Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мирновская школа»
Джанкойского района Республики Крым
Урок «Жостово. Роспись по металлу»
5-А класс
Учитель изобразительного искусства: Григорук О. С.
2022-2023 учебный год.
5 класс. Изобразительное искусство. Урок №18.
Тема: Жостово. Роспись по металлу.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к культуре народа, прививать любовь и интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа.
Предметные УУД: формирование знаний и умений основных правил составления композиции жостовского подноса, показать отличительные особенности промысла. Выполнить работу в технике живопись.
Метапредметные УУД: формирование умений планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную художественную деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебники « Изобразительное искусство» Б. М. Неменского. 5 класс. Презентация « Жостовские подносы». Иллюстрации жостовских подносов, образцы работ обучающихся, альбом, краски. « Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:
Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
2. Актуализация опорных знаний.
(На доске иллюстрации с изображением разных промыслов) - Мы продолжаем экскурсию в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на доске? (промыслы) -Кто создал эти промыслы? (русский народ) - Мы продолжаем знакомство с русскими промыслами, отгадывая кроссворд вы определите тему урока (индивидуальная работа )
(На слайдах презентации задания)
1. Вид росписи (Гжель)
2. Вид росписи (Городец)
3. Цвет, используемый в гжельской росписи (синий)
4. Элемент городецкой росписи (бутон)
5. Название села, давшего имя этому промыслу (Дымково)
6. Материал, из которого изготовлены изделия (дерево)
7. Вид росписи (Хохлома)
- Кто заполнил все клетки кроссворда?
- Какое слово вы получили по вертикали? ( получится слово Жостово)
3. Определение темы и цели урока.
- Назовите тему урока.
– Какие задачи на урок мы ставим перед собой?
1. Узнать историю возникновения промысла.
2. Найти отличительные особенности промысла.
3. Выполнить работу в технике живопись.
4. Изучение нового материала.
- Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. –Скажите, зачем нам в век научно-технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические?, зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?( Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте. Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность, праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю. И с некоторыми вы уже знакомы.
В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Сегодня мы остановимся недалеко от Москвы в очень живописном месте село Жостово здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла.
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
- Раньше этим промыслом занимались мужчины.
- Как Вы думаете почему? (ответы детей)
- Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и нужных размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.
Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».
В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, а вручную.
- А сейчас задание индивидуальное (по рядам) Работа с учебником стр.,92. Прочитать статью учебника и подготовиться к ответу: первый ряд расскажет какой формы бывают жостовские подносы, а второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов, а третий – как составлена композиция на подносах.
- Ребята, давайте посмотрим презентацию « Жостовские подносы», обратите внимание на основные правила выполнения жостовской росписи.
5. Музыкальная физминутка.
6. Практическая работа. Работа в паре. Открыли учебник на стр., 95, задание №1.
6.Итог урока. Рефлексия. Демонстрация работ и выставление оценок.
- На доске панно - это океан знаний, которые вы получаете в школе, в жизни. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду камень. - Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь.
7. Организация на перемену.
умений основных правил составления композиции жостовского подноса, показать отличительные особенности промысла. Выполнить работу в технике живопись.
- Заполните таблицу до конца ( работа в парах).
- А сейчас начнем заполнять таблицу ( работа в парах).
Название | Жостовская роспись |
1.Месторасположение | |
2.Предмет | |
3.Материал | |
4.Форма основы (заготовки) | |
5.Цвета | |
6.Узоры рисунка | |
7.Композиция | |
Откройте учебники. с. 92Проверка заполнения таблицы. (коллективно)
Название | Жостовская роспись |
1.Месторасположение | Московская область с. Жостово |
2.Предмет | Подносы |
3.Материал | Железо |
4.Форма основы (заготовки) | многоугольная - круглая - овальная - комбинированная |
5.Цвета | все |
6.Узоры рисунка | Цветы, фрукты, листья, птицы |
7.Композиция | Букет, веночек, уголок. |
- Оцените себя в оценочном листе. (Учащиеся сдают оценочные листы.)
4. Практическая работа. 15 мин.
- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в технике живопись.
- Давайте составим план работы. – слайд 25
1. Вырезаем из цветного картона нужную форму подноса (выбирают на доске, обводят по шаблону).
2. Составляем композицию из цветов (вырезаны из открыток), приклеиваем. (работа в технике аппликации)
3. Дополняем композицию листьями (работаем гуашью)
4. Рисуем окантовку желтой гуашью.
Индивидуальная самостоятельная работа.
(Во время самостоятельной работы звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)
5. Выставка работ. 2 мин.(Самооценка и взаимооценка)
- Что получилось лучше всего?
- В чем затруднялись?
6. Повторение. 2 мин.
Продолжите предложения: – слайд 27
- Жостовская роспись возникла в селе….., недалеко от ……
- Мастера жостовской росписи расписывали ….
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….
- В жостовской росписи используют следующие цвета….
- Композиция на подносе может быть в форме …
7.Рефлексия. 3 мин.
- На доске панно - это океан знаний, которые вы получаете в школе, в жизни. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду камень.
(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).
8.Домашнее задание. 1 мин. – слайд 28
Подобрать иллюстрации и подготовить ответ на вопрос: «Где еще можно увидеть использование цветочных композиций?»