Ф.И.О. Жуйкова Ирина Николаевна
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
Адрес образовательного учреждения: г. Глазов, ул. Колхозная, 12
Должность: учитель начальных классов, учитель-дефектолог
Педагогический стаж 13 лет, в школе-3 года, 1 квалификационная категория
Контактный телефон: 89501579639
Email: irina-zhuykova@mail.ru Название работы «Молоко коровье - всем даёт здоровье!» (урок здоровья)
Методическая характеристика учебного занятия
Формирование полноценного развития и здоровья детей – проблема современного общества. Дети с ослабленным здоровьем приходят в первый класс. Меньше 3% учеников, закончивших школу можно назвать здоровыми. Причиной многих заболеваний является нехватка молока и нерациональное питание детей. Не каждый ребёнок по тем или иным причинам получает нужное количество полезного молока в домашних условиях. Врачи нашли способ, как сберечь здоровье детей и обеспечить кальцием организм каждого ребёнка, создав специальную программу. Теперь каждый ребёнок в школе получает молоко с натуральным вкусом. Школьное молоко можно смело назвать «напитком здоровья». Но не все дети пьют молоко в школе. Многие из них просто не понимают, какую огромную пользу приносит ежедневно выпитая коробочка школьного молока для их здоровья. На уроках здоровья учитель в доступной форме может донести до детей необходимость употребления «напитка здоровья» каждый день.
Примерные темы последующих уроков:
1. Полезная пища.
2. Из истории молока.
3. Молочные продукты – источник кальция.
4. Последствия нехватки кальция в организме детей.
5. Несовместимость кальция и сахара.
6. Уникальность молока.
7. Ежедневное употребление молока - польза для здоровья.
8. Полезные вещества в молоке.
9. Технология производства школьного молока.
10. Специальная упаковка «Школьного молока». 11. Школьное молоко - наше здоровье.
Мы остановимся на обобщающей теме урока «Молоко коровье - всем даёт здоровье».
Данный урок здоровья может использоваться во внеурочной деятельности, как урок окружающего мира, тема может звучать и в конкурсе проектов по здоровому питанию. На уроке дети получают новую информацию о пользе молока. Каждый этап урока начинается с проблемного вопроса, на который дети самостоятельно ищут ответ, учитель дополняет ответы учеников, рассказывая интересные факты. В конце предлагается задание творческого характера и вопросы по закреплению новой информации, полученной на урок. Применение игровых упражнений, стимулирует активность детей, появляется положительный настрой на работу.
Материал, который представлен в данной разработке, можно предложить детям как раздаточный материал, в нём содержится полезная информация, картинки о школьном молоке. Что делает запоминание данного материала доступным. Данный урок имеет воспитательное значение, формирует привычку ежедневного употребления молока (здорового образа жизни).
На уроке акцент делается на активность детей, развитие творческих способностей, умение думать и размышлять над поставленным вопросом.
Аннотация.
Данный урок здоровья составлен для детей начальной школы, целью которого является формирование представления пользы ежедневного употребления молока.
Игровые методы, проблемные вопросы помогают заинтересовать детей данной темой. Ученики получают сведения о пользе употребления школьного молока, становятся участниками проекта «Все дается нам легко, если пьем мы молоко». Урок предусматривает и заочное участие родителей, т.к. роль здорового образа жизни ребёнка «ложится на их плечи».
Ожидаемые результаты:
Применение полученной информации в реальной жизни.
Осознанное принятие правила о ежедневном употреблении школьного молока.
Применение полезных молочных продуктов питания.
Укрепление здоровья детей с помощью школьного молока.
Тема: «Молоко коровье - всем даёт здоровье!»
Тип урока: Обобщающий.
Форма проведения: урок.
Цель урока: формирование представления детей о ценности и пользе школьного молока при ежедневном употреблении.
Задачи:
Образовательные:
1. Получение детьми знания о здоровом питании.
2. Убеждение учеников в необходимости ежедневного употребления школьного молока.
3. Умение детей выбирать молочные продукты полезные для здоровья.
Развивающие:
Развитие у детей интереса, творческих и интеллектуальных умений.
Воспитательные:
1. Привлечение семьи к употреблению полезных молочных продуктов.
2. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
Оборудование:
- листы бумаги А4, с изображением коробочек молока;
- карандаши;
- фотографии и иллюстрации по теме урока;
- раздаточный материал (картинки с изображением животных, дающих молоко; применение молока в косметологии, медицине);
- таблица (продукты, содержащие кальций).
"Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля". Древний философ.
«Молоко коровье - всем даёт здоровье!» (урок здоровья)
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Урок необычный,
Здоровья урок!
Урок необычный и тема необычная, какая вы узнаете, ответив на мои вопросы.
Без чего не может прожить человек? (Вода, пища)
А влияет ли на здоровье человека то, какую пищу, мы употребляем? (Влияет)
Какие должны быть продукты питания? (Полезные)
Сегодня мы поговорим об одном из полезных продуктов питания. О каком продукте идёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Белое, как снег,
Вкусное, как мёд.
У неё его берут
И детишкам подают.
(Ответ: молоко)
В питании школьника должны быть углеводы и кальций.
В каких продуктах содержится кальций? (ответы детей)
Для чего нужен кальций в организме школьника? (для здоровья зубов и костей, т.д.)
Молочные продукты – источник кальция.
Откуда пришло молоко?
Слово произошло от индоевропейского «melg» - «дёргать, доить».
Ещё 9 тысяч лет назад люди употребляли молоко, они приручили диких коров, приводили их из лесов, степей. Так появились домашние животные.
Какое животное даёт нам молоко, самое известное? (корова)

Люди используют молоко и других животных, кто может сказать каких? (верблюдов, коз, оленей, лошадей и др.).
Молоко козы (козье).
Укрепляет ногти, волосы, кости, сердце, полезно для желудка.

Молоко лошади (кумыс).
Молоко полезно при простуде, для желудка, сердца, кожи.

Верблюжье молоко. Содержит витамины Д и С, утоляет жажду. Помогает при аллергии, диабете.

Оленье молоко.
Много белков, защищает людей от болезней, является средством против старения.

Оказывается молоко можно получить не только от животных. Откуда?
Молоко бывает и растительного происхождения - из бобов сои, по вкусу похоже на коровье.

Молоко обладает целебными свойствами. Его называют «эликсиром, соком жизни».
Павлов (академик, учёный) говорил, что молоко- пища, приготовленная природой.
Гиппократ (врач) называл «лекарством».
Молоко используют в косметологии (маски, молочные ванны).

В медицине.

Чтобы быть здоровыми недостаточно полезной пищи, каждый человек должен заниматься …(спортом, физкультурой).
Вот и мы немного отдохнём, но с пользой для нашего организма.
Физкультминутка «У коровы есть ребенок…» Как его называют? (телёнок).
Есть у коровы ребенок (показать пальцами рожки).
Брык – скок, брык – скок (прыжки и бодание).
Как зовут его? Теленок (руки в стороны, удивление).
Брык – скок, брык – скок (показываем бодающего теленка, прыжки).
Как, вы думаете, молоко необходимо взрослым или детям? (всем, но в первую очередь детям).
Молоко необходимо для детского организма.
В 200 мл напитка содержится 40% нормы кальция в день и
витамины А и В).
В молоко содержатся все незаменимые аминокислоты для детского организма.
Уникальность молока – в том, что оно усваивается полностью (сбалансированные вещества в его составе).
Для здоровья зубов и костей, для роста и правильного питания школьников необходим кальций. Кальций нужен и для распространения нервных импульсов по телу.
Детям 9-18 лет необходимо наибольшее количество кальция (4 порции молочных продуктов в день). Одна порция - 2 стакана молока или йогурта, 150 г творога или 2 кусочка сыра.

Сначала люди использовали просто молоко, а впоследствии научились из него делать другие молочные продукты.
Какие молочные продукты вы любите? (дети называют чаще всего сахаросодержащие молочные продукты)

Кальций и сахар несовместимы!
Поэтому нельзя заменять натуральное молоко шоколадным, творог – творожным сырком, сладкой творожной массой.
Употреблять молочные продукты надо только с натуральным вкусом, без сахара.
Но не каждый день дети употребляют дома полезные молочные продукты, которые так им необходимы!
Менее 3% выпускников российских школ считают здоровыми.
Причины заболеваний – дефицит молока, неправильное питание детей.
Что происходит при нехватке кальция в организме детей? (варианты ответов детей)
- появляется раздражительность,
- нервное напряжение,
- может начаться бессонница (кальций является естественным успокоительным средством),
- слабая костно-мышечная система,
- медленный рост.
Как избежать нехватки кальция в детском организме и поддержать здоровье детей? (ответы детей).
Диетологи нашли выход, как сберечь здоровье учеников, обеспечить кальцием организм каждого ребёнка, создав специальную программу. Благодаря которой каждый ребёнок в школе получает молоко с натуральным вкусом. Школьное молоко можно смело назвать «напитком здоровья».



В молоке содержатся:
- жир- строительный материал для клеток и источник энергии детей;
- в белке есть аминокислоты для жизнедеятельности людей;
- молочный сахар, лактоза, благоприятно влияют на развитие полезной микрофлоры кишечника, усвоению кальция;
- витамины В2, К, Е, В12, А, РР, каротин, пантотеновая, фолиевая кислоты;
- ферменты, ускоряющие биохимические процессы в организме;
- гормоны: инсулин, адреналин, пролактин, тироксин, окситоцин, – регулируют обменные процессы.
Производство школьного молока Для сохранения полезных свойств молока, его нагревают до 135–140 градусов, выдерживают в течение нескольких секунд и моментально охлаждают до комнатной температуры. Этого достаточно, вредные бактерии погибают, но сохраняются полезные вещества.
Такая технология и отличное качество сырья позволяют хранить данный продукт до шести месяцев без консервантов, сохраняя полезные свойства продукта, витамины и микроэлементы.
На упаковке школьного молока есть особый знак «Школьное молоко», который свидетельствует о натуральности продукта.

Специальная упаковка школьного молока. «Школьное молоко» не продаётся в магазинах – продукт используют в детских учреждениях. Вкус и безопасность молока достигается, благодаря стерильной (асептической) многослойной упаковке с трубочкой. В упаковке 6 слоёв. Эти слои вместе обеспечивают безопасное хранение молока, защищают от бактерий и негативных воздействий. На коробочке есть интересная, полезная информация для школьников.
Коробочка молока заменяет завтрак и наполняет школьника бодростью, энергией.
Школьное молоко:
Укрепляет зубы, волосы, кости.
Помогает работе сердца, почек, мозга, печени, нервной системы, росту организма.
Способствует пищеварению, росту организма.
Является источником энергии для любого человека.
Нужно ли пить школьное молоко? (да, т.к. менее 3% выпускников здоровы).
Что может произойти при дефиците молока в организме школьника? (появляется раздражительность, нервное напряжение, может начаться бессонница, слабость костно-мышечной системы, маленький рост).
В следующий раз мы более подробно поговорим о каждом компоненте, входящем в состав школьного молока, его пользе для детского организма.
В завершении нашего урока здоровья, предлагаю вам поработать художниками-оформителями, придумать новый «наряд» коробочке школьного молока.
Чтобы наши пальчики были послушными, разомнём их.
Пальчиковая гимнастика «Коровушки».
Слышите стадо, идет? (Дети стучат пальчиками по парте на месте).
Девочки, выходите из ворот. (Шагают пальчиками на месте).
У коров круглы рога (показываем рожки),
Надоите молочка, девочки (делаем движения, как будто доим корову, кулачки сжаты).
За работу пастушку дайте сыру, творожку ( мальчики имитируют игру на дудочке).
Сейчас коробочка школьного молока выглядит так:

А что же получится у вас? В каком «наряде» будет ваша коробочка?

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Вопросы для закрепления:
1. Что должно быть в питании школьника? (кальций и углеводы)
2. В каких продуктах содержится кальций? (молочные и др.)
3. Молоко нам дают не только коровы, а какие ещё животные? (верблюд, овца, олень и др.)
4. Как называл молоко Павлов? (пищей, приготовленной самой природой)
5. Гиппократ называл молоко … («лекарством»)
6. Как ещё используют молоко люди (кроме пищи)? (в косметологии, медицине)
7. Почему нельзя заменять натуральное молоко шоколадным, творог – творожным сырком, сладкой творожной массой? (кальций и сахар несовместимы, употреблять молочные продукты надо только с натуральным вкусом, без сахара).
8. Полезный ли продукт «молоко»? (молоко – это полезный и ценный продукт).
9. Какие продукты изготовлены из молока? (творог, йогурт, сметана и др.)
10. Что происходит при нехватке кальция в организме детей?
(появляется раздражительность, нервное напряжение, может начаться бессонница (кальций является естественным успокоительным средством), слабые кости, малая прибавка в росте).
11. Что же надо сделать для того, чтобы каждый ребёнок получал нужное количество полезного молока и был здоров? (пить школьное молоко)
12. Как называют школьное молоко? «Напитком …»(здоровья)
13. Продают ли «школьное молоко» в магазинах? (нет, продукт только для детских учреждений)
14. Какую пользу приносит школьное молоко? Укрепляет зубы, волосы, кости. Помогает работе сердца, почек, мозга, печени, нервной системы, росту организма. Является источником энергии для любого человека.
15. На упаковке молока есть специальный знак, который доказывает натуральность продукта. Что это за знак? («Школьное молоко)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Список используемых источников.
Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.,1993, 279 стр.
Зайцева В. Питание идеальное и реальное.- «Здоровье детей», 2007- № 6, 190 стр.
Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».- Москва, «ВАКО», 2007, 305 стр.
4. yandex.ru/images›молоко школьное картинки для детей
14