Тема: Защита творческого проекта
Цели:
обучение аргументированному доказательству своей точки зрения,
расширение кругозора,
развитие чувства ответственности за выполняемую работу,
развитие творческого мышления, самостоятельности, эрудиции,
воспитание аккуратности, инициативности.
Тип: обобщение знаний.
Методы проведения занятия:
словесные –рассказы, беседы
наглядные –демонстрация выполненных изделий, схем, образцов, расчетов, описаний.
Методы обучения:
Ход урока
Организационный этап (2 мин.).
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания.
Учитель: В начале года вы познакомились с основами проектирования.
Скажите, что такое проект?
Учащиеся: Проект – это самостоятельная итоговая работа.
Проект – это замысел, план, намерения.
Учитель: Верно! Льюис Керролл в своей книге «Алиса в стране чудес» сказал: -«Чтобы выжить, надо быстро изменяться. (Правило Черной Королевы)»
2. Этап всесторонней проверки знаний ( 10 мин.).
Учитель: В течение года в разделе «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества» при изучении вышивки, аппликации и в разделе «Технология обработки ткани» мы освоили этапы проекта.
Назовите этапы которые мы отработали и содержание работы к ним? Для этого используем «Маршрутную карту».
Учащиеся: Мы освоили этап организационно-подготовительный. На этом этапе мы определяем тему и цели проекта, знакомимся с критериями оценки, планируем свою работу, собираем и уточняем информацию.
Конструкторско-технологический. Разрабатываем констукторско-технологическую документацию, план изготовления проектного изделия, выполняем эскиз, чертежи и моделирование изделия, изготавливаем проектированное изделие.
Учитель: Назовите тему, которую мы изучаем в данное время?
Учащиеся: Мы изучаем пошив изделия – фартук и косынку.
Мы конструировали и моделировали свое изделие.
Учитель: К сегодняшнему занятию вы закончили пошив какого изделия?
Учащиеся: Мы закончили пошив кухонного комплекта , который состоит из фартука и головного убора.
Учитель: От того, как вы освоили этапы, таким и будет ваш проект – учебный или творческий, т.е. выходящий за рамки программы.
Какие этапы проектной деятельности у нас еще не отработаны? («Смотри маршрутную карту»)
Учащиеся: У нас остался не освоенный «Заключительный этап» проекта.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала ( 10 мин.).
Учитель: Что входит в «Заключительный этап»?(См. «Маршрутную карту»)
Учащиеся: В «Заключительный этап» входит: формирование и оформление результатов, защита проекта и оценка результатов проектной деятельности.
Учитель: Начнем с этапа «Формирование и оформление результатов» и будем продолжать работать с документацией.
Откройте таблицу №5. У вас остался незаполненным 6 этап. Заполните его оценив свою работу с таблицами. Напишите достоинства и недостатки процесса проектной деятельности, дайте рекомендации и выставите общую оценку. Время на работу – 8 минут.
Учитель: Откройте таблицу №6. Какие этапы входят в эту таблицу?
Учащиеся: В эту таблицу входят 3 этапа: продукт, процесс и защита проекта.
Общую оценку процесса проектной деятельности занесите в таблицу №6 в этап №2. Время на работу 1 мин.
4. Этап усвоения новых знаний ( 20 мин.).
А теперь дайте оценку продукту (изделию) проектной деятельности. Для этого возьмите таблицу №3. Назовите критерии оценки продукта проектной деятельности и их показатели.
Учащиеся: Читают (критерии ----- показатели).
Учитель: А теперь дайте самооценку своему комплекту в соответствии со шкалой оценивания (учитель напоминает на экране). Занесите результат в таблицу №3 в графу «самооценка». Время на работу 3 минуты.
Из чего состоит оценка изделия?
Учащиеся: Оценка состоит из самооценки, взаимооценки и оценки учителя.
Учитель: Что такое взаимооценка?
Учащиеся: Взаимооценка – это объективная оценка.
Учитель: В объективном оценивании проектного изделия примут участие коллектив всего класса и профессиональное жюри. Представляю вам членов жюри:
Макашова Елена Геннадьевна – технолог,
Бедарева Надежда Алексеевна – дизайнер одежды,
Калинкина Людмила Леонидовна – литератор,
Арбина Ирина Анатольевна – психолог.
Итак, проведем взаимооценку. Для этого вывесите на доске работы с прикрепленными к ним бейджиками.
Учащиеся вывесили работы на плечиках.
Учитель: Посмотрите на изделия, сравните их и разделите (повесьте) по уровням.
Учитель: В работе будут принимать участие члены жюри:
технолог – Елена Геннадьевна,
дизайнер по одежде – Надежда Алексеевна.
На работу вам отводится 10 минут.
Учащиеся распределяют изделия в соответствии с уровнями.
Члены жюри – технолог и дизайнер работают с оценочными таблицами на каждого учащегося
Учитель: А теперь занесите результаты «взаимооценки» в таблицу №3. Время на работу 1 минут.
Учитель проходит по классу и в таблице №3 по преобладающему цвету ставит свою оценку в графе «Оценка учителя».
Учитель: Если выставленные оценки разняться, то обоснуйте вашу точку зрения. Отметьте в таблице №3 достоинства и недостатки, рекомендации и дайте общую оценку. Время на работу 5 минут.
Общую оценку продукта проектной деятельности занесите в таблицу №6 в этап №1. Время на работу 1 мин.
Учащиеся работают с таблицей №6.
Учитель: Назовите следующий этап проекта (см. «Маршрутную карту»)?
Учащиеся: Этот этап называется «Защита проекта».
Учитель: Обратимся к таблице №4. Назовите критерии оценки защиты проекта и показатели.
Учащиеся читают (критерии ----- показатели).
5. Этап закрепления новых знаний ( 30 мин.).
Учитель: Защита проекта требует подготовки. Используйте «Маршрутную карту». Для подготовки выступления я предлагаю вам план представления защиты. Для разработки рекламы используйте «Шесть заповедей создания результативных рекламных текстов» и советы по оформлению рекламы. У кого есть вопросы?
Еще раз напоминаю, обратите внимание на показатели таблицы №4.
Итак – этап «Защиты проекта». В оценке процесса защиты будут участвовать члены жюри: психолог – Ирина Анатольевна, литератор – Людмила Леонидовна. Время на выступление 1-3 минуты.
Выступления учащихся.
Члены жюри (психолог и литератор) работают с оценочными таблицами на каждого учащегося.
Оценочные листы раздаются всем учащимся и они вносят результаты в таблицу №4, а затем переносят в таблицу №6 (3 этап). Время на работу 3 мин.
6. Итог урока ( 8 мин.).
Учитель: Молодцы! Итак, мы освоили все этапы проектной деятельности. Я тоже довольна вашей работой на этих этапах.
Мнение жюри.
Учитель: Наш урок подходит к концу. И я хочу знать ваше мнение о работе над проектом. Для этого я предлагаю вам заполнить анкету. Время на работу 2 минуты.
Завершить урок хочу эпиграфом Конфуция:
«Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
первый, самый благородный, – размышление;
второй, самый легкий, – подражание;
третий, самый горький, – опыт.
Что хотел сказать Конфуций?
Учащиеся: Нельзя идти самым легким путем – это подражание, а необходимо выбирать благородный путь в жизни – путь размышления.
Учитель: Считаю, что теперь вы готовы к самостоятельной работе над проектом и хочу надеяться что он будет творческим.
Литература:
Абдвлина Л.В, Чепелева Б.П, Грибкова М.В, Мищенко Т.М. Опыт совершенствования педагогического профессионализма. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80с.
Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 64с.
Хатунцева Л.И. Современный урок в профессиональной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО. 2003. – 179с.
Приложение к уроку
Критерий оценки проектов
Технико-экономические требования | Уровень Баллы: 9-10 | Уровень Баллы: 6-8 | Уровень Баллы: 3-5 | Уровень Баллы: 1-2 |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работе. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умение самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает в основном полное соответствие доклада и проделанной работе. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | соответствие доклада и проделанной проектной работе. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживается незнание большей части проделанной проектной работе. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант (для 6-8 кл.) Соответствие требованиям Последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). разработок современным требованиям. | выполнения проекта. Грамотное, в основном полное изложение всех разделов. Качественное, неполное кол-во наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант (для 6-8 кл.) Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям. | Рукописный вариант (для 5 кл., частично для 6 кл.) Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. обработки. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению предусмотренном при разработке проекта. | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие | технологии | выполнения | | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора Технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имели принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применяя не предусмотренные операции, изделие бракуется. |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
Деятельностно-процессуальный подход к выполнению творческих проектов
Составляющие творческого проекта
Требования к изделию
Название изделия | |
Функциональное назначение | |
Пользователь | |
Единичное или массовое производство | |
Требования к материалам | |
Метод изготовления | |
Внешний вид, стиль | |
Требования с точки зрения безопасности использования | |
Экологические требования | |
Анкета для обучающихся
(по результатам освоения проектной деятельности)
Фамилия, имя _____________________________ дата __________________
Твое отношение к проекту:
Мне понравилось заниматься
Мне было трудно
Это точно не для меня
Другое ________________________________________________
Сколько времени занимает выполнение проекта?
Какого вида проекты тебе нравятся больше?
Какие трудности возникли у тебя в ходе освоения проектной деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Потребуется ли тебе знаний больше, чем дается на занятии?
Где ты будешь использовать знания о проекте и навыки проектной деятельности? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Твои пожелания и предложения по совершенствованию процесса освоения проектной деятельности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
«Оценка продукта проектной деятельности (изделия) обучающегося» (освоение)
№ п/п | Критерии оценки | Показатели | Оценка |
Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |
| | | | | | | | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Функциональность Эстетичность Эксплуатационные качества Оптимальность Экологичность Новизна Оригинальность Уникальность Завершенность | Соответствие назначению, возможная сфера использования. Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. Удобство, простота и безопасность использования. Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности. Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации проектируемого изделия. Ранее не существовал. Своеобразие, необычность. Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя). Законченность работы, доведение до логического окончания. | | | | | | | | | |
«Оценка защиты (презентации) проекта»
№ этапа | Этап критерии оценки | Показатели | Оценка |
Самооценка | Взаимооценка «учащиеся-учитель» | Оценка жюри |
| | | | | | | | |
7. 7.1. 7.2. 7.3. | Защита проекта Качество представления проектируемого изделия. Реклама. Ответы на вопросы Личностные проявления докладчика | Содержательность-информативность, смысловая емкость. Системность, композиционная целостность. Лаконичность – простота и ясность изложения. Краткость, четкость, ясность формулировок (см. правила рекламных текстов). Понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов. Аргументированность, убедительность. Уверенность, владение собой. Настойчивость в отстаивании своей точки зрения. Культура речи, поведения. Удержание внимания аудитории. Импровизационность, находчивость. Эмоциональная окрашенность речи. | | | | | | | | | |
Шкала оценивания проектной деятельности обучающегося:
с помощью педагога и товарищей вырабатывает идеи проекта;
составляет простейший план по воплощению идей в практику;
использует эскизы и специальную терминологию для описания своих планов, но испытывает
затруднения при объяснении и обосновании того, что он делает и какие инструменты использует;
может объяснить, как функционирует изделие;
предлагает идеи и может составить план её реализации на основе своего опыта работы с материалами,
инструментами;
использует эскизы и специальную литературу для описания своего проекта;
выбирает способы реализации своего проекта;
материалы и инструменты, объясняя свой выбор;
может предложить несколько вариантов использования материалов и инструментов;
оценивает достоинства и недостатки созданного изделия и делает предложения по его возможному
улучшению в будущем.
Самостоятельно вырабатывает идеи для проекта, нацеленного на удовлетворение потребностей
определенных людей;
реалистично планирует работу по достижению поставленных задач;
может обосновать идею и планируемый дизайн изделия, использует эскизы, образцы и специальную
терминологию;
обосновывает план работы, выбор инструментов, оборудования, материалов, способ изготовления;
обладает навыками по довольно точной обработке материалов и сборке изделия;
оценивает изделие и намечает способы его дальнейшего усовершенствования.
учитывает взгляды возможных потребителей (свои и чужие) своего изделия;
предлагает и анализирует собственные идеи, использует эскизы, образцы и специальную терминологию;
самостоятельно разрабатывает план реализации идеи проекта;
использует различные материалы и детали, создает качественное изделие;
владеет различными инструментами и оборудованием;
анализирует изделие и его использование, намечает пути его возможного улучшения.