Тема: Море причастий. (экскурсия в музей причастия)
Цель:
обучающая: повторить и закрепить изученный материал по теме «Причастие»;
развивающая: развивать творческие способности обучающихся; память, мышление, внимание; орфографическую зоркость;
воспитывающая: воспитание интереса к языку, бережное отношение в нему.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, шапочки и карточки для инсценировки сказки.
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в
образе прилагательного.
В. И. Даль
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Учитель наизусть читает стихотворение:
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
О чем эта загадка? О чем мы будем говорить на уроке?
Ребята, сегодня у нас последний урок по изучению данной темы, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
Анализ эпиграфа:
1)Как понять смысл высказывания?
(Рассказ о В. И. Дале (Слайд)
В.И.Даль родился 10 ноября 1801 года в Луганске, на Украине. Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю свою долгую жизнь, выбрав себе впоследствии литературный псевдоним Казак Луганский. Среди произведений Владимира Даля - очерки, статьи по медицине, лингвистике, этнографии, стихи, одноактные комедии, сказки, повести. Имя Владимира Ивановича Даля живет в нашем сознании прежде всего как имя создателя знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка", богатейшей сокровищницы русского слова и народной мудрости.)
2)Что значит «причастный»?
Давайте выясним по словарю Ожегова значение слова «причастный». «ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.
2. Работа по теме.
Сегодня, ребята, мы с вами побываем в музее, но в музее необычном — музее русского языка. В нем есть много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, знаки препинания и многое другое.
Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в залах причастия. Мы должны рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий.
Зал № 1. (Слайд)
В этом зале мы узнаем, «Как причастия появились». Инсценировка сказки.
Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на вое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.
Говорит им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу".
- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
- Спасибо, доброе прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилось им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.
Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.
Глагол сказал:
- Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный.
- А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное.
Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.
Понравилась ли вам сказка?
Какие значения имеет предложение: «И никакого вам будущего»? (слайд)
Зал № 2. (Слайд)
В нашем следующем зале представлены действительные и страдательные причастия. Экскурсоводами по этому залу будут... (вызываются поочередно двое обучающихся).
Первый экскурсовод рассказывает о действительных причастиях, отвечает на вопросы посетителей музея, затем на доске вставляет пропущенные гласные в суффиксы действительных причастий, обозначает орфограммы. Ту же самую работу выполняет второй экскурсовод относительно страдательных причастий.
На доске: (Слайд)
Действительные причастия: Страдательные причастия:
Люб...щий слыш...мый
Улыба...щийся оберега...мый
Стро...щий движ..мый
зна...щий засе...нный
Стел..щийся высуш...нный
Та...вший замеш...нное (тесто)
Хмур...вшийся замеш...нный (в каком-то деле)
Зал № 3. (слайд)
Мы переходим в зал причастного оборота.
На доске записаны предложения, которые нужно списать, вставить пропущенные запятые, обозначить причастные обороты.
На доске (слайд)
Дождь перестал и облака подгоняемые ветром неслись над притихшей землей. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья. Видимость ограничивал снегопад (не)прекращающийся несколько дней.
Экскурсоводом по этому залу будет... Она расставит на доске недостающие знаки препинания, а затем ответит на ваши вопросы о причастном обороте.
Зал № 4. (слайд)
Особое место в нашем музее занимают страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.
Учащиеся записывают предложения, вставляют пропущенные буквы. (слайд), слабые обучающиеся работают по карточкам.
На стене висела писа….ая акварелью картина.
Приятно пахло печё…ым хлебом.
Хороши грибы, сушё.…ые в печке.
Ране….ый в лапу заяц стал прихрамывать.
У бабушки был платок, вяза….ый из чистой шерсти.
На некоше…ом лугу зеленела высокая трава.
Маринова….ые грибы лежали на тарелке.
Его ожидал неслыха….ый успех.
В магазине мы купили жаре…ого леща и копчё…ой колбасы.
Индивидуальная работа. Работа по карточкам.
1.Тест
Обвести кружком номер словосочетания, в котором:
А) пишутся нн
1. Свежемороже.. ые овощи, 3.груже…я баржа,
2. Фарширова…ый перец, 4.смышле…ый малыш;
Б) пишется н
1. Варе…ый картофель, 3.Организова…ая шефами,
2. Убра…ые вещи, 4.Потуше…ые огни;
В) пишутся нн
1. Дитя ипуга…о. 3. Реше…ая задача
2. Огни потуше...ы. 4. Суше…ые ягоды
Г) пишется н
1. Слома…а ребенком. 3. Искуса…ый комаром
2. Броше…ый камень. 4. Вытка…ый ковер.
2. Задание: Образовать от глагола с зависимым словом причастный оборот. Графически объяснить знаки препинания.
А) Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца.
Б) Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце.
В) Прекрасны клены (одеть) в багряную листву.
Г) (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.
Зал № 5. (слайд)
Мы знаем, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. А.С.Пушкин писал: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату мы говорим: которая скачет, который метет — заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
Но бездумно употреблять причастия нельзя. В нашем музее есть примеры неправильного употребления причастий. Наверное, скоро они действительно останутся только музейными экспонатами.
На экране: (слайд)
Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.
Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
Учащиеся исправляют (устно) ошибки в употреблении причастий.
Зал № 6. (слайд)
Мы переходим в последний зал музея. Здесь мы видим картину Константина Маковского “Дети, бегущие от грозы”. (слайд)
Задание: По опорным словам и словосочетаниям составить текст.(Слайд)
Гроза (приближающаяся, надвигающаяся…);
Небо (потемневшее…);
Ветер (усиливающийся, налетевший…);
Рожь (желтеющая…);
Дети (испуганные, убегающие…);
Волосы (растрепанные…);
Сердце (замирающее …);
Молния (сверкающая…);
Братишка (обнявший…);
Мостик (прогнувшийся…).
Проверка творческих работ.
Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие по залам музея русского языка.
Для тех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждем гостей.