СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Животный мир лесной зоны"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в коррекционной школе 8 вида. Учебник Лифановой Т.М.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Животный мир лесной зоны"»

Животный мир лесной зоны (урок географии 7 класс)

1.Тип урока: Урок изучения нового материала 
2. Цель урока: Углубить знания детей об основном видовом составе животных лесной зоны России, делении животных на травоядных, хищников, всеядных. 
3. Задачи урока

Образовательные: Углубить знания учащихся о лесной зоне; расширить и уточнить знания учащихся о животных леса; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.

Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивать связную устную речь; пополнить словарный запас; корригировать произвольное внимание; коррегировать и развивать зрительное восприятие; коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук. 

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению природы своего края; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение сопереживать; воспитывать умение работать в коллективе. 

Социализации: расширение знаний об окружающем мире; навыки работы в паре; умение давать объективную самооценку своим действиям. 

4. Краткое описание хода урока 
Фаза I «Начало образовательного мероприятия»: 

1. Организационный момент

2. Мотивация учащихся (инициация- АМО «Передай другому»)

3. Погружение в тему – АМО «Опекуны» 

4. Формирование ожиданий и опасений – продолжение АМО «Опекуны» и выход учащихся на цели и задачи урока. 
Фаза II «Работа над темой»: 

5. Интерактивная лекция (передача и объяснение нового материала) по методу «Узнавай-ка - объясняй-ка» - подведение краткого итога работы на данном этапе. 

6. Динамическая пауза

7. Закрепление (проработка содержания информации – работа в парах). 
III. Завершение образовательного мероприятия: 

8. Гимнастика для глаз (комплекс по Аветисову)

9. Подведение итогов

10. Рефлексия

11. Домашнее задание 

5. Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока 

Знать названия, внешний вид, особенности жизни наиболее распространённых животных лесной зоны России, их деление на травоядных, хищников, всеядных. 

Уметь различать и называть животных леса по контуру и внешнему виду; отличать животных лесной зоны России от других животных; 

6. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс 

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, способы взаимодействия с окружающими с помощью знаков, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, удерживать информацию, полученную из разных источников, формулировать собственные мысли и ощущения. 

Познавательные: логические - способность и умение учащихся производить простые логические действия, добывание знаний непосредственно из реальности, эвристические методы решения проблем, владение навыками сравнения и анализа, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, типовой план, умение обратиться к нужному источнику информации, умение анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. 

Личностные: проявлять внимание, сострадание, желание помочь попавшему в беду, желание больше узнать, выражать положительное отношение к процессу познания, терпение, доброжелательность к другим учащимся, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, забота о собственном здоровье, эмоциональная саморегуляция, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу во время работы на уроке, развитие мелкой моторики, правильное психологическое раскрепощение. 

Регулятивные: планировать свой ответ, алгоритм своей деятельности, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения новым материалом 

7. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока 

Учебно-познавательная: Овладение креативными навыками продуктивной деятельности, умением организации рефлексии, знания и умения анализа и синтеза информации, владение навыками сравнения, сопоставления, соотнесение общеучебной деятельности с реальными познаваемыми объектами, приёмы действий в нестандартных ситуациях, умение отличать факты от домыслов, знания и умения целеполагания, планирования. 

Коммуникативная: умение преподнести выполненное творческое задание, навыки работы в паре, умение преподносить информацию, слушать ее и «слышать», умение правильно строить предложение, взаимодействие с окружающими. 

Информационная: при помощи различных источников информации формируются умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, при помощи реальных объектов формируется умение анализировать и отбирать необходимую информацию, правильность выделения ключевых характеристик, умение самостоятельно отбирать необходимую информация, формирование умения воспринимать и анализировать информацию. 

Социальная: знания в сфере семейных отношений и обязанностей.

Конспект урока


Организационная информация

Тема урока

Животный мир лесной зоны

Предмет

География

Класс

7

Психолого-педагогическая характеристика класса

В классе  учатся 11 человек, из них 8 мальчиков и 3 девочки. Один ребёнок имеет аутичные проявления, у двоих проблемы логопедического характера. В классе по предмету все имеют хорошие оценки. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе. Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга при выполнении различных заданий.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу.

Автор урока

Кухтина Алёна Леонидовна, учитель географии

Образовательное учреждение

КГБОУ Школа №3

Населённый пункт

г.Комсомольск-на-Амуре

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала при изучении раздела «Природные зоны России. Лесная зона». По КТП урок проходит в январе. На предыдущем уроке проведено обобщение по теме «Растительность лесной зоны России». На следующем уроке продолжается изучение животных лесной зоны России.

Цель урока

Углубить знания детей об основном видовом составе животных лесной зоны России, делении животных на травоядных, хищников, всеядных.

Задачи урока

Образовательные: Углубить знания учащихся о лесной зоне; расширить и уточнить знания учащихся о животных леса; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.

Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивать связную устную речь; пополнить словарный запас; корригировать произвольное внимание; коррегировать и развивать зрительное восприятие; коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук. 

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению природы своего края; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение сопереживать; воспитывать умение работать в коллективе. 

Социализации: расширение знаний об окружающем мире; навыки работы в паре; умение давать объективную самооценку своим действиям. 

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы

Технология Активных методов обучения (АМО)

Здоровьесберегающие технологии

ИКТ

Технология разноуровнего обучения

Технология сотрудничества

Технологии проблемного обучения

Время реализации урока

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ закрепят/ приобретут/ др. дети в ходе урока

Знания, умения, навыки, качества

Знать названия, внешний вид, особенности жизни наиболее распространённых животных лесной зоны России, их деление на травоядных, хищников, всеядных. 
Уметь различать и называть животных леса по контуру и внешнему виду; отличать животных лесной зоны России от других животных; 

Универсальные учебные действия
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, способы взаимодействия с окружающими с помощью знаков, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, удерживать информацию, полученную из разных источников, формулировать собственные мысли и ощущения. 
Познавательные: логические - способность и умение учащихся производить простые логические действия, добывание знаний непосредственно из реальности, эвристические методы решения проблем, владение навыками сравнения и анализа, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, типовой план, умение обратиться к нужному источнику информации, умение анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. 
Личностные: проявлять внимание, сострадание, желание помочь попавшему в беду, желание больше узнать, выражать положительное отношение к процессу познания, терпение, доброжелательность к другим учащимся, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, забота о собственном здоровье, эмоциональная саморегуляция, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу во время работы на уроке, развитие мелкой моторики, правильное психологическое раскрепощение. 
Регулятивные: планировать свой ответ, алгоритм своей деятельности, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения новым материалом 


Ключевые компетентности
Учебно-познавательная: Овладение креативными навыками продуктивной деятельности, умением организации рефлексии, знания и умения анализа и синтеза информации, владение навыками сравнения, сопоставления, соотнесение общеучебной деятельности с реальными познаваемыми объектами, приёмы действий в нестандартных ситуациях, умение отличать факты от домыслов, знания и умения целеполагания, планирования. 
Коммуникативная: умение преподнести выполненное творческое задание, навыки работы в паре, умение преподносить информацию, слушать ее и «слышать», умение правильно строить предложение, взаимодействие с окружающими. 
Информационная: при помощи различных источников информации формируются умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, при помощи реальных объектов формируется умение анализировать и отбирать необходимую информацию, правильность выделения ключевых характеристик, умение самостоятельно отбирать необходимую информация, формирование умения воспринимать и анализировать информацию. 
Социальная: знания в сфере семейных отношений и обязанностей.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, дидактический материал, плюшевый медвежонок (максимально реалистичный), магнитная доска с набором магнитов.

Дидактическое обеспечение урока

Раздаточный материал Приложение 4, 5, 6, 7, 9

Список учебной и дополнительной литературы

Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География. 7 класс. (VIII вид). C приложением

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Фаза I "Начало образовательного мероприятия"

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

Приветствие друг друга.

2. Мотивация учащихся

(инициация — АМО «Передай другому»)


Учитель

Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? Какое время года? Какой месяц? Какое число?

Ученики

Отвечают, записывают в тетрадь число

Учитель

Холодно на улице, дует ветер, сыплет снег, а в тёплой берлоге у медведицы родился медвежонок. Ведь медвежата рождаются именно зимой. Посмотрите, любопытный медвежонок убежал от мамы и пришёл сегодня к нам в гости (демонстрация медвежонка).

Какой он наш медвежонок? Улыбаемся, называем прилагательные, описывающие медвежонка и передаём его следующему ученику.

Примечание

Нужно настроить детей выполнять всё бережно, аккуратно, но быстро. Учитель сам начинает, показывая пример.

3. Погружение в тему

(АМО "Опекуны")


Учитель

Маленький медвежонок убежал от мамы, а мы то с вами знаем, что маленьких детей всюду подстерегают опасности.

Какие опасности могут подстерегать этого медвежонка в лесу одного?

Ученики

Отвечают

Учитель

Когда медвежонок или ребёнок остаётся без родителей другие взрослые, если захотят, могут стать его опекунами.

Мы захотим стать опекунами медвежонка?

Что мы должны для этого знать?

Ученики

Совместно с учителем формулируют тему урока «Животный мир лесной зоны»

Примечание

Учитель подводит детей к решению стать опекунами медвежонка.

Рассказ учителя должен быть кратким, но эмоциональным, чтобы у детей возникло желание помочь попавшему в беду медвежонку.

По итогам на доске должна появиться тема урока.

4. Формирование ожиданий и опасений

(продолжение АМО "Опекуны" и выход на цель и задачи урока)

Учитель

Что мы должны знать и чему научить медвежонка, чтобы он смог выжить в лесу?

Коррекционное упражнение «Закончи предложение».

Ученики

На магнитной доске записаны в столбик несколько недописанных предложений: «Медвежонок должен знать....»

Несколько учащихся выбирают из предложенных карточки с окончанием предложения и прикрепляют их на доску, заканчивая предложения (Приложение 1).

Пример: Медвежонок должен знать других животных. Медвежонок должен знать, кого нужно бояться, а кого — нет. Медвежонок должен знать , что ему есть. Медвежонок должен знать где ему спать. Медвежонок должен знать как живут другие животные. И т.п.

Примечание

Цель: Определить цель и задачи урока.

На доске записи остаются до конца урока.

Фаза II "Работа над темой"

5. Интерактивная лекция

Учитель

Все животные по тому, чем они питаются, делятся на три группы: травоядные, хищники, всеядные.

Коррекционное упражнение «Узнавай-ка - объясняй-ка». Я буду показывать вам контуры животных. Которые живут в лесу, вы должны узнать это животное. Если вы его не узнаёте я читаю вам загадку об этом животном (Приложение 2). Ответивший, рассказывает нам что он знает об этом животном, остальные дополняют. По ходу работы заполняем в тетради таблицу «Животные по типу питания»

Ученики

Чертят в рабочей тетради таблицу:

Животные по типу питания

Травоядные

Хищники

Всеядные

Угадывают животное, рассказывают о нём, заносят в таблицу.

Примечание

Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

На экране появляется узнаваемый внешний контур животного леса. Учащиеся называют его и коротко рассказывают, что о нём знают. Учитель дополняет.

Учащиеся заполняют таблицу «Травоядные, хищники, всеядные». Если ученики затрудняются назвать животное по контуру, читается загадка о нём.

6. Динамическая пауза

Учитель

Я читаю стихотворение, вы внимательно слушаете. Там, где я произношу неправильные вещи вы топаете ногами, где правильные — хлопаете в ладоши. (Приложение 3)

Примечание

Снять накопившееся за прошедшее время урока нервное и физическое напряжение.

Под аудиосопровождение «Звуки леса».

7. Закрепление

(проработка информации)

Ученики работают в парах по заданиям.

1. Составить рассказ о животном по плану используя картинку (Приложение 4)

2. Выбрать силуэты животных, живущих в лесу (Приложение 5)

3. По картинке рассказать какие ошибки допустил художник (Приложение 6)

4. По точкам нарисовать животное и сделать вывод, к какой группе животных по характеру питания оно относится (Приложение 7)

Выполнив задание каждая пара представляет результаты своей работы (идёт проверка на экране)

Примечание

Цель: Проработать необходимый материал, научиться обсуждать и анализировать вопросы темы в парах; учиться представлять наработанный материал всему классу; учить применять знания в сходных ситуациях.

Задача учителя создать «ситуацию успеха». Для этого нужно продумать кому какое задание выдать. Чтобы он смог с ним справиться.

Фаза III "Завершение образовательного мероприятия"

8. Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений по Аветисову (Приложение 8)

Цель: Снять, накопившееся за время урока напряжение глазных мышц.

9. Подведение итогов урока

Давайте вспомним, чему мы хотели научить нашего медвежонка (обращение к записям на доске). Всё ли сделал каждый из вас для этого медвежонка?

Ученики делают краткие комментарии самооценки.

Объявление оценок за урок.

Примечание

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке. Отметить работу учащихся.

Развивать оценочные умения учащихся.

10. Рефлексия деятельности на уроке

А теперь возьмите смайлик медвежонок у него чего-то не хватает (Рта) (Приложение 9).

Нарисуйте ему ротик улыбающийся, если урок вам понравился и вы довольны своей работой на уроке.

И грустный ротик — если урок вам не понравился и вы не довольны своей работой на уроке

11. Домашнее задание

Прочитать текст учебник стр. 81-84

Всем задание 2 после текста в учебнике

1 уровень — задание 1

2 уровень — подготовить рассказ об одном из животных леса

3 уровень — выборочное чтение, задание 4

4 уровень — найти в тексте ответ на задание 6

Дополнительная необходимая информация


Ссылки на использованные интернет-ресурсы

1. sc17.achmap.ruuserfiles/file/Активные методы.dos

2. Активные методы обучения openclass.runode/137638

3. Клевцова Н.В. Мастер-класс Как организовать рефлексию на уроке

htpp://www.socobraz.ru/index.php

4. Методы, способы, приёмы активного обучения

htpp://www.prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?showall=1

5. Примеры АМО http://tomskoe-new.ucoz.ru/load/aktivnye_metody_obuchenija/

6. Раскраски и лабиринты

http://www.razukras.ru/details.php?image_id=5518

7. Тюлина Е. «Активные методы обучения»

sozvezdieoriona.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija/5-1-0-37


В помощь учителю

Обоснование, как данную тему оптимально изучать

Изучать данную тему необходимо в тесной взаимосвязи с предыдущей, т.к. видовой состав животного мира тесно взаимосвязан с кормовой базой, т.е. с растительным миром.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Тема следующего урока "Пушные звери". Предлагаю начать урок с выполнения задания на внимание (Приложение 10). Далее урок можно продолжить тоже с медвежонком.

Другое




























Приложение 1

Варианты окончания предложения "Медвежонок должен знать...

... других животных

... кого нужно бояться, а кого — нет

... что ему есть

... где ему спать

... как живут другие животные

... сколько будет 2х2

... где живут пингвины

... сказку о рыбаке и рыбке

... имя директора нашей школы

... гимн России

Приложение 2

Загадки

Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу.

Пушистый рыжий хвост,

Все знаем мы …. (лису)


Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)


На овчарку он похож.

Что не зуб – то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)


Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)


Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)


Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спине – щетинка. (кабан)


Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепёшкой на носу.

Роет землю он в лесу. (кабан)


Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)


Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день

Называется … (олень)


Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

Ей не скажешь слово «Брысь»

Потому, что это … (рысь)


Кошка полосатая

Нравится ребятам (тигр)


Он зимой в берлоге спит

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его? (медведь)


Чем-то схож я с белкой, детки.

Также я на ветку с ветки

Ловко прыгаю, играя.

Шубка есть, да не такая:

Спинка в чёрную полоску

Придаёт мне столько лоску. (бурундук)


Приложение 2

Правильно-неправильно

(стихи – игра)

Что в лесу случилось, братцы?

Кто поможет разобраться.

Дайте правильный ответ,

Где тут «да», а где тут «нет».


Волк взобрался на осину,

Тянет лапу к апельсину.

А под дубом спит кабан.

Где тут явь, а где обман?


Бурундук поймал зайчишку,

Ёж на ужин скушал мышку,

Роет тигр подземный ход,

А в дупле сидит енот.


Белка щёлкает орешки,

Заяц любит кириешки,

А медведица с утра

Варит суп из комара.


Любит ягоду лисица,

А зайчонок всех боится.

У медведя есть рога

И копыта на ногах.


Мы сегодня постарались ,

В шутках леса разобрались,

Что не так. А что как надо…

И опять в лесу порядок.


Приложение 4


План рассказа

1. Какое животное изображено на картинке

2. Где оно живёт

3. Что оно делает

4. Что ещё вы знаете об этом животном




Приложение 5













Приложение 6

Рассмотрите рисунок. Художник нарисовал зимний лес, но сделал несколько ошибок. Что неправильно на этом рисунке?


Приложение 7




Приложение 8

Гимнастика для глаз по Аветисову

1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперёд, сделать выдох. 5-6 раз.

2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. 5-6 раз.

3. Руки на пояс повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. 5-6 раз

4. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки. 5-6 раз

5. Руки вперёд посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4-5 раз.

6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд.

7.Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.


Приложение 9









Приложение 10

За три минуты вычеркни в тексте названия животных лесной зоны.

Карточка №1

КОШКАМЕДВЕДЬРЫСЬСОБАКАОЛЕНЬСЛОНВОЛК

НОСОРОГЗАЯЦВЕРБЛЮДКАБАНСВИНЬЯЛОШАДЬ


Карточка №2

МЫШЬЛИСАКРОКОДИЛЁЖКОРОВАТИГРБЕГЕМОТ

БУРУНДУККРЫСАБЕЛКАЛЕВЛЕММИНГЛОСЬТЮЛЕНЬ