реки Северной Америки.
- Вспомните, что мы относим к внутренним водам?
- Как вы считаете, а каких водных объектов мы больше всего видим на материке?
- Бассейну каких океанов принадлежат реки континента?
- Назовите наиболее крупные из них?
(Северный Ледовитый океан: Маккензи; Тихий океан: Колумбия, Колорадо; Атлантический океан: Миссисипи, Святого Лаврентия.)
- Давайте сравним реки: а) по характеру течения; б) по типу питания; в) по режиму.
- А какие факторы влияют на столь существенные различия (климат и рельеф)?
-А какая из рек будет самой протяжённой и полноводной рекой?
Сообщение учащегося о Миссисипи (Приложение № 2).
Учитель. А теперь давайте обратим внимание на совершенно противоположную реку по характеру реку – Колорадо.
- Как вы считаете, почему горные реки не такие полноводные как равнинные?
Сообщение учащегося о Колорадо (Приложение № 3).
Учитель. Как вы считаете, а какая река на этом материке будет начинать таять с верховья, а замерзать, наоборот, с нижнего течения?
3.2. Озёра Северной Америки.
Огромную водную систему на материке образуют Великие озёра и река Святого Лаврентия, которая соединяет их с Атлантическим океаном. Великие озёра – одна из замечательных черт в природе материка. Их пять – Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио и Эри. Они являются тектоническими по происхождению, которые образовались в прогибах земной коры. По площади озеро Верхнее превосходит озеро Викторию, а озеро Онтарио превосходит Ладожское, величайшее из европейских озёр. Вода из озера Верхнее, выливается в озеро Мичиган и Гурон, которые образуют большое общее зеркало. Озеро Гурон соединяется с озером Эри. А озеро Эри знаменитой Ниагарой с озером Онтарио. А озеро Онтарио рекой Святого Лаврентия соединяется с Атлантическим океаном. Уникальным объектом природы материка является Ниагарский водопад.
Сообщение учащегося о Ниагарском водопаде. (Приложение № 4).
3.3. Болота, ледники.
Существенное влияние на формирование внутренних вод материка оказал ледник. И подтверждение тому система озёр на севере континента. Котловины их образовались в результате разломов земной коры, но затем были углублены ледником.
- Приведите пример наиболее крупных озёр, которые будут ледниковыми по происхождению.
(Виннипег, Большое Медвежье озеро, Большое Невольничье озеро).
- Здесь мы видим и самые большие участки заболоченной местности. Что привело к их здесь образованию?
- А чем ещё представлены внутренние воды Северной Америки?
- Приведите примеры территорий покрытых ледниками.
4. Закрепление изученного материала.
4.1. Вопросы для проверки:
- Какой можно сделать вывод об обеспеченности Северной Америки внутренними водами?
- Чем они представлены на материке?
- Вспомните названия самых крупных объектов, о которых шла речь на уроке.
4.2. Работа с контурной картой. Подпишите на карте названия внутренних вод, о которых шла речь на сегодняшнем уроке.
5. Рефлексия.
Заполнение анкеты
1. На уроке я работал (активно / пассивно).
2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
3. Урок для меня показался (коротким / длинным).
4. За урок я (не устал / устал).
5. Материал урока мне был (понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен, легким / трудным).
6. Домашнее задание: составить краткое описание любого из водных объектов Северной Америки.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест по вариантам «Климат Северной Америки»
Вариант № 1
1. Какой климатический пояс не пересекает Северную Америку:
а) арктический; б) экваториальный; в) субэкваториальный.
2. Какой залив оказывает охлаждающее влияние на климат материка:
а) Гудзонов; б) Калифорнийский; в) Мексиканский.
3. Большая часть материка лежит:
а) в тропическом поясе; б) в арктическом; в) в умеренном.
4. Средиземноморский тип климата встречается:
а) в субтропическом поясе; б) в тропическом; в) в умеренном.
5. В умеренном поясе наибольшее количество осадков выпадает:
а) на западном побережье; б) в центре материка; в) на восточном побережье.
Вариант № 2
1. Климатический пояс, который пересекает материк на юге:
а) тропический; б) экваториальный; в) субэкваториальный.
2. Отепляющее влияние на климат материка оказывает:
а) Гудзонов залив; б) Мексиканский залив в) залив Аляска.
3. Причина, влияющая на образование ураганов в центральной части материка:
а) разница атмосферного давления и температуры; б) близость океана; в) горная система на западе.
4. Климатический пояс, в котором осадки выпадают зимой:
а) субарктический; б) умеренный; в) субтропический.
5. Самое жаркое и сухое место на материке:
а) долина Смерти; б) полуостров Калифорния; в) полуостров Лабрадор.
Приложение 2
Сообщение о реке Миссисипи.
Миссисипи собирает и несёт в Мексиканский залив воду почти с трети территории США. У неё два главных притока: дикая необузданная Миссури и более полноводная, светлая, живописная и спокойная Огайо. «Толстая грязнуха» - так называют Миссури местные жители. И верно, река во время весеннего половодья похожа на грязно-жёлтый поток. Она тащит хворост, деревья с корнями и кронами. Соединившись, Миссури и Миссисипи километров 40 текут не смешиваясь. Справа жёлтый поток, слева – голубоватый. Ниже по течению картина повторяется: но уже помутневшая Миссисипи принимает светлые воды Огайо. В результате таяния снега и ливневых дождей река выходит из берегов и наносит ущерб для прилегающих территорий. Путь Миссисипи заканчивается в Мексиканском заливе, но когда-то он был значительно короче. За время своего существования, река затянула наносами северную часть залива и течёт теперь по созданной ею территории ещё на 1600 километров. По этой причине длина реки всегда приблизительная. Река имеет большое значение для местных жителей. О Миссисипи, также как и о Волге, сложены песни. На языке индейцев «Миссисипи» - значит «Великая река», «Отец вод».
Приложение 3
Сообщение о Колорадо.
Большой Каньон реки Колорадо – одно из грандиозных явлений природы. Ущелье, по дну которого течёт река Колорадо, протянулось на 320 км, а его глубина – составляет 2 км. В некоторых местах его отвесные стены выглядят как волшебный город из разноцветного камня с храмами, башнями и замками. Этот глубокий разрез в земной коре сделан рекой. Воды реки Колорадо на протяжении тысячелетий пробили ущелье, и год за годом Колорадо продолжает ещё глубже врезаться в его дно. Ширина каньона – от 25 до 8 км, а в некоторых местах до 120 метров. На дне ущелья рядом с рекой отчётливо проявились древние кристаллические породы. Это остатки древней горной системы, которая разрушена временем. Первым белым человеком, увидевшим Большой Каньон, был испанский путешественник Гарсиа Лопес де Карденас, открывший Каньон в 1540 году. Правительство США выделило самую красивую интересную часть Каньона под национальный парк «Большой Каньон». Теперь тысячи туристов приезжают каждый год полюбоваться здешними красотами, а дети даже могут покататься на муле по дну ущелья вдоль реки Колорадо.
Приложение 4
Сообщение о Ниагарском водопаде.
Ниагара по-индийски означает «Гром вода». Эта река соединяет два крупных озера – Эри и Онтарио, являясь государственной границей между Канадой и США. Длина реки составляет 58 км, падение её уровня на всём протяжении 107 метров. Вниз по течению русло реки разделяется Козьим островом на два потока воды и двумя водопадами низвергается вниз. Западная часть водопада (большая) – канадская, а восточная значительно меньшая, находится вблизи американского берега. Ниагарский водопад грандиозен. Ежесекундно вниз летят огромные массы воды. Рёв падающей воды заглушает все звуки, приходится, разговаривая между собой, кричать. У подножья водопадов настоящий бурный кипящий котёл, над которым поднимается на высоту 100 метров облако брызг. Вечером туристы собираются на Козьем острове, чтобы полюбоваться на освещённые прожекторами водопады. Водопады окрашиваются, то в красный цвет, то становятся лиловыми, оранжевыми, жёлтыми, зелёными. Яркое отражение в воде увеличивает красоту зрелища.