Урок по теме: Жил-был волшебник (Жизнь и творчество Евгения Шварца)
Форма урока : урок-спектакль с элементами презентации.
Цель
образовательная:
повторить теоретико-литературные понятия, а именно понятия «драматургии» и жанров драматургии;
дать представление о фактах биографии драматурга и его творчестве ;
развивающая:
развитие творческих и мыслительных способностей учащихся, воображения, умения выступать перед большой аудиторией;
развитие интереса к театру;
воспитательная:
воспитание любви к искусству;
воспитание чувства ответственности, коллективизма;
социальная адаптация и воспитание чувства уверенности в себе.
Ход урока
Вступительное слово учителя
(слайд 1)
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня вы познакомитесь с творчеством известного советского сказочника-драматурга Евгения Львовича Шварца. Но прежде давайте вспомним, что собой представляет драматургия. На уроках русской литературы мы изучали творчество писателей – драматургов Островского, Чехова, Горького, на уроках украинской литературы – Ивана Карпенко-Карого. Посещая театры, вы также окунались в мир драматургии. Кто может сказать, чем этот литературный вид отличается от прозы и лирики?
(Возможные ответы учащихся: «Драматургические произведения предназначены для исполнения на сцене», «Содержание драматических произведений составляют разговор, реплики действующих лиц», «Большую роль в постановке играют костюмы, музыка, декорации, звуковые и световые эффекты»).
(слайд 2)
То есть, можно сделать вывод, что драматургия – это особый род в литературе, который имеет диалогическую форму и предназначается для воплощения на сцене. По сути, это жизнь персонажей на сцене. В пьесе они оживают и воспроизводят реальную жизнь со всеми вытекающими конфликтами и противоречиями.
(слайд 3)
Основные жанры драматургии :
Трагедия:
воссоздает острые неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности
непримиримое столкновение враждующих сил
одна из борющихся сторон гибнет.
(слайд 4)
Драма:
(слайд 5)
Комедия :
воспроизводит в основном комические ситуации или частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего. К этому жанру относятся:
Мистерия
Мелодрама
Фарс
Водевиль
Трагикомедия
«На свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки... Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы. Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..? Вероятно — для всех! …Так и с драматургией. У пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста», - писал о произведениях Евгения Шварца режиссёр театра комедии Николай Павлович Акимов.
Обращение к жанру сказки у Е. Шварца не было случайностью. В 30-е годы XX века строгая иерархия установилась не только в обществе, но и в литературе. Главными жанрами считались эпопея, роман. Сказка же располагалась в самом низу иерархической пирамиды, что и определяло меньшую бдительность цензуры. «Правдоподобием не связан, а правды больше», - так сам Шварц объяснял свою приверженность к этому жанру. Рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, Шварц выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле.
Итак…жил-был сказочник – драматург….
Выступление учащихся
(слайд 6)
1 учащийся
«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот — сказочник. И все — и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники — все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди». Эти слова героя пьесы «Снежная королева» полностью применимы к ее автору, Евгению Львовичу Шварцу, который талантливо, честно и самоотверженно работал в литературе несколько десятилетий.
2 учащийся
(слайд 7)
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается.
1 учащийся
(слайд 8)
Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
2 учащийся
(слайд 9)
Поступив в Ростовский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц со своей молодой женой, актрисой Гаянэ Холодовой, приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварцы остались в Петрограде, работали в театре на Бородинке.
1 учащийся
(слайд 10)
Вскоре Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе.
Весной 1923 года Шварц решил побывать у родителей на Донбассе и предложил своему другу М. Слонимскому ехать с ним… Слонимского пригласили на работу в редакцию первого литературного журнала, и он привел Шварца. Шварц начал печататься, подписываясь псевдонимом «Щур». Когда выход нового журнала наладился и состав сотрудников определился, Шварц вернулся в Петроград.
2 учащийся
(слайд 11)
В 1925 году вышла первая книжка Шварца. Евгений Шварц стал писателем. Одна за другой печатались его детские книжки в стихах и прозе. С 1925 г. Шварц – секретарь журнала «Ленинград», чуть позже – детского отдела Госиздата.
(слайд 12)
Вскоре детский писатель стал детским драматургом.
И в личной жизни у Шварца в этот период происходят изменения. Он был тогда влюблён в Катю Зильбер, которая стала его женой и музой до конца его жизни.
1 учащийся
(слайд 13)
Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стала известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили. Но созданная в 1940 году пьеса «Тень» всё же была поставлена на сцене и имела большой успех.
(слайд 14)
2 учащийся
Когда началась война, Шварц попытался записаться в народное ополчение, но он не прошел медосмотр. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, пока ему не стало совсем плохо, и тогда, наконец, Шварц эвакуировался.
(слайд 15)
В Душанбе Шварц написал сказку «Дракон». Шварц писал об отвратительном Драконе, о городе, подавленном его владычеством. Когда в 1944 году Театр комедии переехал в Москву и показал там премьеру «Дракона», режиссеру Акимову сообщили, что спектакль этот играть нельзя. Акимов, Шварц и их друзья спасали пьесу как могли. Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.
1 учащийся
(слайд 16)
В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. Итак, один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми, - его всё тянет к чудесам, превращениям, приключениям.
В сказке Шварца случается чудо, даже вопреки воле самого Волшебника. Мораль проста и прекрасна: великие, сильные и чистые чувства творят чудеса. «Обыкновенное чудо» - самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно — ведь повествовала она о Любви. Мало того — в этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты, что подтверждалось и характером Волшебника, и посвящением пьесы Екатерине Ивановне Шварц. Это была последняя сказка Волшебника.
2 учащийся
(слайд 17)
Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ. А вы как считаете? «Божье повеленье» Евгений Шварц выполнил.
«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».
3 учащийся
(слайд 18)
(Чтение стихотворения Е.Л. Шварца «Меня Господь благословил идти…»)
«Меня Господь благословил идти,
Брести велел, не думая о цели.
Он петь меня благословил в пути,
Чтоб спутники мои повеселели.
Иду, бреду, но не гляжу вокруг,
Чтоб не нарушить Божье повеленье,
Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,
Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.
Я человек. А даже соловей,
Зажмурившись, поет в глуши своей».
(слайд 19)
Инсценировка сказки «Золушка» по сценарию Е. Шварца.
6