СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок закрепления и систематизации изученного материала по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит в виде интеллектуального соревнования команд. К нему прилагается презентация и тест с от

Просмотр содержимого документа
«Урок закрепления и систематизации изученного материала по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».»

Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России.

Цели урока:

- актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России;

- закрепление знаний о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.

Тип урока:  закрепления и систематизации изученного материала

Форма урока: повторительно-обобщающий урок с использованием групповой работы, соревнования между группами (игры).

Учебно-методический комплект и оборудование:

Проектор. Доска, мел. Парты составлены для работы в 3 группах. На партах только ручки и 2 тетрадных листа (один пустой, а второй со списком состава группы).

ХОД УРОКА

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Вступительное слово учителя.

Далее учитель с помощью учеников объявляет тему и цели урока. Правила работы на уроке, систему оценивания результатов деятельности учащихся объявляет учитель.

На доске таблица с номерами команд. По ходу выполнения заданий учитель записывает баллы, набранные группами. В конце урока подсчитываются итоговые баллы и объявляются результаты. От результатов зависит итоговые оценки группам по пятибалльной шкале. При переводе баллов в оценки учитель учитывает уровень класса, объявляет до начала урока: сколько баллов на какую оценку нужно набрать и записывает на доске. Внутри групп, исходя из заработанной оценки, ребята оценивают каждого участника за его личный вклад в результат группы. В конце урока капитаны сдают учителю список группы с оценками. Решающее слово при спорной ситуации имеет выбранный капитан, который во время урока обращает внимание на работу каждого члена группы.

1. Разминка. Слайд с вопросами. К доске выходят по 2 человека от группы. Нужно в порядке очереди быстро дать ответ (очередь определяется жребием). Если ответ неверный или представители группы думают над ответом более 3 секунд, то ответ переходит к представителям другой группы (За каждый правильный ответ – 1 балл). Н

- Имя царя, отменившего крепостное прав?

- Что такое реформа?

- Почему реформы 60-70 годов 19 века получили название «либеральные»?

- Что такое «крепостное право»?

- Какое государство называют правовым?

- Дайте определение понятию «террор».

2. "Логические цепочки". Отвечают группы на тетрадных листах, которые заранее приготовили.

Через 3 минуты учитель дает команду об окончании выполнения задания и просит передать для проверки ответов соперникам (по часовой стрелке, например). Если допущено 2 и более ошибки, то баллы не начисляются, 1 ошибка – 1 балл, о ошибок – 2 балла.

Расположите события в хронологической последовательности:

А) судебная реформа

Б) речь Александра II перед московским дворянством о предпочтительности отмены крепостного права сверху

В) рескрипт Назимову

Г) университетская реформа

Д) Военная реформа

Е) отмена крепостного права

Ж) проект Лорис–Меликова

3. Выступления спикеров. От каждой группы выходит 1 человек. По жребию определяется очередность выступлений. На экране появляется слайд, по которому нужно определить, к какой реформе он относится, и рассказать об этой реформе без подготовки. Должны быть названы все основные элементы (название, год, суть, итог и т.п.). За каждый существенный элемент начисляется балл.

4. Тест. Решает вся группа в течение 7-8 минут, затем, после команды учителя передает соперникам для проверки. Засчитываются только полностью правильные ответы (за каждый – 0.5 балла). Ключи выдает учитель, чтобы ускорить процесс выполнения проверки и избежать спорных ситуаций. Капитаны объявляют результат. Учитель записывает на доске.

5. Значение реформ. Выступают капитаны с заранее подготовленной речью (по 1 мин.). Оцениваются правильность, полнота ответа, выдержанный временной регламент и выразительность.

6. Подведение итогов работы групп. Объявление оценок группам.



















Тест по теме «Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX века»


1. Реформы 60-70-х гг. XIX века носили либеральный характер, т.к.

а) были направлены на сохранение прежних порядков

б) были направлены на укрепление авторитета Александра II

в) были направлены на укрепление самодержавия

г) способствовали улучшению жизни в стране и расширению прав граждан


2.Согласно утвержденному 1 января 1874г. уставу общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался

а) в 15 лет, из них 6 лет действительной службы, 9 лет – в запасе

б) в 15 лет, из них 5 лет действительной службы, 10 лет – в запасе

в) в 12 лет, из них 6 лет действительной службы, 6 лет – в запасе

г) в 12 лет действительной службы


3. Правом выбора в городскую думу пользовались

а) все без исключения граждане, достигшие совершеннолетия

б) мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги

в) мужчины, достигшие 21 года и платившие городские налоги

г) мужчины, достигшие 21 года


4. Деятельность земств была направлена на

а) осуществление контроля уплаты налогов

б) укрепление позиций дворян в деревне

в) улучшение положения широких народных масс

г) решение неограниченного круга вопросов


5. Высшей судебной инстанцией являлся

а) Сенат

б) Судебная палата

в) суд присяжных

г) мировой суд


6. Основные положения военной реформы разрабатывались под руководством

а) П.А.Валуева

б) Д.К.Кавелина

в) Д.А.Милютина

г) А.В.Головнина


7. К реформам Александра II не относилась

а) земская

б) городская

в) судебная

г) денежная


8. Установите соответствие между историческим деятелем и сферой его деятельности

А) А.В.Головнин

Б) Д.А.Милютин

В) М.Т.Лорис-Меликов

Г) П.А.Валуев

Д) Я.И.Ростовцев


1) генерал-губернатор, начальник Верховной распорядительной комиссии;

2) министр внутренних дел, исполняющий обязанности с 1861г.;

3) военный министр, участник разработки положений военной реформы 1874г.;

4) генерал, Председатель Редакционных комиссий;

5) министр просвещения, участник разработки положений реформы в области просвещения.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д








9. Установите соответствие между датой и событием

А) городская реформа

Б) введение « Положения о губернских и уездных земских учреждениях»

В) покушение на Александра II члена тайной революционной организации Д.Каракозова

Г) открытие Военно-юридической академии

Д) одобрение Александром II проекта Лорис-Меликова

Е) утверждение нового устава для университетов, устанавливающего их автономию

Ж) открытие Морской академии

З) принятие « Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

И) на вооружение русской армии были приняты винтовки-берданки

К) реформирование военно-учебных заведений


1) 19 февраля 1861г.

2) 1877г.

3) 1867г.

4) 1863-1864гг.

5) июнь 1864г.

6) 1868г.

7) 1866г.

8) 1870г.

9) 1 марта 1881г.

10) 1 января 1864г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К













10. Установите соответствие между реформой и временем ее проведения

А) земская

Б) военная

В) реформа в области народного образования

Г) городская


1) 1870г.

2) 1874г.

3) 1864г.

4) 1864-1871гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г







11. Установите соответствие между термином и его определением

А) земства

Б) правовое государство

В) апелляция

Г) реформа

Д) гражданское общество

Е) монархия

Ж) либерализм

З) консерватизм


1) идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам;

2) это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций;

3) форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху;

4) один из видов обжалования не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе;

5) выборные органы местного самоуправления

в России;

6) государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права;

7) общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь людей;

8) изменение, преобразование.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З











12. Расположите в хронологической последовательности события

А) проведение городской реформы

Б) принятие « Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

В) проведение военной реформы

Г) одобрение Александром II проекта Лорис-Меликова

Д) проведение судебной реформы


А

Б

В

Г

Д








13. Назовите черты, характеризующие русскую армию после проведения военной реформы

1) муштра

2) отмена телесных наказаний

3) рекрутские наборы

4) всесословная воинская повинность

5) военная служба продолжалась 25 лет

6) вооружение гладкоствольными ружьями

7) сокращение срока действительной службы

8) расширение сети военных учебных заведений

Ответ: _________________


14. Назовите, кто согласно военной реформе не подлежал призыву на военную службу

1) единственные сыновья в семье

2) единственные кормильцы семьи

3) представители дворянского сословия

4) представители народов Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири

5) граждане, имеющие высшее образование

Ответ: _________________


15. Назовите черты, характеризующие судебную систему на основе новых судебных уставов 1864г.

1) равенство всех сословий перед законом

2) длительные судебные разбирательства

3) деятельность судей контролировалась императором

4) гласность суда

5) состязательность обвинения и защиты

6) закрытость судебных разбирательств

7) сословный характер

Ответ: _________________




























ОТВЕТЫ:


1. г

2. а

3. б

4. в

5. а

6 в

7. г

8.

А

5

Б

3

В

1

Г

2

Д

4


9.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

8

10

7

3

9

5

2

1

6

4



10.

А

Б

В

Г

3

2

4

1


11.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

5

6

4

8

2

3

7

1



12.

1

2

3

4

5

Б

Д

А

В

Г



13. 2,4,7,8

14. 1, 2, 4

15. 1,4,5