Уроки 31–32
ЗРИТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Тип урока | Формирование новых умений и систематизация изученного |
Цели урока | Создать условия для формирования представлений о понятии «художественный образ», активном конструировании художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX в.; способствовать развитию культуры зрительского восприятия, умений понимать конструктивное, изобразительное и декоративное начало в живописи, графике и скульптуре, анализировать творческую позицию художника и мир его времени |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: оценивать личность художника, его творческую позицию; пользоваться необходимой информацией; анализировать и строить логически обоснованные рассуждения о разных уровнях понимания произведений изобразительного искусства; использовать композицию как конструирование реальности в пространстве картины; создавать творческую композицию по воображению. Познакомятся с произведениями изобразительного искусства | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Оценивают личность художника, его творческую позицию; осознают творческий характер зрительского восприятия, целостность мира и многообразие взглядов на него |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, игра, беседа. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru |
Окончание табл.
Оборудование | Графические материалы по выбору |
Наглядно- демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентации «Живописные стили», «Угадай смысл» |
Основные понятия и термины | Абстракция; беспредметное искусство |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие ком-поненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Про- межу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Подготовка к изучению нового материала | – Один философ сказал: «Знание ограничено, незнание бесконечно». В этом году мы с вами многое узнали. А зачем человеку знания? (Знания – это средство для решения практических задач.) – Какие задачи необходимо решать человеку, изу- чающему изобразительное искусство? (Понимать язык искусства, свойства и средства выразительности. Понимать произведения изобразительного искусства, их композиции, построение. Понимать | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | творческую позицию художника и его времени.) – Сегодня мы используем те знания, которые у нас есть для решения всех этих задач! | Ставят перед собой цель | | | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный. Развивающая игра | ...Искусство говорит яснее, конкретнее, краси- вее то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперед, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства... М. М. Антокольский – Я хочу предложить вашему вниманию произведения абстрактного искусства, и вы сами определите значение и смысл увиденного. Искусство – это символ, в котором художник является инструментом, а зритель способен прочитать с помощью этого инструмента свои сокровенные моменты внутреннего порядка и гармонии, поэтому критерием создания и восприятия произведения искусства является тот внутренний принцип, который заложен природой в каждом из нас и обеспечивает наше развитие. Для выражения этого принципа в искусстве существует форма: цвет, линия, композиция. – Поиграем в игру «Угадай смысл». Прежде чем приступим к игре, поговорим о том, что такое абстрактное и беспредметное искусство. – Зритель может распознавать или расшифровывать в подобных произведениях некоторые физические объекты. Художник создает новый мир иллю- | Слушают учителя. Готовятся к игре. | Фронтальная работа. Груп- повая работа | Познавательные: пользуются необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют; делают выводы; строят логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: выдвигают версии; выбирают средства достижения цели в группе. Коммуникативные: организуют работу в группе; самостоятельно распределяют роли; обмениваются мнениями; излагают свое мнение; создают устный текст для решения учебной задачи в игровой форме. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | зий, основанный на реальном мире. Абстрактное искусство – это игра, комбинация линий и красок в живописи, игра и комбинация объемов в скульптуре, взятые сами по себе, ничего не изображающие. Предметы окружающего мира существуют в иной форме. Гармония всех элементов, часто контрастирующих друг с другом. Неосознаваемый мир, мир вне познающего разума и является миром беспредметным. Художество, которое и должно быть вне разума, то завершение, где разум прекращает свою деятельность... – А сейчас разделимся на команды. На слайде перед вами будет картина и вопросы, которые помогут вам понять суть картины, придумать название и рассказать о ней. – Каждая команда самостоятельно готовится и выступает со своим рассуждением. На следующем слайде название и короткий рассказ о картине. Та команда, чье название и рассуждения будут ближе всего к рассказу, – победит. Начнем! – Это картина великого сюрреалиста Сальвадора Дали. Презентация «Угадай смысл». Слайд 2. | Делятся на команды. Каждая команда рассматривает произведение и с помощью вопросов составляет рассуждение о представленной картине и придумывает для нее название. | | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Какое название вы дали бы этому произведению (какой миф она напоминает)? – Перечислите предметы, которые вы видите на картине. – Попробуйте расшифровать значения этих пред- метов. – Какие художественные средства использовал художник? У каждой команды 5–7 мин на подготовку. – Ваши рассуждения и названия, которые вы дали картине, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал к уроку, пункт 1.) Презентация «Угадай смысл». Слайд 3. – Теперь следующая картина сюрреалиста Сальвадора Дали. Презентация «Угадай смысл». Слайд 4. – Какое название вы дали бы этому произведению (вспомните религиозные сюжеты)? – Перечислите предметы, которые вы видите на картине. – Попробуйте расшифровать значения этих пред- метов. – Что за люди изображены на картине, в какой обстановке они находятся? – Какие художественные средства использовал художник? У каждой команды 5–7 мин на подготовку. | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Ваши рассуждения и названия, которые вы дали картине, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал к уроку, пункт 2.) Презентация «Угадай смысл». Слайд 5. – Теперь перед вами скульптура Сальвадора Дали. Презентация «Угадай смысл». Слайд 6. – Какое название вы дали бы этому произведению? – Подумайте о характере предметов, которые вы видите. – Попробуйте расшифровать значения этих пред- метов. – Какой смысл вкладывал художник в эту композицию? У каждой команды 5–7 мин на подготовку. – Ваши рассуждения и названия, которые вы дали скульптуре, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал к уроку, пункт 3.) Презентация «Угадай смысл». Слайд 7. – Это картина Сальвадора Дали. Презентация «Угадай смысл». Слайд 8. – Какое название вы дали бы этому произведению (рассмотрите внимательно предметы, с чем их можно сравнить)? – Перечислите предметы, которые вы видите на картине. | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Попробуйте расшифровать значения этих предметов (ассоциации). – Какие художественные средства использовал художник? У каждой команды 5–7 мин на подготовку. – Ваши рассуждения и названия, которые вы дали картине, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал к уроку, пункт 4.) Презентация «Угадай смысл». Слайд 9. – Это картина Сальвадора Дали. Презентация «Угадай смысл». Слайд 10. – Какое название вы дали бы этому произведению (обратите особое внимание на небо)? – Перечислите предметы, которые вы видите на картине. – Попробуйте расшифровать значения этих пред- метов (на что похож самый крупный предмет на картине). – Какие художественные средства использовал художник? У каждой команды 5–7 мин на подготовку. – Ваши рассуждения и названия, которые вы дали картине, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал к уроку, пункт 5.) Презентация «Угадай смысл». Слайд 11. – Подсчитаем баллы и определим победителя | Отвечают на вопросы | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Творческая практическая деятельность | Частично-поисковый | – Сегодня мы создадим с вами творческую композицию по воображению. Мы уже знакомы с художниками, изображающими иллюзорный мир, мир своего подсознания. Произведения такого рода подразделяются на стили, и с ними мы сейчас познакомимся. Разделяя картины на живописные стили, мы видим смешение разных, характерных для эпохи стилей живописи, но при этом всегда преобладает какой-либо один. Кубизм. – В основе преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера (Л. Фулла «Мальчик в шляпе»). Презентация «Живописные стили». Слайд 2. Орфизм. – Отросток кубизма. Полный цветовой спектр связан с музыкой (Робер Делоне «Воздух, железо и вода»). Презентация «Живописные стили». Слайд 3. Экспрессионизм. – Драматичность сцен, упор на цвет, быстрая и выразительная рукопись. Отражение пессимизма и меланхолии (Винсент Ван Гог «Звездная ночь»). Презентация «Живописные стили». Слайд 4. Фовизм. – Использование чистых, несмешанных красок. Пространство картины плоское, не принимаются во внимание объем, моделировка, свет. Подчеркивается линия (фовистский пейзаж А. Морера). | Слушают учителя. Знакомятся с живописными стилями. | Индивидуальная работа | Познавательные: получают представления об активном конструировании художественной реальности в беспредметном и абстрактном искусстве XX в. Регулятивные: планируют деятельность; выбирают способы достижения цели | Творческая композиция в выбранном стиле |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Презентация «Живописные стили». Слайд 5. Футуризм. – Сюжеты из производственного процесса, представлены движение, скорость, технические формы. Стремление подхватить несколько действий, происходящих одновременно (Умберто Боччони). Презентация «Живописные стили». Слайд 6. Сюрреализм. – Основан на подсознании, интуиции, воображении. Нет определенных выразительных средств. Отражено использование и соединение разных предметов в комбинации, не соответствующие действительности. Преобладает изображение внутренних иллюзий художника (Макс Энст). Презентация «Живописные стили». Слайд 7. Абсолютный сюрреализм. – Полностью не отказывается от реальных элементов, в картину вносит новые предметы, создавая новое представление о действительности (А. Базовски «Странный мир»). Презентация «Живописные стили». Слайд 8. Супрематизм. – Полный отрыв от привычного зрительного восприятия. Цветные плоские фигуры без какой-либо связи с действительностью. Основой служат геометрические фигуры и плоскостность (К. Малевич). Презентация «Живописные стили». Слайд 9. | | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Оп-арт. – С помощью взаимосвязей между геометрическими отношениями и цветом (в данном случае черным и белым) создает зрительную иллюзию движения или других оптических эффектов (А. Церо). Презентация «Живописные стили». Слайд 10. Конструктивизм. – Рациональная черта творчества: расчетливость изобразительных элементов и их отношений в картине, связь с техникой, логичность конструкции (В. Е. Татлин «Рельеф»). Презентация «Живописные стили». Слайд 11. Ташизм. – Отвергает составные части творчества: сюжет, композицию... Подчеркивает автоматичность и случайность создания. Картина передает психическое и физическое состояние художника в момент творчества (А. Орлов «Ташизм. Фрагменты: осмысленное рисование пальцами»). Презентация «Живописные стили». Слайд 12. Живопись жестов. – Творческий процесс контролируется воображением художника. Спонтанное, неповторимое изображение. Передает не содержание, а душевное состояние. Большое значение имеет рука художника («Джексон Поллок разбрызгивает краску на холст»). Презентация «Живописные стили». Слайд 13. | | | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Выберите стиль, который вам наиболее понравился и в котором вы хотели бы создать свою композицию. Подготовьтесь к работе. Создайте творческую композицию | Готовятся к практической работе. Создают творческую композицию | | | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Творческое обсуждение работ | – Представьте свою работу. – Расскажите о своей идее. – Определите стиль. – Дайте рисунку оригинальное название | Учащиеся представляют свою работу. Отвечают на вопросы | Индивидуальная работа | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге | Оценивание работ учащихся |
Ресурсный материал к урокам
1) «Превращение Нарцисса» – глубоко психологичная работа Дали.
Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившимся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует о том, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, – как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссоподобная фигура появляется на горизонте.
Суть метаморфозы – в превращении фигуры Нарцисса в огромную каменную руку, а головы – в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначает навязчивые идеи и комплексы. Самовлюбленность юноши и есть подобный комплекс.
2) «Тайная вечеря». Дали потратил около трех месяцев на работу над этой картиной, для которой он использовал, среди прочего, и фотоматериал. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию», основанную на величии числа двенадцать. Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека – Христа.
Как и другие религиозные картины Дали, «Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного, скорее, к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений. Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой «Тайной вечери») здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих.
3) «Телефон-омар» – сюрреалистическая скульптура, созданная Сальвадором Дали совместно с художником-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом.
Композиция представляет собой обычный телефон, трубка которого изготовлена из гипса в виде муляжа омара. Дали соединил объект живой природы с изобретением человечества. Скульптура создана из «частичных объектов», стремящихся соединиться друг с другом, чтобы образовать «желаемую машину». Скульптура является пародией и шуткой, выражающей протест Дали против поклонения технике, средствам, которые отдаляют людей друг от друга.
По словам самого Дали, «телефон – это средство передачи новостей», а «в будущем омары заменят телефоны».
Произведение было выполнено в пяти экземплярах. Один можно увидеть на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, второй – в Музее электросвязи во Франкфурте-на-Майне, третий принадлежит фонду Эдуарда Джеймса, четвертый – Национальной галерее Австралии, а пятый выставлен в Ливерпуле в галерее «Тейт».
4) «Постоянство памяти» – одна из самых известных картин Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 г. Известна также как «Мягкие часы», «Безысходность», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».
Эта небольшая картина (24 33 см), вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов – образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж был уже готов, так что написать картину было делом двух часов.
5) «Явление после дождя». Сальвадор Дали написал данную картину в 1934 г., используя масла. Что мы видим на ней? Остаточное явление после дождя – темные облака разбегаются в разные стороны, какой-то необычный предмет, который тяжело описать, и двое людей. Мужчина и ребенок идут по пустыне, которая жадно впитывает влагу закончившегося дождя. Над мужчиной с ребенком расположен бледно-белый предмет, который своими очертаниями напоминает как бы большую каплю дождя. Дали, будто фокусник, жонглировал различными образами, творя причудливые и иногда вовсе шокирующие их наложения, сочетания и переплетения. Картины гения поражали всех его современников реалистичностью придуманных сюжетов.