МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВЯЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА"
Урок биологии 9 класс
Тема: Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Практическая работа «Исследование состава продуктов питания»
Учитель: Смирнова Н.В.
2024
Класс | 9 |
Тема занятия | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Практическая работа «Исследование состава продуктов питания» |
Цель: | Способствовать: освоению и расширению знаний об обмене веществ, о строении и функциях пищеварительной системы, о питательных веществах; формированию представления о питании, как одной из составляющих здорового образа жизни. |
Задачи урока: | Образовательная: организовать деятельность учащихся по получению знаний о питательных веществах, об обмене веществ; по изучению продуктов питания, их состава, использованию знаний и применение их в повседневной жизни. Развивающая: содействовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать практические навыки, творческое мышление при решении проблемных вопросов; продолжить развивать навыки по применению биологических знаний на практике Воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся положительного отношения к своему здоровью |
Технологии обучения | - технология проблемно-диалогического обучения; - здоровьесберегающая; - дифференцированного обучения; - работа в группах |
Методы обучения | - наглядные; - практические; - словесно-логические; - частично-поисковые |
Межпредметные связи: | Химия, литература |
Оборудование, организация пространства: | Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер) дидактический материал, карточки с заданиями, инструктивные карты, цифровые лаборатории «Z.Labs», ноутбуки; пищевые продукты - напитки: лимонад «Буратино», «Кола», чай, водопроводная вода, негазированная питьевая природная минеральная вода «Архыз»; продукты или упаковки продуктов питания: шоколад «AlpenGold», орехи «SOLO-NINA», хлопья овсяные «Ясно солнышко», молоко, растительное масло, лимон; каравай хлеба, соль в солонке, вышитое в русском стиле полотенце; |
План-конспект урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, здравствуйте! А знаете вы, что означает это приветствие?
- Правильно, пожелание здоровья.
2. Проверка ранее полученных знаний. Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.Актуализация знаний по изученной теме:
1 слайд (Приложение 1)
- Наш урок я бы хотела начать с русских народных традиций. С чем встречали дорогих гостей?(вынос каравая с солью на вышитом полотенце)
- Конечно с хлебом и солью! Почему предлагали именно хлеб, пищу? (Чтоб человек подкрепился, восстановил силы с дороги)
- В знак уважения традиции отломите по кусочку хлеба и съешьте (по желанию)
- Какой процесс в организме человека происходит в это время? (Пищеварение)
2 слайд
- Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.
Дайте физиологическое обоснование пословицам и поговоркам используя полученные знания по теме «Пищеварительная система»:
- Кто долго жуёт, тот долго живёт.
(При тщательном пережевывании пищи, она быстрее переваривается и лучше усваивается)
-Аппетит приходит во время еды.
(Во время еды вырабатывается желудочный сок, и возбуждаются вкусовые рецепторы.)
-Когда я ем, я глух и нем.
(В момент проглатывания пищи надгортанник закрывается, чтобы еда не попала в дыхательные пути. Если разговаривать во время еды, то пищевой комок может попасть в трахею и человек может задохнуться.)
2) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- Ребята, а для чего нам пища?(Она обеспечивает организм энергией и строительными материалами)
- Из чего состоит наша пища? (Из питательных веществ, белков, углеводов, жиров, витаминов, воды, минеральных солей).
- Ребята, перед вами импровизированная витрина магазина. Предлагаю сделать покупки, но вместо денег будут ваши знания.
- Возьмите продукты, в состав которых входят белки (молоко, орехи);
- Продукты, в состав которых входят жиры (шоколад, растительное масло);
- Продукты, в состав которых входят углеводы (овсяные хлопья, лимонад);
- Продукты, в состав которых входят витамины (лимон, сок).
- Вы молодцы! Вспомнили, какие органические вещества входят в состав продуктов.
- Скажите, пожалуйста, какие питательные вещества содержит хлеб, который вы съели? (Углеводы)
- Какова дальнейшая судьба питательных веществ в организме, вспомните, пожалуйста? (Они расщепляются, часть расходуется, запасается, ненужные выводятся организмом)
4. Первичное усвоение новых знаний.
3 слайд
- Посмотрите на схему на экране. Как можно кратко назвать процесс, происходящий в организме растения?(Обмен веществ).
- Может ли такой процесс идти у человека? (да)
4 слайд
- В чем суть этого процесса? (Одни вещества поступают в организм, после превращения выделяются в окружающую среду)
- Запишите тему сегодняшнего урока. Старайтесь следить за положением за партой во время письма. (контроль за осанкой во время письма)
- Давайте узнаем, что происходит с питательными веществами во время обмена веществ.
1) Работа с учебником(учебник с. 173 -174 и с. 200)
Прочитайте текст и выполните задания:
А) запишите понятие обмена веществ;
5 слайд
Б) заполните таблицу «Обмен веществ» (Приложение 2)
- Давайте сравним результаты (в парах, фронтально) (проверка)
6 слайд
5. Первичная проверка понимания
- Что произошло со съеденным вами хлебом после переваривания?
(Углеводы расщепились до глюкозы, воды и углекислого газа)
- Ребята, можем сейчас объяснить значение традиции подавать гостям хлеб?
(Хлеб это углеводы, основной источник энергии)
- Все верно, ребята.
- Какие два вида обмена веществ существует? Дополним схему на экране. (Пластический и энергетический)
7слайд
- Какой процесс преобладает в вашем возрасте? (Пластический)
- В возрасте пожилого человека?(Энергетический)
- Чтоб дольше наш организм оставался здоровым, ему нужен отдых. Физкультминутка для глаз и мышц шеи.
- Нарисуйте глазами перед собой в воздухе, не шевеля головой, которые я буду называть: яблоко, дерево, дом, озеро, стол, гора.
- Представьте что в зубах у вас карандаш. Напишите в воздухе перед собой слово "Молодец!".
- Вы молодцы, отдохнули, продолжим нашу работу.
6. Первичное закрепление в изменённой ситуации. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)
Практическая работа «Исследование состава продуктов питания»
8 слайд
- Давайте попробуем узнать, что нас еще ждет на уроке. На слайде зашифрована фраза. Попробуйте ее расшифровать.(«Исследование состава продуктов питания»)
9 слайд
- Что нам нужно для исследования? (знания, оборудование)
- Мы обладаем всеми знаниями для исследования? (да)
- Какое оборудование в нашем кабинете может помочь нам в этом? (оборудование Точки Роста - цифровые лаборатории, ноутбуки)
- Прилавки магазинов порой таят в себе скрытую опасность. Не все продукты полезны, хотя и вкусны. Все вы любите пить газированные напитки, соки. Но не задумываетесь, не вредно ли это?
- Предлагаю вам сегодня изучить кислотно-щелочной баланс напитков.
- Внимательно изучите инструктивные листы. (Приложение 3)
- Если нет вопросов по ходу исследования, приступайте к работе.
- Для выполнения работы перейдите к лабораторным столам и возьмите нужное оборудование.
По окончанию работы, сделайте вывод.
7. Вывод. Подведение итогов.
- Достигли вы поставленной цели, задач?
- Сможете полученные знания применить в жизни?
- Все ли продукты питания полезны для человека?
- Как нужно выбирать продукты? (читать состав, ценность)
- Как узнать, какие продукты полезны? (знать их состав, ценность)
- Какие напитки из предложенных вы будете употреблять как можно реже?
- Чем они опасны для организма?
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: на карточках по выбору
- Ребята, вы можете выбрать задание на дом по силам.(Приложение 4)
10 слайд
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
- Остались ли у вас вопросы?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Как вы оцениваете товарища?
- Отметьте уровень усвоения знаний и умений на шкале рефлексии (Приложение 5)
Оценка за урок.
11 слайд
- На этом наш урок закончен. Спасибо всем за сотрудничество. Берегите свое здоровье, питайтесь правильно! Надеюсь, что теперь вы сможете сделать правильный выбор продуктов питания.
Здоровьесберегающая направленность урока
Создание доброжелательной творческой атмосферы, поддержка внимания и интереса учащихся на протяжении всего урока, достигается с помощью интонации учителя, визуального ряда оформления урока, игровых моментов. (презентация, поход в магазин), что приводит к более высокому уровню знаний и наивысшим результатам.
Высокая работоспособность учащихся, профилактика утомления достигается с помощью смены деятельности, смены восприятия информации, двигательной активности (работа у доски, в тетради, практическая работа за лабораторными столами, физкультминутка)
Для профилактики сколиоза осуществляется контроль осанки, смена деятельности, физкультминутка.
Во избежание утомляемости глаз используется смена деятельности, близкое и дальнее зрительное восприятие. Работа за ноутбуком, учебником, с текстом на экране ведется строго с учетом времении соблюдения санитарных норм.
Формирование навыков здорового питания ведется на всех этапах урока.
Домашнее задание содержит разный уровень сложности, задания на выбор, что снимает у школьников элементы стресса и напряжения.
Рефлексия, оценивание, устная система поощрения, подбадривание, создает у детей ситуацию успеха, способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Условия кабинета соответствуют нормам САНПИН.
Результативность урока
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать: - строение и функции пищеварительной системы человека; - состав питательных веществ в пищевых продуктах; - роль пищи для организма человека; - процессы обмена веществ; Применять знания в новых ситуациях для решения практических задач | Регулятивные УУД: - осуществлять поиск информации, представленной в различных формах; - работать по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; - искать самостоятельно средства достижения цели; - выдвигать версии решения проблемы; - осознавать конечный результат. Коммуникативные УУД: - умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ; - использовать форму диалог для решения учебной задачи. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; - выявлять причины и следствия простых явлений; - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента | Личностные: Формировать: - осознание последствий и неприятие вредных привычек, ответственность за свое здоровье; - мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - социальные компетентности |
Литература
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019, с.173-174, с.200-201
Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В., Методическое пособие Биология 8 класс. - М.: Вентана-Граф , 2021, с.222-228
Мишкины книжки [сайт] Обучение с увлечением! URL: https://mishka-knizhka.ru/poslovicy/o-ede/?ysclid=m0ql1gfwog857778357
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы, Сизов А.В URL: https://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/3_35/9.pdf