
«Время. Единицы измерения ».
Цель: Дать детям широкое представление о времени; познакомить с видами часов; научить правильно распределять и ценить время; расширить представление о времени с помощью пословиц, поговорок, загадок.
Задачи:
- обучающие
Дать детям представление о времени. Обеспечить усвоение новых терминов.
-развивающие
Учить наблюдать, соотносить понятия, познакомить с историей часов;
-воспитательные
Формировать познавательную потребность, научить распределять и ценить время.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы .
Ученик. Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
Часы даны не для красы,
Диктуют время нам часы,
Диктуют так: тик - так, тик-так.
Раздаётся стук в дверь. Появляется Буратино. Ребята удивлены.
Ученики. Как ты к нам попал?
Буратино. Ребята, вы ведь знаете, что я не сразу научился ценить время, не сразу взялся за ум и пошёл в школу, тем самым сильно огорчил своего папу Карло. Поэтому я часто захожу к некоторым ученикам в школу и помогаю им разобраться во времени, чтобы они не повторяли моих ошибок. Хочу сегодня и у вас погостить. Посмотреть, что вы знаете о времени. Не нужна ли некоторым ученикам моя помощь.
На столе монитор компьютера с сигналом сбоя. Ребята должны восстановить понятия в порядке возрастания.
Секунда-единица времени, от латинского «второе деление».
Минута-Единица времени, равная 60 секундам, от латинского «маленький, мелкий."
Час-Единица времени, равная 60 мин.
Сутки-единица времени, равная 24 часам.
Неделя-промежуток времени, равный 7 суткам.
Впервые введён на Древнем Востоке. (Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)
Месяц-промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.
Год-промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366 дней) годы.
Век-промежуток времени, равный ста календарным годам. ХХ I век длится с 1 января 2001 года по 31 декабря 2100 года.
Тысячелетие-промежуток времени, равный 1000 годам.
Учитель. Итак, мы с вами дали естественнонаучное определение времени. Время-форма последовательной смены явлений и состояний материи. Универсальные средства времени - длительность, необратимость. Что ему помогает?
Дети. Календари, часы.
Ученица. Календарь-перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. В более общем смысле понятие «календарь» означает всю систему исчисления времени.
По латыни «календарь» -это первые дни месяцев, которые в Древнем Риме публично объявляли глашатаи. Постепенно календари стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
Наиболее известны карманные, отрывные, настольные, настенные календари;
Юлианский календарь назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Григорианский календарь-папа Григорий Х III в ХVI в. Придал календарю современный вид. В России григорианский календарь был введён в 1918 г. Разница между календарями составляла 13 дней.
Календарь удобен, чтобы вести счёт времени - годам, месяцам, неделям, дням.
Буратино. Ребята, а что было бы, если часы остановились?
Дети приводят примеры.
Учитель. Видите, почему для нас так важны эти две сестры- труженицы, стрелки часов. И всё-таки давным-давно люди умели обходиться без часов.
Солнечные часы.
Часы песочные.
Часы механические.
Электронные, кварцевые.
Цветочные. (иллюстрация)
Часы условно подразделяются на бытовые, наручные, настенные, напольные, календарные, часы-кулон, башенные, будильники, карманные).Специальные часы (секундомер, хронометр).
Учащиеся знакомятся по иллюстрациям с видами часов.
Буратино. Ребята, а вы знаете, что обычно в месяце бывает 30 или 31 день. Правда есть исключение. Что это за месяц и сколько в нём бывает дней?
Дети. Это февраль. В нём 28 дней, а один раз в четыре года -29. Такой год называется високосным.
Учитель. Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу разные случаи из жизни людей, время для них было очень важно.
Самую долгую жизнь прожил житель Японии. Он жил 120 лет.
Дольше всех в мире спала, не просыпаясь, Надежда Артёмовна Лебедина, которая заснула в 1954 году, а проснулась в 1974 г.
В течение дня вы проводите на ногах не менее 5часов. Ежедневно делаете около 30 тысяч шагов. При средней скорости человек за 1 час проходит 4-5 км.
Дети. Значит за 1 день в среднем человек проходит 25 км. А за год 9000км.
А за пять лет человек пройдёт расстояние равное окружности земного шара. Дожив до 60 лет, мы 10 раз обойдём вокруг Земли.
Учитель. Для того, чтобы показать цену времени, люди стараются многое замечать, ценить прожитые годы. Желая помочь избежать ошибок другим людям, как добрый Буратино люди слагали пословицы, поговорки, загадки о времени и его значении. Давайте вспомним их и повторим.
Время разум даёт.
Года - что вода.
Думай ввечеру, а делай поутру.
Время проходит, а другое приходит.
Всё идёт в свой черёд.
Время придёт – слёзы утрёт.
Время и камень долбит.
Время дороже золота.
Век живи – век учись.
Делу – время, а потехе час.
А теперь загадки.
Что возвратить нельзя?
Дети.Время.
Учитель. Без ног оно и без крыльев,
Не видно его и не слышно.
Быстро летит – не догонишь.
Дети.Время.
Учитель. Вчера было,
Сегодня есть, завтра будет.
Дети.Время.
Учитель. Второго октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
Звучит отрывок «Чук и Гек» А. Гайдара. ( аудио, бой курантов)
Часы говорят о времени, остановить которое нельзя, как нельзя его и «убивать» - то есть проводить без пользы.
Что же можно сделать за одну минуту?
Ученица. Например: 13 телевизоров, 11 холодильников. 1560 пар обуви, 77 часов, 3 автомашины.
Учащиеся выполняют тест. (презентация)
Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы время зря не тратите.
Рефлексия.
Дети. У нас ещё всё впереди. Мы ещё многому научимся, сделаем много хорошего для себя и для других людей, а самое главное мы научимся ценить время, каждую минуту, каждое мгновение, каждый миг. До свидания , до новой встречи.
. 