СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок во 2 классе Собственные и нарицательные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок во 2 классе Собственные и нарицательные имена существительные»

















Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме

«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»,

данного на районном методическом семинаре для педагогов Тайшетского района по теме «Учебно – познавательные и учебно – практические задачи на уроке и во внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС»







учитель начальных классов

Гайденко Наталия Сергеевна





Февраль 2020






Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Уровень: базовый

Тип урока: получение новых знаний

Форма: урок-исследование

Тема: «Имена собственные и нарицательные»


Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.


Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.


Основные понятия:

- имя существительное;

- имя собственное и имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных.


Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.


метапредметные результаты:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.

предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.


Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).


Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.


Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.


Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для групповой работы.


Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап. Организационный

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки



II этап. Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания


Эмоциональный настрой.

- Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

Показ смайлом настроения.














Распределение сущ-х

(на слайде: солнце девочка

утро мальчик

город щенок)

- Оценивание правильности выполнения «смайликом»

.


Личностные УУД: положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнениеПознавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы

Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно

III этап. Самоопределение деятельности

Цель: мотивировать к изучению темы.


































.


(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)


- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.


выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.


- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?


- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.


Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.


Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

(на слайде:

Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Королёв, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.


имя

отчество

фамилия











- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.


- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?


- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?


( на слайде таблица)


- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.


- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?


- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?


- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.




Выбор карточек с существительными на стене












Работа в паре

Заполнение таблицы









Оценивание работы смайлом.

Проверка по шаблону

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя

Личностные УУД:

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.


Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия



IVэтап. Открытие новых знаний.

Цель: научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.


- Попробуйте назвать тему нашего урока.


(на слайде:

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.


Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …


- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.



Формулирование темы и цели урока

Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение


Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию


- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.


С какой буквы пишутся имена собственные?


- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.


- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?


- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.


- Какие существительные мы называем собственные?


С какой буквы они пишутся?


А у кого еще может быть своё собственное имя?


Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.


(слайд)


Приведите примеры собственных имён существительных.


- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.


- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?


Приведите примеры нарицательных имён существительных.


Физминутка



Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?



- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

Выдвижение версий.













Самостоятельное чтение правила с.52

Определение собственных имен существительных.


Приводят примеры сущ.






Самостоятельное чтение правила с.53

Определение нарицательных имен существительных.

Приводят примеры сущ.

Выполнение фиминутки

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы


Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

уметь планировать учебное сотрудничество в группе

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

V этап. Применение новых знаний.

Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных



Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

- А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные.

- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?


- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?



Различение собственных и нарицательных имен существительных.




- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

- Как называется главный город нашей области??

Иркутск имеет свою историю, традиции, праздники. В нем жили и живут замечательные люди, о которых мы много говорили на часах общения.


Один из них, поэт Александр Биркин написал такие строки о городе:

Иркутск – столица Восточной Сибири!

Хозяин Байкала, хозяин тайги!

Здесь жители город чудес сотворили,

В честь самой прекрасной реки́.

(слайд)


Мы сейчас будем работать в группах.

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.



-Какой у вас получился рассказ? (слайд

Называют имена собственные.







Город Иркутск.

______________ - центр Восточной Сибири. Он очень красивый. Рядом с городом текут реки ______________ . В этом городе родились и выросли замечательные люди: космонавт ______________, писатель__________________,

олимпийская чемпионка по художественной гимнастке _____________________.



VI этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель: научить осознавать свои достижения

VII. Рефликсия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?


Домашнее задание:


У. стр. 52, 53 правило

по выбору

Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.

или

составить весёлый рассказ

(5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные


Оцените «смайликом» свою работу на уроке.


С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».




Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за ….








Показ настроения смайлом.


Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.


Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение