СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Знакомые незнакомцы" (аналитический уровень; по материалам темы 8 класса "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей")

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание урока аналитического уровня по теме "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей", в котором используется кроссворд по данной теме, имеющий два варианта ответов к одной сетке кроссворда. В разработке описаны цели, оборудование, детельность учителя и обучающихся, критерии самооценки выполненной работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Знакомые незнакомцы" (аналитический уровень; по материалам темы 8 класса "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей")»

3

Общая информация

Учебный предмет: химия.

8 класс.

Тема «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Задание аналитического уровня

Цель задания С позиции учителя

Включить обучающихся в активную групповую деятельность, связанную с осознанием роли смесей в природе и жизни человека, а также практического значения разнообразных способов их разделения, основанных на рассмотренных в курсе химии свойствах веществ.

С позиции ученика

Систематизировать информацию, полученную при разгадывании кроссворда:

1) составить список смесей и способов их разделения, разгадывая кроссворд;

2) провести классификацию изучаемых смесей и способов их разделения по существенному признаку;

3) конкретизировать составленные схемы классификации своими примерами;

4) продемонстрировать понимание значения применения смесей и знаний о способах их разделения в химии и повседневной жизни;

а также провести анализ работы и презентацию результата.

Трудоёмкость Трудоёмкость для цели 3.0 (аналитический уровень)

45 минут

Аннотация для ученика

Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.

Оноре де Бальзак

Введение

Выполняя задание, вы систематизируете информацию о чистых веществах и смесях:

    • составите список смесей и способов их разделения, демонстрируя знание изучаемых в курсе химии понятий и примеров, связанных с темой «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей», а также продемонстрируете умение использовать в учебной деятельности знания, полученные по другим предметам и из повседневной жизни;

    • проведёте классификацию изучаемых смесей и способов их разделения по существенному признаку;

    • конкретизируете составленные схемы классификации своими примерами;

    • продемонстрируете понимание значения применения смесей и знания о способах их разделения в химии и повседневной жизни.

Предварительная подготовка

  1. Ваша группа должна систематизировать информацию, полученную при разгадывании интерактивного кроссворда. Вы можете выбрать одного человека, который будет заполнять сетку кроссворда, и одного человека, который будет выписывать названия смесей и способов их разделения, или установить очерёдность этой работы.

  2. В процессе разгадывания кроссворда каждому из вас необходимо самостоятельно заполнить «Лист самооценки» (приложение 3).

  3. При разгадывании кроссворда вам может потребоваться смартфон, на котором установлено приложение для работы с qr-кодами.

Выполнение задания

  1. Откройте страницу интерактивного кроссворда, для этого перейдите по ссылке0 https://onlinetestpad.com/f6k73egskgn2o.

  2. Слова в кроссворде можно отгадывать в любой последовательности. Впишите слова, которые можете отгадать. Время на работу с кроссвордом на этом этапе – 15 минут.

  3. Если вы не смогли отгадать все слова, то получите у учителя практико-ориентированный вариант заданий к той же сетке кроссворда (см. приложение 2). Впишите в кроссворд те слова, которые вы можете отгадать. При необходимости вы можете посмотреть подсказку в виде иллюстрации, используя qr-код. Время на работу кроссвордом на этом этапе – 10 минут.

  4. После завершения разгадывания кроссворда нажмите кнопку «Завершить». Проанализируйте и обсудите слова, которые вы не смогли отгадать.

  5. Отправьте отчёт о кроссворде учителю на электронную почту … (вписать почту учителя).

  6. На листе формата А4 составьте классификацию смесей, указанных в кроссворде, и классификацию способов их разделения по существенному признаку (выберите его самостоятельно).

  7. Конкретизируйте составленные схемы классификации своими примерами (подберите не менее двух примеров к каждой группе).

  8. Обсудите вопрос: «На чём основаны все способы разделения и очистки смесей?».

  9. Каждый из вас должен заполнить «Лист самооценки» (см. приложение 3) и сдать учителю.

Презентация результата

Проведите презентацию своей работы.

Наглядные материалы
  1. текст задания (см. Аннотация, соответствующая цели 3.0 (аналитический уровень));

  2. практико-ориентированный вариант заданий к кроссворду, дополненный информацией в виде иллюстраций, закодированной в виде qr-кодов (см. приложение 2);

  3. лист самооценки (см. приложение 3);

  4. таблица перевода баллов отметку (приложение 4).

Описание деятельности учащихся по достижению образовательной цели, поставленной в задании

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Предварительная подготовка

  1. Знакомятся с заданием, принимают учебную задачу;

  2. распределяют роли, вырабатывая групповое решение;

  3. знакомятся с листом самооценки;

  4. проверяют наличие на смартфоне приложения для работы с qr-кодами

  1. Создаёт игровую ситуацию;

  2. сообщает учебные цели и критерии успешной деятельности;

  3. вовлекает обучающихся в обсуждение учебной задачи;

  4. раздаёт дидактический материал;

  5. осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью обучающихся

Выполнение задания

  1. Разгадывают интерактивный кроссворд, используя при необходимости подсказки в виде иллюстраций;

  2. анализируют и обсуждают слова, которые не смогли отгадать;

  3. проводят классификацию смесей и способов их разделения по самостоятельно выбранному признаку;

  4. конкретизируют составленные схемы классификации;

  5. обсуждают вопрос: «На чём основаны все способы разделения и очистки смесей?»;

  6. заполняют «Лист самооценки»

  1. Курирует групповую и индивидуальную деятельностью обучающихся: создаёт элементы состязания, проведение дискуссий;

  2. обучает по мере необходимости умениям и навыкам, которые востребованы при выполнении задания;

  3. обеспечивает положительные эмоции обучающимся

Презентация результата

  1. Проводят презентацию группового решения задания;

  2. участвуют в обсуждении и оценке выполнения задания другими группами

Организует взаимооценку обучающихся в соответствии с определёнными критериями

Форма предоставления результата (ответ на вопрос, продукт, схема, текст и пр.).
  1. Отправление результата решения кроссворда учителю по электронной почте (эта функция имеется на сайте Online Test Pad);

  2. схема классификации смесей;

  3. схема классификации способов разделения смесей;

  4. заполненные «Листы самооценки» (см. приложение 3).

Рубрикатор

Лист самооценки (3.0)

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы*

0

1

2

1

Количество отгаданных слов (22―30 слов ― 3 балла; 18―21 слово ― 2 балла; 0―17 слов ― 0 баллов)




2

Правильно составлена классификация смесей по существенному признаку




3

Составлена классификация способов разделения смесей по существенному признаку




4

Конкретизирована классификация смесей (приведено по 2 примера к каждой группе)




5

Конкретизирована классификация способов разделения смесей (приведено по 2 примера к каждой группе)




6

Соблюдены сроки выполнения задания




7

Команда работала, соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации




8

Я работал(а), соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации




9

Команда активно и ответственно выполняла задание




10

Я активно и ответственно выполнял(а) задание




СУММА БАЛЛОВ:


ОТМЕТКА**


* Баллы:

0 – работа группы не удовлетворяет данному критерию;

1 – работа группы частично удовлетворяет данному критерию;

2 – работа группы в полной мере удовлетворяет данному критерию

** Для перевода баллов в отметку используйте материал, предложенный учителем (см. приложение 4).

Названия универсальных компетентностей, развитию которых способствуют предлагаемые задания

Компетентность

Комментарий

«Исследую мир»

Задание способствует осознанию значения применения смесей и знаний о способах их разделения в химии и повседневной жизни, так как текстовые определения к сетке кроссворда предлагаются обучающимся в двух вариантах: 1) теоретическом (в виде определений понятий и характеристики смесей веществ или чистых веществ, входящих в состав известных учащимся смесей); 2) практико-ориентированном (содержит описание применения рассматриваемых веществ, смесей, процессов в промышленности и быту, этимологию слов, этот вариант дополнен информацией в виде иллюстраций, закодированной в виде qr-кодов). Самостоятельный выбор основания для классификации смесей и способов их разделения позволяет систематизировать изученный материал, осуществить внутрипредметные и межпредметные связи

«Открываю новое»

В кроссворд включены понятия и примеры, которые не рассматриваются в курсе химии 8 класса: термит, вымораживание, экстрагирование, ректификация, просеивание, декантация, центрифугирование, хроматография. Это позволяет расширять кругозор обучающихся, так как формулировки 2-го варианта текстовых определений к кроссворду, построенные на междисциплинарном и практико-ориентированном подходах, дают возможность отгадать эти слова. Такая организация учебного процесса повышает мотивацию обучающихся к изучению химии, увеличивает познавательный интерес, создавая эмоциональный подъём, вызывая чувство ожидания, удивления, озарения, интеллектуальной догадки

«Решаю проблемы (задачи)»

При разгадывании кроссворда создаётся проблемная ситуация ─ ситуация нехватки знаний, применения знаний в новых условиях. Проводя классификацию смесей и способов их разделения, обучающиеся решают эвристическую, или частично-поисковую, задачу, которая предполагает самостоятельный поиск решения способа выполнения задания, не имеющего единственно верного варианта выполнения

«Действую в команде»

Обучающиеся выполняют задание в группе, состоящей из 2─4 человек. Они планируют совместную деятельность, распределяют обязанности по заполнению сетки кроссворда, ведению отчётной документации, проводят обсуждение каждого слова, способов классификации смесей и способов их разделения, конкретизацию составленных схем примерами

«Понимаю других»

Обучающиеся выражают личные суждения, стремятся к пониманию и признанию мнения других людей, терпимо относятся к собеседникам, выслушивают мнение оппонентов, ведут диалог для выявления разных точек зрения

«Понимаю себя»

При выполнении задания обучающиеся выражают личные суждения, стремятся к пониманию и признанию других людей, терпимо относятся к собеседникам, выслушивают мнение оппонентов, ведут диалог для выявления разных точек зрения. Заполняя «Лист самооценки», обучающиеся анализируют и осознают основные компоненты своей деятельности, её смысл, способы, проблемы, полученные результаты

«Управляю собой»

Обучающие в группе самостоятельно организуют свою деятельность, используя предложенные учителем рекомендации

Приложения Приложение 2. Практико-ориентированный вариант заданий к той же сетке кроссворда

По вертикали

Текстовые определения

Иллюстрация

1. Смесь, которую, согласно образному выражению, выбивают из-под ног, когда хотят помешать человеку в каком-либо деле или лишить его уверенности в успехе.

2. Один из лабораторных методов исследования, применяемый для выявления заболеваний и других проблем со здоровьем.

4. Аппарат, используемый для очистки молока или отделения сливок.

5. Природная смесь, необходимая для дыхания.

6. Способ разделения смесей, состоящих из жидких и твёрдых компонентов с разными плотностями, при помощи специальных аппаратов (центрифуг).

7. Слово, однокоренное слову «фильтр».


10. Физический процесс, протекающий при получении дистиллированной воды.


13. Способ разделения смеси растительных пигментов при пропускании её через слой бесцветного сорбента на индивидуальные вещества, которые располагаются в виде отдельных окрашенных зон.

14. Способ получения воды, практически не содержащей примесей.


15. Способ разделения смеси, состоящей из воды и глины.


18. Способ разделения смесей, для осуществления которого используется ректификационная колонна (применяется для переработки нефти, получения кислорода, азота, благородных газов из воздуха).

19. Природная жидкая смесь, используемая для вскармливания детёнышей

21. Вещество, используемое в аппаратах, применяемых для поддержания дыхания.

24. Один из компонентов моющих и очищающих средств

25. Предмет (аппарат), используемый для очистки воды от примесей.

27. Составная часть воздуха, используемая для создания инертной среды при проведении многих технологических процессов, упаковки пищевых продуктов.

По горизонтали:

Текстовые определения

Иллюстрация

1. Перспективные синтетические и искусственные конструкционные материалы, используемые как материал для изготовления различных изделий.

3. Рыхлая осадочная горная порода, используемая в качестве фильтра, например, для очистки воды в бассейне.

8. Жидкая смесь, используемая при засолке овощей.

9. Способ очистки муки от примесей.

11. Свойство веществ, на котором основано разделение смеси бензина и воды.

12. Природная смесь, используемая как для получения топлива, так и в качестве химического сырья.

16. Омоним слова, обозначающего «белого муравья», питающегося главным образом древесиной.

17. Способ получения экстрактов – вытяжек (спиртовых, водных) из растений, например, кондитерских вкусоароматических добавок, фармацевтических препаратов из корней и листьев растений.

20. Способ разделения смесей, используемый для получения концентрированных соков и молока, соусов.

22. Способ разделения смесей, используемый, например, в пылесосах.

23. Жидкая смесь, которую используют для варки варенья, пропитки коржей, приготовления напитков.

26. Способ, используемый для концентрирования растворов (например, морской воды) путём частичного удаления из них растворителя в виде льда.

28. Способ разделения смесей, название которого происходит от французского слова decanter ─ сцеживать, сливать.


29. Горная порода, с которой сравнивают науку в известном выражении, обозначающем прилежную, старательную учёбу.


Приложение 3. Лист самооценки

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы*

0

1

2

1

Количество отгаданных слов (22―30 слов ― 3 балла; 18―21 слово ― 2 балла; 0―17 слов ― 0 баллов)




2

Правильно составлена классификация смесей по существенному признаку




3

Составлена классификация способов разделения смесей по существенному признаку




4

Конкретизирована классификация смесей (приведено по 2 примера к каждой группе)




5

Конкретизирована классификация способов разделения смесей (приведено по 2 примера к каждой группе)




6

Соблюдены сроки выполнения задания




7

Команда работала, соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации




8

Я работал(а), соблюдая высокую культуру межличностной коммуникации




9

Команда активно и ответственно выполняла задание




10

Я активно и ответственно выполнял(а) задание




СУММА БАЛЛОВ:


ОТМЕТКА**


* Баллы:

0 – работа группы не удовлетворяет данному критерию;

1 – работа группы частично удовлетворяет данному критерию;

2 – работа группы в полной мере удовлетворяет данному критерию


** Для перевода баллов в отметку используйте материал, предложенный учителем (см. приложение 4).

Приложение 4. Перевод баллов в отметку


Баллы

Отметка

Уровень освоения

14―20

5

Высокий

10―13

4

Оптимальный

6―9

3

Удовлетворительный

Меньше 6

2

Неудовлетворительный


0 Для удобства использования, ссылка на кроссворд может быть указана, например, в электронном дневнике.