Урок «Выполнение экспериментального задания ОГЭ по физике»
Цель урока:
Развитие практических навыков учащихся по выполнению экспериментальных заданий, предусмотренных Государственной итоговой аттестацией (ОГЭ).
Задачи урока:
Познакомить учеников с требованиями к проведению эксперимента согласно спецификации ОГЭ.
Обучить правильному оформлению результатов экспериментов.
Способствовать развитию наблюдательности, внимательности и аккуратности.
Формирование умения анализировать полученные данные и делать выводы.
Тип урока:
Практическое занятие
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Умение самостоятельно планировать и проводить простейшие физические эксперименты, измерять физические величины, записывать результаты измерений и вычислений, представлять результаты измерения графически, составлять таблицы, формулировать выводы.
Метапредметные: Навык самостоятельного планирования действий, работа с физическими приборами, оценка достоверности полученных результатов, оформление отчетов.
Личностные: Воспитание самостоятельности, ответственности, целеустремленности и уверенности в собственных силах.
Средства обучения:
Набор физических приборов и материалов: динамометры, линейки, мензурки, металлические шарики, весы, секундомер и др.;
Карточки-задания для групповой работы;
Образцы оформления лабораторных работ.
Ход урока:
I этап. Организационный момент (2 мин)
Приветствие, постановка цели занятия.
II этап. Актуализация знаний (7 мин)
Фронтальная беседа с учениками:
Какие типы заданий входят в экзаменационную работу?
Какое значение имеет выполнение экспериментальной части?
Чем отличается лабораторная работа от контрольной задачи?
III этап. Объяснение нового материала (8 мин)
Учитель демонстрирует образец правильного оформления отчета о выполнении экспериментального задания, акцентируя внимание на требованиях к представлению данных и выводов.
IV этап. Практическая деятельность (25 мин)
Учащиеся делятся на группы по 3–4 человека. Каждой группе выдается карточка с заданием и необходимыми материалами. Задания подобраны таким образом, чтобы охватить различные виды измерений и анализа данных, предусмотренные программой ОГЭ.
Примеры заданий:
Измерение плотности вещества.
Исследовать зависимость силы тока от напряжения.
Исследование зависимости силы упругости от деформации пружины.
Каждая группа работает над своим заданием, соблюдая инструкцию и правила безопасности.
V этап. Подведение итогов практической деятельности (10 мин)
По завершении работы каждая группа представляет свой отчет перед классом, поясняя ход исследования и демонстрируя правильно выполненные расчеты и графики. Учитель совместно с учащимися проводит обсуждение ошибок и возможных путей улучшения результатов.
VI этап. Рефлексия (3 мин)
Обратная связь: учащиеся отвечают на вопросы учителя относительно сложности выполненного задания, возникших трудностей и успехов.
VII этап. Домашнее задание (2 мин)
Самостоятельно составить отчет по одной из предложенных учителем тем (например, определение работы электрического тока), подготовить презентацию своего решения для следующего урока.
Дополнительные материалы:
Для закрепления изученного материала рекомендуется организовать дополнительные тренировочные занятия по решению аналогичных заданий в рамках подготовки к экзамену.
Таким образом, разработанный урок направлен на формирование у школьников необходимых компетенций для успешного прохождения государственной аттестации по физике, способствуя повышению уровня осознанности и практического опыта в проведении физического эксперимента.