Какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (синтаксис)
О какой единице синтаксиса мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков? (предложение)
По своей структуре, из каких элементов состоит предложение? (из членов предложения)
Посмотрите на экран, перед вами ступеньки. Как можно расположить члены предложения на этих ступеньках? (главные и второстепенные)
Почему главные предложения мы располагаем на верхней ступеньке? (они являются грамматической основой и содержат основную информацию)
Какова же роль второстепенных членов предложения? (дополняют, конкретизируют основную мыль)
Давайте вспомним, что на сегодняшний момент мы же знаем о второстепенных членах предложения, а поможет нам в этом кластер, который попробует составить на доске Французова Н., а вы в тетрадях. (составление с комментарием). А в это время у нас самостоятельно будут работать три эксперта, им нужно будет провести некое исследование. Я раздала им тексты разных типов речи, ваша задача найти второстепенные члены предложения и посчитать их количество. (Костерин, Котунин, Дружинина)
(после заполнения кластера) Для того чтобы определить, какой член предложения перед нами, разберем конкретный пример: Дорога шла по крутому берегу Яика. (Электронная почта моментально доставила сообщение) На доске Костерин.
- Узнаем, тексты какого типа речи были у экспертов. (описание, повествование, рассуждение) Сколько вам встретилось определений? Дополнений? Обстоятельств?
-Какой можно сделать вывод из полученной информации? (Наничкин) (чаще всего в текстах мы встречаемся с дополнениями)
- Посмотрите на ступеньки…
А теперь прочитайте формулировку темы урока, найдите ключевые слова и определите главную цель нашего урока.
Запишем тему урока в тетради. (я на доске)
Как вы уже заметили, о дополнении мы уже говорили и в начальной школе и в 5-7 классах. Но каждый раз знакомые термины открывают для нас все новые факты, о которых нам и предстоит сегодня узнать.
Прочитайте учебник, стр.74, скажите, о чем мы не говорили, какая информация для нас является новой? (прямое и косвенное дополнение)
Просмотр видеоролика – объяснение нового материала.
Давайте попробуем на конкретных примерах определить вид дополнения и вспомним, чем может быть выражено дополнение. К доске пойдет Мандрик. Выписываем словосочетание: дополнение со словом от которого оно зависит.
Купить хлеб (прямое)
Расскажи о себе. (косвенное)
Не жаль прошлого (прямое)
Заниматься с отстающими. (косвенное)
Одного не ждут (прямое)
Просить встретиться (просить о встрече) (косвенное)
Верю в завтра (косвенное)
Слышу «ау» (прямое)
Написать несколько писем (прямое)
Нашел больное место (прямое)
Физкультминутка
А сейчас работа в группах, распределитесь по 4 человека: первые парты поворачиваются ко вторым, третьи – к четвертым. На предложенных листочках в течение 5 минут вам необходимо составить алгоритм по определению вида дополнения. (работа в группах)
Первая зачитывает получившийся алгоритм. (на слайде)
Давайте попробуем как работает этот алгоритм на конкретном примере.
Береги честь смолоду. Я упал и лишился чувств.
Тест Синквейн
- Назовите второстепенный член предложения, с которым мы сегодня работали.
- какова его роль в предложении?
-с какими видами дополнений мы познакомились?
Ступеньки оцените свою работу на уроке. Насколько понятен вам был сегодня материал? На какую ступеньку вы поставили бы себя.