СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Земноводные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Земноводные"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 25 им. Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева с кадетскими классами»


Конспект урока

Предмет биология, тип урока: урок изучения нового материала

Тема: «Класс Земноводные или Амфибии»

Класс: 7

Технологии: технология развитие критического мышления, смысловое чтение.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности земноводных.

Задачи:

  • изучить особенности внешнего строения и передвижения лягушки в связи со средой обитания;

  • дать классификацию многообразию земноводных.

Методы: словесные, наглядные, исследовательские

Средства: информационно-компьютерные

Оборудование: таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», презентация «Земноводные или Амфибии»

Формы работы: групповая, индивидуальная


Ход урока:


Делимся на 5 групп.

- У каждого из вас на столе есть лист оценки, прошу в конце урока его заполнить.

Этап 1-Вызов

- Почему в сказках всегда прекрасных принцесс превращают в жабу или лягушку, а потом принцу приходиться ее целовать, чтоб снять чары?

- Почему жаба-антипод красоты?

- Как вы относитесь к лягушкам, жабам?

Каждый выскажет свое мнение, а затем выбираете в группе то, которое хотели бы озвучить для всех.

Обсуждают в группах. Ответы учащихся, учитель кратко фиксирует на доске.

Представитель из каждой группы высказывает мнение группы (чаще негативное отношение:

Мерзкие

Противные

Скользкие и т.д.

А может, ошибочное у вас сложилось впечатление и, изучив, тему сегодняшнего урока вы пересмотрите свое отношение к ним.


Отгадайте загадку:

Травки яркой зеленей.

Посвящают сказки ей.

Странным голосом поет.

Любит жить среди болот.

С кочки видит все окрест,

Комаров и мошек ест,

С ней такие же подружки.

Догадался кто! ...

- Как лягушка связана с сегодняшней темой урока?

Относятся к классу Земноводные

- Почему так назвали этот класс животных? (Эти животные могут жить и на земле и на суше).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Записываю на доску тему урока)

Тема урока: «Класс Земноводные»

Дети записывают в тетрадь

- Давайте определим задачи на сегодняшний урок:

  1. Узнать, как земноводные приспособлены к жизни на суше и в воде.

  2. Дать общую характеристику внешнего строения земноводных.

  3. Рассмотреть классификацию земноводных.


Этап 2-Осмысление содержания

- Какие же представители входят в состав класса земноводных? Сейчас мы это узнаем. Для этого мы из отдельных слогов соберем названия животных и запишем в тетрадь в виде кластера.

У каждой группы на столах слоги. (Конверт №1)

Проверяю кластер, фиксирую его на доску.

Задаю вопросы, а дети дополняют кластер.

- Что общего у саламандры и тритона?

- А чем похожи лягушки и жабы?

- А почему червяга получила такое название?

Теперь перейдем к конверту №2. По ключевым словам составьте рассказ, каждое предложение запишите с новой строки. Если слово не понятно – воспользуемся параграфом учебника. (Конверт №2)

Работают со словами.

Послушаем, какие рассказы вы составили, только сначала озвучьте слова.

1 группа

Среды жизни, конечности, легкие, размножение, Антарктида, тропики

2 группа

Голова, туловище, хвост, веки, кожные железы, ядовитые.

3 группа

Бородавки, 8 месяцев, бугристая кожа, сумерки, комары, слизни.

4 группа

Ноги, передние ноги, задние ноги, прыжки, толчки, плавательные перепонки.

5 группа

Солнце, движущиеся предметы, липкий язык, резонаторы, норы грызунов.

Зачитывают рассказ.

Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы слушали выступления. Заполните таблицу.

1 группа Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности класса




Особенности строения тела




Особенности размножения




Ареал обитания




Вывод:



2 группа Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности тела лягушки




Особенности строения органов чувств




Особенности конечностей




Окраска




Вывод:


3 группа Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности тела жабы




Что такое анабиоз, для чего он жабе?




Особенности размножения




Кормовая база жабы




Вывод:








5 группа Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Для чего лягушки покидают воду?




Особенности зрения лягушки




Как получается характерный звук?




Зимовье лягушек




Вывод:




1гр. Чем проявляется промежуточное положение земноводных между водными и наземными позвоночными?

2гр. От каких условий зависит распространение земноводных на Земле? Объясните, почему земноводные не могут жить в Антарктиде.

4 группа Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности передвижения лягушки на суше




Особенности передвижения лягушки в воде




Особенности перепончатых конечностей




Слизь




Вывод:

3гр. В чем проявляется усложнение внешнего строения земноводных по сравнению с рыбами?

4гр. Можно ли приобрести бородавки, держа в руках жаб и лягушек?

5гр. Голодная лягушка отказалась есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых.

- Почему?

Отвечают на вопросы.

По ходу ответов, запишите приспособленность лягушки.

1. К жизни в воде…………………………………

1,2,3 группы


2. К жизни на суше………………………………..

4,5 группа

Записывают ответы, обмениваются информацией



Обобщение полученных знаний.

Проверьте себя, как вы усвоили новый материал. Выполните тест:


1. В отличие от рыб у земноводных появляются:

А - органы зрения; Б - конечности; В - ноздри; Г - жаберные щели.

2. Главную роль при охоте лягушки за насекомыми играют органы:

А - слуха; Б - осязания; В - зрения; Г - обоняния.

3. Жабы отличаются от лягушек тем, что они имеют:

А - обитают в воде; Б - хвост; В - кожи; Г - грубую кожу, покрытую бугорками

4. Жизнь земноводных проходит:

А - в почве; Б - на суше; В - в воде и на суше; Г - в воде.

5. Размножение земноводных происходит:

А - в почве; Б - на суше; В - в воде и на суше; Г - в воде.


Оцените работу на уроке.

Оценивают себя. Самоконтроль, самооценка


Этап 3-рефлексия

Сформулируйте вывод по уроку

Формулируют вывод, записывают в таблицу.
























Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности класса

+


приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной средах.


Особенности строения тела


+

имеют две пары пятипалых конечностей. Взрослые животные дышат атмосферным кислородом с помощью легких.


Особенности размножения

+


их яйца (икринки), как правило, не могут развиваться вне воды.


Ареал обитания

+


живут и в воде, и на берегах, и на лугах, в лесных и кустарниковых зарослях и поблизости человеческого жилища, словом, везде, где могут найти сырость и подходящую пищу.


Вывод:


Вывод: Земноводные - животные, приспособленные к жизни на суше и в воде, для этого у них имеются следующие приспособления…

Так ли они неприятны вам теперь. Они какие?

А теперь, я предлагаю по - новому взглянуть на животных, которые были вам так неприятны в начале урока.

ЗЕМНОВОДНЫЕ – ПОЛЕЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ВИДЕО



Домашнее задание:

изучить §24;

составить кроссворд по теме (8-10 слов) или рассказ с ошибками.










































Приложение №1


Тексты для групп

1. Почему земноводные получили такое название.

Класс земноводных занимает промежуточное положение между водными позвоночными (рыбами) и наземными позвоночными (пресмыкающимися, птицами; млекопитающими). Земноводные приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной средах.

Как и все наземные позвоночные, большинство земноводных имеет две пары пятипалых конечностей. К жизни в наземно-воздушной среде у них приспособлены органы зрения и слуха. Взрослые животные дышат атмосферным кислородом с помощью легких.

Вместе с тем земноводные сохранили связь и с водной средой. Они размножаются и начинают свою жизнь в воде.

К классу земноводных относят лягушек, жаб, квакш, тритонов, саламандр, червяг. Земноводные распространены по всем материкам, кроме Антарктиды. Большинство видов обитает в тропиках, отличающихся высокой влажностью и относительно постоянной высокой температурой. Земноводных нет там, где очень холодно и нет хотя бы временных водоемов, потому что их яйца (икринки), как правило, не могут развиваться вне воды.

Наиболее многочисленны они в тропической Америке, где живет около половины всех известных в настоящее время видов. Образ жизни лягушек разнообразен, смотря по их месту жительства: они живут и в воде, и на берегах, и на лугах, в лесных и кустарниковых зарослях и поблизости человеческого жилища, словом, везде, где могут найти сырость и подходящую пищу.

2. Симпатичная лягушка

Лягушки-наиболее известные земноводные. Строение их тела весьма своеобразно: довольно крупная голова плавно переходит в широкое и короткое туловище, которое опирается на передние и задние ноги. Хвоста у лягушек нет.

На голове лягушки хорошо видны крупные выпуклые глаза. Их прикрывают веки. При моргании веки увлажняют поверхность глаз и защищают их от повреждений и засорения.

Впереди глаз расположена пара ноздрей. Глаза и ноздри находятся на верхней части головы. Поэтому при плавании они остаются над поверхностью воды, что позволяет лягушке дышать атмосферным воздухом и видеть происходящее над водой.

Ушные отверстия прикрыты наружной барабанной перепонкой.

Тонкая нежная кожа лягушки нуждается в увлажнении. Она постоянно смачивается слизью, выделяемой многочисленными кожными железами.

Температура тела холоднокровных лягушек всегда равна температуре окружающей среды, поэтому они холодные и скользкие на ощупь. На передних лапках у нее по 4 пальца, на задних - по 5. Пальцы соединены тонкой кожистой перепонкой. У некоторых водных видов большие пальцы задних лап вооружены острыми когтями для разрывания добычи. Конечности хорошо развиты, особенно задние.

Большинство земноводных обладает покровительственной окраской. Встречаются земноводные, особенно в тропиках, с необычной и яркой окраской — желтой, оранжевой, фиолетовой, красной (рис. 63). Яркая окраска отпугивает врагов: в большинстве своем такие земноводные ядовиты. Поэтому хищники отличают этих земноводных от неядовитых и не нападают на них.

3.Жабы

Жабы? Бр-р-р… Вот уродство, скажут другие. И будут не одиноки.

Уже, пожалуй целое столетие известно, что от жаб не бывает бородавок. Даже наоборот, их кожа действует как бактерицидный пластырь. Но ведь нет-нет да услышишь из уст мальчишек леденящие кровь рассказы о страшных жабьих свойствах!

Современный климат не отличается особой мягкостью, но это не мешает жабам хорошо себя чувствовать безо всякой одежки. Весь неблагоприятный для себя период (а он длится порой до 8 мес. в году) они проводят в состоянии анабиоза, когда кажется, что жизнь покинула их маленькие тельца.

Ни к чему жабам и акваланги: они под водой могут дышать всей поверхностью кожи и даже пить воду. Однако в воду животные заходят лишь на период размножения. В остальном это настоящие сухопутные существа: у них сухая бугристая кожа и размеренная походка.

Жабы не любят зря выставлять себя напоказ. Только с наступлением сумерек покидают они насиженные дневные укрытия и отправляются за провиантом. Тут между людьми и жабами нет никакой конкуренции: мы не большие любители комаров и слизней.

Конечно, не все жабы блещут яркой окраской, но их выразительные глаза и широкий “улыбающийся” рот покоряют с первого взгляда. Не случайно в одном из преданий жаба обменяла свой чудесный голос на прекрасные глаза соловья.

4. Как лягушка передвигается на суше и в воде

У лягушки хорошо развиты ноги. Опираясь на передние ноги, она сидит, приподняв переднюю часть туловища с головой. Задние ноги при этом согнуты и находятся по бокам туловища. Задние ноги у лягушки значительно длиннее и сильнее передних. Они играют главную роль при ее передвижении, как на суше, так и в воде.

На суше лягушка передвигается прыжками. Совершая прыжок, она с силой отталкивается от земли задними ногами. Приземляется лягушка сначала на передние ноги: они предохраняют лягушку от удара (рис. 64).

В воде лягушка передвигается с помощью быстрых толчков задних лап, которые снабжены плавательными перепонками, натянутыми между пальцами. Передние лапки при плавании она просто прижимает к телу. Кожа лягушки гладкая, скользкая от выделяемой слизи. Это также облегчает быстрое передвижение в воде.

5. Образ жизни

Днем они греются на солнышке, усевшись на берегу, или на широком листе водного растения. Согреваемые яркими лучами солнца, лягушки погружаются в сладкую дремоту и могут оставаться в таком положении в течение нескольких часов.

Жизнь лягушки сильно зависит от работы ее органов зрения. Но что, же видит лягушачий глаз? Лягушки видят любые движущиеся предметы, если они малы по величине и имеют округлые контуры, то есть похожие на насекомых. Если лягушку окружить неподвижными насекомыми, она умрет с голоду, но стоит провести перед ее глазами небольшим черным кружком, как лягушка жадно хватает его. Лягушки реагируют, если затемняется все поле зрения, это помогает им уберечься от врага. Лягушка моментально выбросить липкий язык на приблизившееся неосторожно насекомое и столь же быстро проглотить его.

Земноводные могут издавать звуки при помощи резонаторов - особых пузырей в уголках рта. Их голоса могут имитировать звуки различных животных. Например, голос травяной лягушки напоминает лай собак, жабы издают трели, чесночница стучит под водой.

Зимуют земноводные на суше, под листочками, хвоей, кучами хвороста, в норах грызунов. Часть лягушек зимует в незамерзающих ручьях, речках, торфяных болотах.


























Приложение №3

Приспособления к обитанию в водной среде:

1. Плавательная перепонка между пальцами (на задней конечности)

2. Обтекаемая форма тела, уплощенная в спинно-брюшном направлении

3. Тело покрыто голой кожей со слизью, уменьшающей трение о воду

4. Глаза и ноздри, способные закрываться, находятся на возвышенностях

головы

Приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде

1. Наличие конечностей наземного типа

2. Уплощенная форма тела

3. Тело покрыто слизью, предотвращающей высыхание тела (организма)

4. Глаза имеют веки и слезные железы

5. Барабанные перепонки
































Приложение№4

Выполните тест

1. В отличие от рыб у земноводных появляются:

А - органы зрения; Б - конечности; В - ноздри; Г - жаберные щели.

2. Главную роль при охоте лягушки за насекомыми играют органы:

А - слуха; Б - осязания; В - зрения; Г - обоняния.

3. Жабы отличаются от лягушек тем, что они имеют:

А - обитают в воде; Б - хвост; В - кожи; Г - грубую кожу, покрытую бугорками

4. Жизнь земноводных проходит:

А - в почве; Б - на суше; В - в воде и на суше; Г - в воде.

5. Размножение земноводных происходит:

А - в почве; Б - на суше; В - в воде и на суше; Г - в воде.


Приложение№ 5

Лист самооценки

Критерии

Балл

Мой балл

1

Я самостоятельно сформулировал цель и задачи урока

1


2

Я активно работал с текстом и смог найти ответы более, чем на 3 вопроса

3


3

Я смогу без помощи охарактеризовать приспособления земноводных к жизни на суше

5


4

Заполнил таблицу ЗХУ

5


5

Решил тест без ошибок

5


6

Самостоятельно сформулировал вывод

3


ИТОГ:

22


МОЯ ОЦЕНКА:



11-15 баллов – оценка «3»

16-19 баллов – оценка «4»

20-22 балла – оценка «5»



Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности класса




Особенности строения тела




Особенности размножения




Ареал обитания




Вывод:

Приложение №6


Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности тела лягушки




Особенности строения органов чувств




Особенности конечностей




Окраска




Вывод:

Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности тела жабы




Что такое анабиоз, для чего он жабе?




Особенности размножения




Кормовая база жабы




Вывод:


Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Для чего лягушки покидают воду?




Особенности зрения лягушки




Как получается характерный звук?




Зимовье лягушек




Вывод:

Факты

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Особенности передвижения лягушки на суше




Особенности передвижения лягушки в воде




Особенности перепончатых конечностей




Слизь




Вывод:


1