Цели деятельности учителя | Формировать представления о существующей связи между живой и неживой природой; уточнить представления о связи человека с окружающей природой |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять понятие «невидимые нити в природе»; устанавливать взаимосвязи в природе – между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные ресурсы | Презентация на тему «Невидимые нити» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1784 |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Беседа по теме «“Невидимые нити” между человеком и природой» | Проводит беседу по вопросам: – Как вы понимаете выражение «невидимые нити»? – Как связан человек с природой? – Как может человек нарушить связи с природой? – К каким бедам это приведёт? | Отвечают на вопросы, формулируют выводы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о невидимых нитях; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Презентация «Невидимые нити» | Демонстрирует и комментирует слайды презентации | Просматривают презентацию | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; дополняют и расширяют имеющиеся знания; анализируют объект, выделяют главное | Устные ответы |
Работа по материалам учебника (с. 64–65) | Предлагает учащимся проследить способ изображения связей с помощью моделей, изображенных в учебнике (с. 65), изготовить 1–2 модели | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Самостоятельное задание, самопроверка |
Физкультминутка (Приложение) | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения в соответствии с текстом | Фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Выполнение уп-ражнений |
Практическая работа. Прочитаем и обсудим (с. 66–67) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задание | Работа в парах | Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора и обработки информации; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Устные ответы |
Игра-соревнование по сюжету стихотворения «Про всех на свете» Б. Заходера | Организует игру, создает эмоциональный настрой | Участвуют в игре | Фронтальная | Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Выполнить задание 1 в рабочей тетради (с. 45–47) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задание в рабочей тетради | Индивидуальная, работа в парах | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения. | Проводит беседу по вопросам: – Приведите примеры связей в природе, между природой и человеком. – Как по вине человека могут быть нарушены эти связи? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя | Устные ответы. Оценивание учащихся за работу на уроке |