СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-закрепление знаний о причастии 7 класс "Море причастий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-закрепление знаний о причастии "Море причастий" в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок-закрепление знаний о причастии 7 класс "Море причастий"»

Тема: Море причастий. (экскурсия в музей причастия)

Цель:

обучающая: повторить и закрепить изученный материал по теме «Причастие»;

развивающая: развивать творческие способности обучающихся; память, мышление, внимание; орфографическую зоркость;

воспитывающая: воспитание интереса к языку, бережное отношение в нему.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, шапочки и карточки для инсценировки сказки.


Причастие – это часть речи, причастная глаголу в

образе прилагательного.

В. И. Даль

Ход урока:

1. Организация начала урока.

Учитель наизусть читает стихотворение:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

О чем эта загадка? О чем мы будем говорить на уроке?

Ребята, сегодня у нас последний урок по изучению данной темы, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

Анализ эпиграфа:

1)Как понять смысл высказывания?

(Рассказ о В. И. Дале (Слайд)

В.И.Даль родился 10 ноября 1801 года в Луганске, на Украине. Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю свою долгую жизнь, выбрав себе впоследствии литературный псевдоним Казак Луганский. Среди произведений Владимира Даля - очерки, статьи по медицине, лингвистике, этнографии, стихи, одноактные комедии, сказки, повести. Имя Владимира Ивановича Даля живет в нашем сознании прежде всего как имя создателя знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка", богатейшей сокровищницы русского слова и народной мудрости.)

2)Что значит «причастный»?

Давайте выясним по словарю Ожегова значение слова «причастный». «ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.


2. Работа по теме.

Сегодня, ребята, мы с вами побываем в музее, но в музее необычном — музее русского языка. В нем есть много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, знаки препинания и многое другое.

Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в залах причастия. Мы должны рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий.

Зал № 1. (Слайд)

В этом зале мы узнаем, «Как причастия появились». Инсценировка сказки.

Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на вое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Говорит им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу".

- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилось им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.

Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.

Глагол сказал:

- Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный.

- А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное.

Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.

Понравилась ли вам сказка?

Какие значения имеет предложение: «И никакого вам будущего»? (слайд)

Зал № 2. (Слайд)

В нашем следующем зале представлены действительные и страдательные причастия. Экскурсоводами по этому залу будут... (вызываются поочередно двое обучающихся).

Первый экскурсовод рассказывает о действительных причастиях, отвечает на вопросы посетителей музея, затем на доске вставляет пропущенные гласные в суффиксы действительных причастий, обозначает орфограммы. Ту же самую работу выполняет второй экскурсовод относительно страдательных причастий.

На доске: (Слайд)

Действительные причастия: Страдательные причастия:

Люб...щий слыш...мый

Улыба...щийся оберега...мый

Стро...щий движ..мый

зна...щий засе...нный

Стел..щийся высуш...нный

Та...вший замеш...нное (тесто)

Хмур...вшийся замеш...нный (в каком-то деле)

Зал № 3. (слайд)

Мы переходим в зал причастного оборота.

На доске записаны предложения, которые нужно списать, вставить пропущенные запятые, обозначить причастные обороты.

На доске (слайд)

Дождь перестал и облака подгоняемые ветром неслись над притихшей землей. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья. Видимость ограничивал снегопад (не)прекращающийся несколько дней.

Экскурсоводом по этому залу будет... Она расставит на доске недостающие знаки препинания, а затем ответит на ваши вопросы о причастном обороте.

Зал № 4. (слайд)

Особое место в нашем музее занимают страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.

Учащиеся записывают предложения, вставляют пропущенные буквы. (слайд), слабые обучающиеся работают по карточкам.

  1. На стене висела писа….ая акварелью картина.

  2. Приятно пахло печё…ым хлебом.

  3. Хороши грибы, сушё.…ые в печке.

  4. Ране….ый в лапу заяц стал прихрамывать.

  5. У бабушки был платок, вяза….ый из чистой шерсти.

  6. На некоше…ом лугу зеленела высокая трава.

  7. Маринова….ые грибы лежали на тарелке.

  8. Его ожидал неслыха….ый успех.

  9. В магазине мы купили жаре…ого леща и копчё…ой колбасы.

Индивидуальная работа. Работа по карточкам.

1.Тест

Обвести кружком номер словосочетания, в котором:

А) пишутся нн

1. Свежемороже.. ые овощи, 3.груже…я баржа,

2. Фарширова…ый перец, 4.смышле…ый малыш;

Б) пишется н

1. Варе…ый картофель,  3.Организова…ая шефами,

2. Убра…ые вещи,  4.Потуше…ые огни;

В) пишутся нн

1. Дитя ипуга…о. 3. Реше…ая задача

2. Огни потуше...ы. 4. Суше…ые ягоды

Г) пишется н

1. Слома…а ребенком. 3. Искуса…ый комаром

2. Броше…ый камень. 4. Вытка…ый ковер.

2. Задание: Образовать от глагола с зависимым словом причастный оборот. Графически объяснить знаки препинания.

А) Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца.

Б) Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце.

В) Прекрасны клены (одеть) в багряную листву.

Г) (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.



Зал № 5. (слайд)

Мы знаем, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. А.С.Пушкин писал: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату мы говорим: которая скачет, который метет — заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

Но бездумно употреблять причастия нельзя. В нашем музее есть примеры неправильного употребления причастий. Наверное, скоро они действительно останутся только музейными экспонатами.

На экране: (слайд)

Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.

Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

Учащиеся исправляют (устно) ошибки в употреблении причастий.


Зал № 6. (слайд)

Мы переходим в последний зал музея. Здесь мы видим картину Константина Маковского “Дети, бегущие от грозы”. (слайд)

Задание: По опорным словам и словосочетаниям составить текст.(Слайд)

Гроза (приближающаяся, надвигающаяся…);

Небо (потемневшее…);

Ветер (усиливающийся, налетевший…);

Рожь (желтеющая…);

Дети (испуганные, убегающие…);

Волосы (растрепанные…);

Сердце (замирающее …);

Молния (сверкающая…);

Братишка (обнявший…);

Мостик (прогнувшийся…).

Проверка творческих работ.

Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие по залам музея русского языка.

Для тех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждем гостей.