«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа,
навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта,
тепла, нежности любимой подруги.
Тема жизненного пути
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представлений о лирическом произведении, о пейзажной лирике, организации и проведению конкурса выразительного чтения, развитию интереса к поэзии А. С. Пушкина и других поэтов – мастеров пейзажной лирики.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: знать и находить приметы пейзажной лирики, известные средства художественной выразительности в поэтическом тексте; объяснять назначение средств художественной выразительности в конкурсе выразительного чтения, в викторине;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям поэзии; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: адекватно воспринимать и выразительно читать литературные произведения;
эстетическая сфера: проявлять эстетический вкус.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в поэтическом тексте; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; анализировать;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в групповой работе.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), групповая (практическая деятельность), индивидуальная (выразительное чтение).
Интернет-ресурсы:
Стихи русских поэтов о зиме. – Режим доступа : http://childrenfor.ru/mbx15.php
Оборудование: название урока «Стихотворение “Зимняя дорога” А. С. Пушкина» на плакате – рисунке зимней дороги; книжная выставка «Родной пейзаж в поэзии русских поэтов»; эпиграф урока на плакате; выставка рисунков «Зимний пейзаж моими глазами»; викторина «Любимые поэта строки».
Основные понятия и термины: пейзаж, пейзажная лирика, эпитет, олицетворение, сравнение.
Сценарий урока
...Везде, всегда себя достойный,
Ты нас, волшебник, изумлял,
Пленял ли ты картиной стройной,
Язвил ли ты, иль тосковал.
П. Марков
I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.
– Послушайте план анализ стихотворения «Зимнее утро». (Отвечают 2–3 учащихся.)
– Чем ваш план анализ отличается от плана одноклассников? (Высказывания учащихся.)
– Что вы исключите из своего плана анализа, а что дополните? (Высказывания учащихся.)
II. Изучение нового материала.
1. Запись в тетради даты и темы урока.
2. Беседа о пейзажной лирике на примере стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» А. С. Пушкина.
Тексты стихотворений имеются у учащихся.
Вопросы для беседы:
– Как вы понимаете словосочетание «пейзажная лирика»?
– Какие произведения русских, советских поэтов можете отнести к пейзажной лирике?
– Назовите приметы зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро».
– Назовите приметы зимнего пейзажа в стихотворении «Зимний вечер».
– Назовите приметы зимнего пейзажа в стихотворении «Зимняя дорога». Связаны ли они с настроением, которое передается в стихотворении? Какое оно?
– Что вы можете сказать о теме домашнего уюта в стихотворении?
– Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? Какая мысль дорога поэту?
– Тема дороги появилась в творчестве поэта неслучайно. Он много скитался, странствовал, ездил на лошадях (верхом, в кибитке, в коляске). Любил быть в пути. Путешествие по зимней дороге давало возможность А. С. Пушкину поразмышлять о себе, о России и путях ее развития.
Знаете ли вы другие стихи Пушкина, где также присутствует мотив дороги, тема жизненного пути?
3. Конкурс выразительного чтения стихотворений, принадлежащих пейзажной лирике. Программа конкурса. (См. Ресурсный материал.)
– Прежде чем пригласить участников конкурса на эту импровизируемую сцену, хотелось бы объявить условия, назвать критерии оценки выступления конкурсанта и представить наше уважаемое жюри.
В составе жюри Зима, Метелица, Снежинки. Они в нарядных тематических костюмах.
– Хочется обратить внимание на оформление: плакат с темой урока, эпиграф, выставка рисунков, выставка книг.
Учитель дает краткий комментарий каждому элементу оформления, благодарит учащихся, подготовивших его.
Сообщение ученика о выставке книг «Родной пейзаж в поэзии русских поэтов».
Проведение конкурса по заранее составленной программе.
Вопросы (примерные) для членов жюри:
– Какую картину рисует в стихотворении автор?
– Назовите основную мысль этого стихотворения?
– Каким настроением пронизано это стихотворение, разделяете ли вы его?
– Какие приметы зимы вы находите в этом стихотворении?
– Что такое эпитет? Приведите примеры из данного текста.
– Дайте определение олицетворения, приведите примеры олицетворений.
– Что такое пейзаж?
– Что значит прочитать стихотворение выразительно?
– Если бы вы были композитором, какое музыкальное сопровождение вы сочинили бы для этого стихотворения, почему?
– Есть ли на выставке рисунков «Зимний пейзаж моими глазами» такой, который можно считать иллюстрацией к данному стихотворению?
4. Подведение итогов конкурса, вручение памятных медалей в форме золотой, серебряной, бронзовой снежинок и призов членами жюри.
После того как члены жюри с помощью оценочного листа (см. Ресурсный материал) назовут имена трех победителей, лучшего из них выбирают зрители путем голосования, которое определяется самыми громкими аплодисментами.
5. Викторина «Любимые поэта строки». (См. Ресурсный материал.)
Роль ведущей викторины учитель предлагает Зиме.
III. Практическая деятельность: работа в группах.
Задание для 1-й группы: подобрать цитаты по теме «Пейзаж и его роль в стихотворении “Зимняя дорога”».
Задание для 2-й группы: найти эпитеты и объяснить их роль в стихотворении «Зимняя дорога».
Задание для 3-й группы: найти поэтические средства, с помощью которых создается в стихотворении образ зимней дороги.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какую оценку уроку в целом вы сегодня даете? (Высказывания учащихся.)
– В какой цвет сегодня на уроке было окрашено ваше настроение? Почему? (Высказывания учащихся.)
Домашнее задание.
1. Прочитать повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», «Метель».
2. Выполнить индивидуальные и групповые задания по подготовке урока внеклассного чтения.
Ресурсный материал
Программа конкурса выразительного чтения стихотворений,
принадлежащих пейзажной лирике
1. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» (2–3 чтеца).
2. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога» (2–3 чтеца).
3. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер».
4. Стихотворение С. Есенина «Пороша».
5. Стихотворение С. Есенина «Береза».
6. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...».
7. Стихотворение Н. Огарева «Дорога».
8. Стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою».
Оценочный лист конкурса выразительного чтения
№ п/п | Фамилия, имя конкурсанта | Автор, название стихотворения | Выразительное чтение (до 5 баллов) | Ответы на дополнительные вопросы (до 5 баллов) |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
Председатель жюри _____________________________________
Члены жюри ___________________________________________
Викторина «Любимые поэта строки»
– Определите автора и название стихотворения, из которого взяты эти строки.
1. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин «Береза».)
2. Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла. (А. С. Пушкин «Зимний вечер».)
3. Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».)
4. Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (С. Есенин «Поет зима – аукает...».)
5. Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина.
Полная луна. (А. Фет «Чудная картина...».)
6. Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска. (А. С. Пушкин «Зимняя дорога».)
7. Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка – старушка
У окна сидит. (А. Блок «Ветхая избушка».)
8. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Принакрылася сосна. (С. Есенин «Пороша».)
9. Тройка мчится, тройка скачет,
Бьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то визжит. (П. Вяземский «Тройка».)
10. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов, поэма «Мороз, Красный нос».)