СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Жостово. Роспись по металлу"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок " Жостово. Роспись по металлу"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мирновская школа»

Джанкойского района Республики Крым













Урок «Жостово. Роспись по металлу»

5-А класс

Учитель изобразительного искусства: Григорук О. С.































2022-2023 учебный год.

5 класс. Изобразительное искусство. Урок №18.

Тема: Жостово. Роспись по металлу.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование  уважительного отношения к культуре народа, прививать любовь и интерес к  произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа.

Предметные УУД: формирование знаний и умений   основных правил составления композиции жостовского подноса, показать отличительные особенности промысла. Выполнить  работу в технике живопись.

Метапредметные УУД: формирование умений планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную  художественную деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники « Изобразительное искусство» Б. М. Неменского. 5 класс. Презентация « Жостовские подносы». Иллюстрации жостовских подносов, образцы работ обучающихся, альбом, краски. « Вальс цветов» П. И. Чайковского.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

2. Актуализация опорных знаний.  

(На доске иллюстрации с изображением разных промыслов) - Мы продолжаем экскурсию в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на доске? (промыслы) -Кто создал эти промыслы? (русский народ) - Мы продолжаем знакомство с русскими  промыслами, отгадывая кроссворд вы определите тему урока (индивидуальная работа )

(На слайдах презентации задания)

1.     Вид росписи (Гжель)

2.     Вид росписи (Городец)

3.     Цвет, используемый в гжельской росписи (синий)

4.     Элемент городецкой росписи (бутон)

5.     Название села, давшего имя этому промыслу (Дымково)

6.     Материал, из которого изготовлены изделия (дерево)

7.     Вид росписи (Хохлома)

 - Кто заполнил все клетки кроссворда?

- Какое слово вы получили по вертикали? ( получится слово Жостово)

3. Определение темы и цели урока.

- Назовите тему урока.

– Какие задачи на урок мы ставим перед собой?

 1. Узнать историю возникновения промысла.

2. Найти отличительные особенности промысла.

3. Выполнить  работу в технике живопись.

 4. Изучение нового материала.

- Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. –Скажите, зачем нам в век научно-технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические?, зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?( Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте. Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность, праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю. И с некоторыми вы уже знакомы.

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Сегодня мы остановимся недалеко от Москвы в очень живописном месте село Жостово здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла.


Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.   Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. 

- Раньше этим промыслом занимались мужчины.

- Как Вы думаете почему? (ответы детей)

- Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и нужных размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.

Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».

 В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, а вручную.

- А сейчас  задание индивидуальное (по рядам) Работа с учебником стр.,92. Прочитать статью учебника и подготовиться к ответу: первый ряд  расскажет какой формы бывают жостовские подносы, а второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов, а третий – как составлена композиция на подносах. 

- Ребята, давайте посмотрим презентацию « Жостовские подносы», обратите внимание на основные правила выполнения жостовской росписи.

5. Музыкальная физминутка.

6. Практическая работа. Работа в паре. Открыли учебник на стр., 95, задание №1.

6.Итог урока. Рефлексия. Демонстрация работ и выставление оценок.

- На доске панно - это океан знаний, которые вы получаете в школе, в жизни. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду камень. - Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь.

7. Организация на перемену.



















умений   основных правил составления композиции жостовского подноса, показать отличительные особенности промысла. Выполнить  работу в технике живопись.















 - Заполните таблицу до конца ( работа в парах).

- А сейчас начнем заполнять таблицу ( работа в парах).

Название

Жостовская роспись

1.Месторасположение

 

2.Предмет

 

3.Материал

 

4.Форма основы (заготовки)

 

5.Цвета

 

6.Узоры рисунка

 

7.Композиция

 





Откройте учебники. с. 92Проверка заполнения таблицы. (коллективно)

 

Название

Жостовская роспись

1.Месторасположение

Московская область

с. Жостово

2.Предмет

Подносы

3.Материал

Железо

4.Форма основы (заготовки)

многоугольная

- круглая

- овальная

- комбинированная

5.Цвета

все

 6.Узоры рисунка

Цветы, фрукты, листья, птицы

7.Композиция

Букет, веночек, уголок.

 

- Оцените себя в оценочном листе. (Учащиеся сдают оценочные листы.)

 

4.  Практическая работа. 15 мин.

- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в технике живопись.

- Давайте составим план работы. – слайд 25

 

1.     Вырезаем из цветного картона  нужную форму подноса (выбирают на доске, обводят по шаблону).

2.     Составляем композицию из цветов (вырезаны из открыток), приклеиваем. (работа в технике аппликации)

3.     Дополняем композицию листьями (работаем гуашью)

4.     Рисуем окантовку желтой гуашью.

 Индивидуальная самостоятельная работа. 

 

(Во время самостоятельной работы звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

 

5.     Выставка работ.  2 мин.(Самооценка и взаимооценка)

- Что получилось лучше всего?

- В чем затруднялись?

 

6.     Повторение. 2 мин.

Продолжите предложения: – слайд 27

- Жостовская роспись возникла в селе….., недалеко от ……

- Мастера жостовской росписи расписывали ….

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….

- В жостовской росписи используют следующие цвета….

- Композиция на подносе может быть в форме …

 

7.Рефлексия. 3 мин.

- На доске панно - это океан знаний, которые вы получаете в школе, в жизни. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду камень.

(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).

 

8.Домашнее задание. 1 мин. – слайд 28

Подобрать иллюстрации и подготовить ответ на вопрос: «Где еще можно увидеть использование цветочных композиций?»