СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Защита проекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки защиты проектов можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Этот урок нацелен на повторение и обобщение знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Защита проекта"»

Тема: Защита творческого проекта

Цели:

  1. обучение аргументированному доказательству своей точки зрения,

  2. расширение кругозора,

  3. развитие чувства ответственности за выполняемую работу,

  4. развитие творческого мышления, самостоятельности, эрудиции,

  5. воспитание аккуратности, инициативности.

Тип: обобщение знаний.

Методы проведения занятия:

  • словесные –рассказы, беседы

  • наглядные –демонстрация выполненных изделий, схем, образцов, расчетов, описаний.

Методы обучения:

  • Методы самостоятельной работы.

  • Методы контроля


Ход урока


  1. Организационный этап (2 мин.).


    1. Приветствие.

    2. Определение отсутствующих.

    3. Проверка готовности учащихся к уроку.

    4. Организация внимания.

Учитель: В начале года вы познакомились с основами проектирования.

Скажите, что такое проект?


Учащиеся: Проект – это самостоятельная итоговая работа.

Проект – это замысел, план, намерения.


Учитель: Верно! Льюис Керролл в своей книге «Алиса в стране чудес» сказал: -«Чтобы выжить, надо быстро изменяться. (Правило Черной Королевы)»


2. Этап всесторонней проверки знаний ( 10 мин.).

Учитель: В течение года в разделе «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества» при изучении вышивки, аппликации и в разделе «Технология обработки ткани» мы освоили этапы проекта.

Назовите этапы которые мы отработали и содержание работы к ним? Для этого используем «Маршрутную карту».


Учащиеся: Мы освоили этап организационно-подготовительный. На этом этапе мы определяем тему и цели проекта, знакомимся с критериями оценки, планируем свою работу, собираем и уточняем информацию.

Конструкторско-технологический. Разрабатываем констукторско-технологическую документацию, план изготовления проектного изделия, выполняем эскиз, чертежи и моделирование изделия, изготавливаем проектированное изделие.


Учитель: Назовите тему, которую мы изучаем в данное время?


Учащиеся: Мы изучаем пошив изделия – фартук и косынку.

Мы конструировали и моделировали свое изделие.


Учитель: К сегодняшнему занятию вы закончили пошив какого изделия?


Учащиеся: Мы закончили пошив кухонного комплекта , который состоит из фартука и головного убора.


Учитель: От того, как вы освоили этапы, таким и будет ваш проект – учебный или творческий, т.е. выходящий за рамки программы.

Какие этапы проектной деятельности у нас еще не отработаны? («Смотри маршрутную карту»)


Учащиеся: У нас остался не освоенный «Заключительный этап» проекта.


  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала ( 10 мин.).


Учитель: Что входит в «Заключительный этап»?(См. «Маршрутную карту»)


Учащиеся: В «Заключительный этап» входит: формирование и оформление результатов, защита проекта и оценка результатов проектной деятельности.


Учитель: Начнем с этапа «Формирование и оформление результатов» и будем продолжать работать с документацией.

Откройте таблицу №5. У вас остался незаполненным 6 этап. Заполните его оценив свою работу с таблицами. Напишите достоинства и недостатки процесса проектной деятельности, дайте рекомендации и выставите общую оценку. Время на работу – 8 минут.


Учитель: Откройте таблицу №6. Какие этапы входят в эту таблицу?


Учащиеся: В эту таблицу входят 3 этапа: продукт, процесс и защита проекта.

Общую оценку процесса проектной деятельности занесите в таблицу №6 в этап №2. Время на работу 1 мин.


4. Этап усвоения новых знаний ( 20 мин.).


А теперь дайте оценку продукту (изделию) проектной деятельности. Для этого возьмите таблицу №3. Назовите критерии оценки продукта проектной деятельности и их показатели.


Учащиеся: Читают (критерии ----- показатели).

Учитель: А теперь дайте самооценку своему комплекту в соответствии со шкалой оценивания (учитель напоминает на экране). Занесите результат в таблицу №3 в графу «самооценка». Время на работу 3 минуты.

Из чего состоит оценка изделия?


Учащиеся: Оценка состоит из самооценки, взаимооценки и оценки учителя.


Учитель: Что такое взаимооценка?


Учащиеся: Взаимооценка – это объективная оценка.


Учитель: В объективном оценивании проектного изделия примут участие коллектив всего класса и профессиональное жюри. Представляю вам членов жюри:

Макашова Елена Геннадьевна – технолог,

Бедарева Надежда Алексеевна – дизайнер одежды,

Калинкина Людмила Леонидовна – литератор,

Арбина Ирина Анатольевна – психолог.

Итак, проведем взаимооценку. Для этого вывесите на доске работы с прикрепленными к ним бейджиками.


Учащиеся вывесили работы на плечиках.


Учитель: Посмотрите на изделия, сравните их и разделите (повесьте) по уровням.


Учитель: В работе будут принимать участие члены жюри:

технолог – Елена Геннадьевна,

дизайнер по одежде – Надежда Алексеевна.

На работу вам отводится 10 минут.


Учащиеся распределяют изделия в соответствии с уровнями.


Члены жюри – технолог и дизайнер работают с оценочными таблицами на каждого учащегося


Учитель: А теперь занесите результаты «взаимооценки» в таблицу №3. Время на работу 1 минут.

Учитель проходит по классу и в таблице №3 по преобладающему цвету ставит свою оценку в графе «Оценка учителя».


Учитель: Если выставленные оценки разняться, то обоснуйте вашу точку зрения. Отметьте в таблице №3 достоинства и недостатки, рекомендации и дайте общую оценку. Время на работу 5 минут.

Общую оценку продукта проектной деятельности занесите в таблицу №6 в этап №1. Время на работу 1 мин.


Учащиеся работают с таблицей №6.

Учитель: Назовите следующий этап проекта (см. «Маршрутную карту»)?


Учащиеся: Этот этап называется «Защита проекта».


Учитель: Обратимся к таблице №4. Назовите критерии оценки защиты проекта и показатели.


Учащиеся читают (критерии ----- показатели).

5. Этап закрепления новых знаний ( 30 мин.).


Учитель: Защита проекта требует подготовки. Используйте «Маршрутную карту». Для подготовки выступления я предлагаю вам план представления защиты. Для разработки рекламы используйте «Шесть заповедей создания результативных рекламных текстов» и советы по оформлению рекламы. У кого есть вопросы?

Еще раз напоминаю, обратите внимание на показатели таблицы №4.

Итак – этап «Защиты проекта». В оценке процесса защиты будут участвовать члены жюри: психолог – Ирина Анатольевна, литератор – Людмила Леонидовна. Время на выступление 1-3 минуты.


Выступления учащихся.


Члены жюри (психолог и литератор) работают с оценочными таблицами на каждого учащегося.

Оценочные листы раздаются всем учащимся и они вносят результаты в таблицу №4, а затем переносят в таблицу №6 (3 этап). Время на работу 3 мин.


6. Итог урока ( 8 мин.).

Учитель: Молодцы! Итак, мы освоили все этапы проектной деятельности. Я тоже довольна вашей работой на этих этапах.


Мнение жюри.


Учитель: Наш урок подходит к концу. И я хочу знать ваше мнение о работе над проектом. Для этого я предлагаю вам заполнить анкету. Время на работу 2 минуты.


Завершить урок хочу эпиграфом Конфуция:

«Три пути у человека, чтобы разумно поступать:

первый, самый благородный, – размышление;

второй, самый легкий, – подражание;

третий, самый горький, – опыт.

Что хотел сказать Конфуций?


Учащиеся: Нельзя идти самым легким путем – это подражание, а необходимо выбирать благородный путь в жизни – путь размышления.


Учитель: Считаю, что теперь вы готовы к самостоятельной работе над проектом и хочу надеяться что он будет творческим.



Литература:

  1. Абдвлина Л.В, Чепелева Б.П, Грибкова М.В, Мищенко Т.М. Опыт совершенствования педагогического профессионализма. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80с.

  2. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 64с.

  3. Хатунцева Л.И. Современный урок в профессиональной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО. 2003. – 179с.


















Приложение к уроку


Критерий оценки проектов



Технико-экономические требования

Уровень Баллы: 9-10

Уровень Баллы: 6-8

Уровень Баллы: 3-5

Уровень Баллы: 1-2

Защита проекта

  • Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работе.

  • Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы.

  • Умение самостоятельно подтвердить теоретические

положения конкретными

примерами.

  • Обнаруживает в основном полное соответствие доклада и проделанной работе.

  • Правильно и четко отвечает

почти на все поставленные

вопросы.

  • Умеет в основном

самостоятельно

подтвердить

теоретические положения

конкретными примерами.

  • Обнаруживается неполное

соответствие доклада и

проделанной проектной

работе.

  • Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы.

  • Затрудняется самостоятельно

подтвердить теоретическое

положение конкретными

примерами.

  • Обнаруживается незнание большей части проделанной проектной работе.

  • Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

  • Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

  • Печатный вариант (для 6-8 кл.)

  • Соответствие требованиям

  • Последовательности выполнения проекта.

  • Грамотное, полное изложение всех разделов.

  • Наличие и качество наглядных материалов

(иллюстрации, зарисовки,

фотографии, схемы и т.д.).

  • Соответствие технологических

разработок современным

требованиям.

  • Эстетичность выполнения.

  • Печатный вариант (для 6-8 кл.)

  • Соответствие требованиям

выполнения проекта.

  • Грамотное, в основном полное изложение всех разделов.

  • Качественное, неполное кол-во наглядных материалов.

  • Соответствие технологических разработок

современным требованиям.

  • Печатный вариант (для 6-8 кл.)

  • Неполное соответствие требованиям проекта.

  • Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы.

  • Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям.

  • Рукописный вариант (для 5 кл., частично для 6 кл.)

  • Не соответствие требованиям выполнения проекта.

  • Неграмотное изложение всех разделов.

  • Отсутствие наглядных

материалов.

  • Устаревшие технологии

обработки.

Практическая направленность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению предусмотренном при разработке проекта.


Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие

технологии

выполнения


Работа выполнена в

соответствии с технологией.

Правильность подбора

Технологических операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имели принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применяя не предусмотренные операции, изделие бракуется.

Качество проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны.

Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия







Деятельностно-процессуальный подход к выполнению творческих проектов








Составляющие творческого проекта







Требования к изделию



Название изделия




Функциональное назначение




Пользователь




Единичное или массовое производство




Требования к материалам




Метод изготовления




Внешний вид, стиль




Требования с точки зрения безопасности использования




Экологические требования




Анкета для обучающихся

(по результатам освоения проектной деятельности)


  1. Фамилия, имя _____________________________ дата __________________

  2. Твое отношение к проекту:

    • Мне понравилось заниматься

    • Мне было трудно

    • Это точно не для меня

    • Другое ________________________________________________

  3. Сколько времени занимает выполнение проекта?

  4. Какого вида проекты тебе нравятся больше?

  • Индивидуальные

  • Работа в группе

  • Другое __________________________________________________

  1. Какие трудности возникли у тебя в ходе освоения проектной деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Потребуется ли тебе знаний больше, чем дается на занятии?

  • Да

  • Нет

  1. Где ты будешь использовать знания о проекте и навыки проектной деятельности? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Твои пожелания и предложения по совершенствованию процесса освоения проектной деятельности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Спасибо за ответы!


«Оценка продукта проектной деятельности (изделия) обучающегося» (освоение)

п/п


Критерии оценки


Показатели

Оценка

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя










1.


2.



3.



4.



5.




6.


7.


8.



9.



Функциональность


Эстетичность



Эксплуатационные качества


Оптимальность



Экологичность




Новизна


Оригинальность


Уникальность



Завершенность


Соответствие назначению, возможная сфера использования.


Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.


Удобство, простота и безопасность использования.



Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности.


Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации проектируемого изделия.


Ранее не существовал.


Своеобразие, необычность.


Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя).


Законченность работы, доведение до логического окончания.
















«Оценка защиты (презентации) проекта»


этапа


Этап

критерии оценки


Показатели

Оценка

Самооценка

Взаимооценка

«учащиеся-учитель»

Оценка жюри










7.


7.1.









7.2.







7.3.

Защита проекта


Качество представления проектируемого изделия. Реклама.






Ответы на вопросы







Личностные проявления докладчика



Содержательность-информативность, смысловая емкость. Системность, композиционная целостность. Лаконичность – простота и ясность изложения. Краткость, четкость, ясность формулировок (см. правила рекламных текстов).


Понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов. Аргументированность, убедительность.


Уверенность, владение собой. Настойчивость в отстаивании своей точки зрения. Культура речи, поведения. Удержание внимания аудитории. Импровизационность, находчивость. Эмоциональная окрашенность речи.












Шкала оценивания проектной деятельности обучающегося:


  • с помощью педагога и товарищей вырабатывает идеи проекта;

  • составляет простейший план по воплощению идей в практику;

  • использует эскизы и специальную терминологию для описания своих планов, но испытывает

затруднения при объяснении и обосновании того, что он делает и какие инструменты использует;

  • может объяснить, как функционирует изделие;

  • предлагает идеи и может составить план её реализации на основе своего опыта работы с материалами,

инструментами;

  • использует эскизы и специальную литературу для описания своего проекта;

  • выбирает способы реализации своего проекта;

  • материалы и инструменты, объясняя свой выбор;

  • может предложить несколько вариантов использования материалов и инструментов;

  • оценивает достоинства и недостатки созданного изделия и делает предложения по его возможному

улучшению в будущем.


  • Самостоятельно вырабатывает идеи для проекта, нацеленного на удовлетворение потребностей

определенных людей;

  • реалистично планирует работу по достижению поставленных задач;

  • может обосновать идею и планируемый дизайн изделия, использует эскизы, образцы и специальную

терминологию;

  • обосновывает план работы, выбор инструментов, оборудования, материалов, способ изготовления;

  • обладает навыками по довольно точной обработке материалов и сборке изделия;

  • оценивает изделие и намечает способы его дальнейшего усовершенствования.


  • учитывает взгляды возможных потребителей (свои и чужие) своего изделия;

  • предлагает и анализирует собственные идеи, использует эскизы, образцы и специальную терминологию;

  • самостоятельно разрабатывает план реализации идеи проекта;

  • использует различные материалы и детали, создает качественное изделие;

  • владеет различными инструментами и оборудованием;

  • анализирует изделие и его использование, намечает пути его возможного улучшения.