СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки 31–32 ЗРИТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки 31–32 ЗРИТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Просмотр содержимого документа
«Уроки 31–32 ЗРИТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

Уроки 31–32
ЗРИТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Тип урока

Формирование новых умений и систематизация изученного

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о понятии «художественный образ», активном конструировании художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX в.; способствовать развитию культуры зрительского восприятия, умений понимать конструктивное, изобразительное и декоративное начало в живописи, графике и скульптуре, анализировать творческую позицию художника и мир его времени

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: оценивать личность
художника, его творческую позицию; пользоваться необходимой информацией; анализировать и строить логически обоснованные рассуждения
о разных уровнях понимания произведений изобразительного искусства; использовать композицию как конструирование реальности в пространстве картины; создавать творческую
композицию по воображению.

Познакомятся с произведениями изобразительного искусства

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом
художественного произведения; определяют цель.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Оценивают личность художника, его творческую позицию; осознают творческий характер зрительского восприятия, целостность мира и многообразие взглядов на него

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, игра, беседа.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Окончание табл.

Оборудование

Графические материалы по выбору

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Живописные стили», «Угадай смысл»

Основные понятия и термины

Абстракция; беспредметное искусство


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка к изучению нового материала

– Один философ сказал: «Знание ограничено, незнание бесконечно». В этом году мы с вами многое узнали. А зачем человеку знания? (Знания – это средство для решения практических задач.)

– Какие задачи необходимо решать человеку, изу-
чающему изобразительное искусство? (Понимать язык искусства, свойства и средства выразительности. Понимать произведения изобразительного искусства, их композиции, построение. Понимать

Слушают учителя. Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа

Регулятивные:
определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные:
понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



творческую позицию художника и его времени.)

– Сегодня мы используем те знания, которые у нас есть для решения всех этих задач!


Ставят перед собой цель




II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Развивающая игра

...Искусство говорит яснее, конкретнее, краси-
вее то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперед, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства...

М. М. Антокольский

– Я хочу предложить вашему вниманию произведения абстрактного искусства, и вы сами определите значение и смысл увиденного. Искусство – это символ, в котором художник является инструментом,
а зритель способен прочитать с помощью этого инструмента свои сокровенные моменты внутреннего порядка и гармонии, поэтому критерием создания и восприятия произведения искусства является тот внутренний принцип, который заложен природой в каждом из нас и обеспечивает наше развитие.

Для выражения этого принципа в искусстве существует форма: цвет, линия, композиция.

– Поиграем в игру «Угадай смысл». Прежде чем приступим к игре, поговорим о том, что такое абстрактное и беспредметное искусство.

– Зритель может распознавать или расшифровывать в подобных произведениях некоторые физические объекты. Художник создает новый мир иллю-

Слушают
учителя.


















Готовятся
к игре.

Фронтальная работа.

















Груп-
повая работа

Познавательные: пользуются необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют; делают выводы; строят логически обоснованные
рассуждения.

Регулятивные:
выдвигают версии; выбирают средства достижения цели
в группе.

Коммуникативные: организуют работу
в группе; самостоятельно распределяют роли; обмениваются мнениями;

излагают свое мнение; создают устный текст для решения учебной задачи
в игровой форме.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



зий, основанный на реальном мире. Абстрактное искусство – это игра, комбинация линий и красок
в живописи, игра и комбинация объемов в скульптуре, взятые сами по себе, ничего не изображающие.

Предметы окружающего мира существуют в иной форме. Гармония всех элементов, часто контрастирующих друг с другом. Неосознаваемый мир, мир вне познающего разума и является миром беспредметным. Художество, которое и должно быть вне разума, то завершение, где разум прекращает свою деятельность...

– А сейчас разделимся на команды. На слайде перед вами будет картина и вопросы, которые помогут вам понять суть картины, придумать название
и рассказать о ней.

– Каждая команда самостоятельно готовится и выступает со своим рассуждением. На следующем слайде название и короткий рассказ о картине. Та команда, чье название и рассуждения будут ближе всего
к рассказу, – победит. Начнем!





– Это картина великого сюрреалиста Сальвадора
Дали.

Презентация «Угадай смысл». Слайд 2.












Делятся на команды. Каждая команда рассматривает произведение и с помощью вопросов составляет
рассуждение
о представленной картине
и придумывает для нее название.




Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Какое название вы дали бы этому произведению
(какой миф она напоминает)?

– Перечислите предметы, которые вы видите
на картине.

– Попробуйте расшифровать значения этих пред-
метов.

– Какие художественные средства использовал
художник?

У каждой команды 5–7 мин на подготовку.

– Ваши рассуждения и названия, которые вы дали картине, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал
к уроку, пункт 1.)

Презентация «Угадай смысл». Слайд 3.

– Теперь следующая картина сюрреалиста Сальвадора Дали.

Презентация «Угадай смысл». Слайд 4.

– Какое название вы дали бы этому произведению
(вспомните религиозные сюжеты)?

– Перечислите предметы, которые вы видите
на картине.
– Попробуйте расшифровать значения этих пред-
метов.
– Что за люди изображены на картине, в какой обстановке они находятся?
– Какие художественные средства использовал
художник?

У каждой команды 5–7 мин на подготовку.

Отвечают
на вопросы.
















Отвечают
на вопросы.




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Ваши рассуждения и названия, которые вы дали картине, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал
к уроку, пункт 2.)

Презентация «Угадай смысл». Слайд 5.

– Теперь перед вами скульптура Сальвадора Дали.

Презентация «Угадай смысл». Слайд 6.
– Какое название вы дали бы этому произведению?
– Подумайте о характере предметов, которые
вы видите.
– Попробуйте расшифровать значения этих пред-
метов.
– Какой смысл вкладывал художник в эту композицию?

У каждой команды 5–7 мин на подготовку.

– Ваши рассуждения и названия, которые вы дали скульптуре, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал
к уроку, пункт 3.)

Презентация «Угадай смысл». Слайд 7.

– Это картина Сальвадора Дали.

Презентация «Угадай смысл». Слайд 8.
– Какое название вы дали бы этому произведению
(рассмотрите внимательно предметы, с чем их можно сравнить)?
– Перечислите предметы, которые вы видите
на картине.








Отвечают
на вопросы.














Отвечают
на вопросы.







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Попробуйте расшифровать значения этих предметов (ассоциации).
– Какие художественные средства использовал художник?

У каждой команды 5–7 мин на подготовку.

– Ваши рассуждения и названия, которые вы дали картине, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал
к уроку, пункт 4.)

Презентация «Угадай смысл». Слайд 9.

– Это картина Сальвадора Дали.

Презентация «Угадай смысл». Слайд 10.
– Какое название вы дали бы этому произведению
(обратите особое внимание на небо)?

– Перечислите предметы, которые вы видите
на картине.
– Попробуйте расшифровать значения этих пред-
метов (на что похож самый крупный предмет
на картине).
– Какие художественные средства использовал
художник?

У каждой команды 5–7 мин на подготовку.

– Ваши рассуждения и названия, которые вы дали картине, были очень интересны, а теперь проверим, кто же победил! (См. Ресурсный материал
к уроку, пункт 5.)

Презентация «Угадай смысл». Слайд 11.

– Подсчитаем баллы и определим победителя













Отвечают
на вопросы




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Частично-поисковый

– Сегодня мы создадим с вами творческую композицию по воображению. Мы уже знакомы с художниками, изображающими иллюзорный мир, мир своего подсознания. Произведения такого рода подразделяются на стили, и с ними мы сейчас познакомимся. Разделяя картины на живописные стили, мы видим смешение разных, характерных для эпохи стилей живописи, но при этом всегда преобладает какой-либо один.

Кубизм.

– В основе преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера (Л. Фулла «Мальчик в шляпе»).

Презентация «Живописные стили». Слайд 2.

Орфизм.

– Отросток кубизма. Полный цветовой спектр связан с музыкой (Робер Делоне «Воздух, железо и вода»).

Презентация «Живописные стили». Слайд 3.

Экспрессионизм.

– Драматичность сцен, упор на цвет, быстрая и выразительная рукопись. Отражение пессимизма и меланхолии (Винсент Ван Гог «Звездная ночь»).

Презентация «Живописные стили». Слайд 4.

Фовизм.

– Использование чистых, несмешанных красок.
Пространство картины плоское, не принимаются
во внимание объем, моделировка, свет. Подчеркивается линия (фовистский пейзаж А. Морера).

Слушают
учителя.








Знакомятся
с живописными стилями.

Индивидуальная работа

Познавательные:
получают представления об активном конструировании художественной реальности в беспредметном и абстрактном искусстве XX в.

Регулятивные:

планируют деятельность; выбирают
способы достижения цели

Творческая композиция
в выбранном стиле

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Презентация «Живописные стили». Слайд 5.

Футуризм.

– Сюжеты из производственного процесса, представлены движение, скорость, технические формы. Стремление подхватить несколько действий, происходящих одновременно (Умберто Боччони).

Презентация «Живописные стили». Слайд 6.

Сюрреализм.

– Основан на подсознании, интуиции, воображении. Нет определенных выразительных средств. Отражено использование и соединение разных предметов в комбинации, не соответствующие действительности. Преобладает изображение
внутренних иллюзий художника (Макс Энст).

Презентация «Живописные стили». Слайд 7.

Абсолютный сюрреализм.

– Полностью не отказывается от реальных элементов, в картину вносит новые предметы, создавая
новое представление о действительности
(А. Базовски «Странный мир»).

Презентация «Живописные стили». Слайд 8.

Супрематизм.

– Полный отрыв от привычного зрительного восприятия. Цветные плоские фигуры без какой-либо связи с действительностью. Основой служат геометрические фигуры и плоскостность (К. Малевич).

Презентация «Живописные стили». Слайд 9.





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Оп-арт.

– С помощью взаимосвязей между геометрическими отношениями и цветом (в данном случае черным и белым) создает зрительную иллюзию движения или других оптических эффектов (А. Церо).

Презентация «Живописные стили». Слайд 10.

Конструктивизм.

– Рациональная черта творчества: расчетливость
изобразительных элементов и их отношений в картине, связь с техникой, логичность конструкции
(В. Е. Татлин «Рельеф»).

Презентация «Живописные стили». Слайд 11.

Ташизм.

– Отвергает составные части творчества: сюжет,
композицию... Подчеркивает автоматичность и случайность создания. Картина передает психическое и физическое состояние художника в момент творчества (А. Орлов «Ташизм. Фрагменты: осмысленное рисование пальцами»).

Презентация «Живописные стили». Слайд 12.

Живопись жестов.

– Творческий процесс контролируется воображением художника. Спонтанное, неповторимое изображение. Передает не содержание, а душевное состояние. Большое значение имеет рука художника
(«Джексон Поллок разбрызгивает краску на холст»).

Презентация «Живописные стили». Слайд 13.





Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Выберите стиль, который вам наиболее понравился и в котором вы хотели бы создать свою композицию. Подготовьтесь к работе. Создайте творческую
композицию

Готовятся к практической работе. Создают творческую композицию




IV. Итоги урока.

Рефлексия

Творческое обсуждение
работ

– Представьте свою работу.

– Расскажите о своей идее.

– Определите стиль.

– Дайте рисунку оригинальное название

Учащиеся представляют свою работу. Отвечают
на вопросы

Индивидуальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге

Оценивание работ учащихся


Ресурсный материал к урокам

1) «Превращение Нарцисса» – глубоко психологичная работа Дали.

Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившимся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует о том, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, – как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссоподобная фигура появляется на горизонте.

Суть метаморфозы – в превращении фигуры Нарцисса в огромную каменную руку, а головы – в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначает навязчивые идеи и комплексы. Самовлюбленность юноши и есть подобный комплекс.

2) «Тайная вечеря». Дали потратил около трех месяцев на работу над этой картиной, для которой он использовал, среди прочего, и фотоматериал. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию», основанную на величии числа двенадцать. Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека – Христа.

Как и другие религиозные картины Дали, «Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного, скорее, к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений. Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой «Тайной вечери») здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих.

3) «Телефон-омар» – сюрреалистическая скульптура, созданная Сальвадором Дали совместно с художником-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом.

Композиция представляет собой обычный телефон, трубка которого изготовлена из гипса в виде муляжа омара. Дали соединил объект живой природы с изобретением человечества. Скульптура создана из «частичных объектов», стремящихся соединиться друг с другом, чтобы образовать «желаемую машину». Скульптура является пародией и шуткой, выражающей протест Дали против поклонения технике, средствам, которые отдаляют людей друг от друга.

По словам самого Дали, «телефон – это средство передачи новостей», а «в будущем омары заменят телефоны».

Произведение было выполнено в пяти экземплярах. Один можно увидеть на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, второй – в Музее электросвязи во Франкфурте-на-Майне, третий принадлежит фонду Эдуарда Джеймса, четвертый – Национальной галерее Австралии, а пятый выставлен в Ливерпуле в галерее «Тейт».

4) «Постоянство памяти» – одна из самых известных картин Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 г. Известна также как «Мягкие часы», «Безысходность», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».

Эта небольшая картина (24  33 см), вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов – образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж был уже готов, так что написать картину было делом двух часов.

5) «Явление после дождя». Сальвадор Дали написал данную картину в 1934 г., используя масла. Что мы видим на ней? Остаточное явление после дождя – темные облака разбегаются в разные стороны, какой-то необычный предмет, который тяжело описать, и двое людей. Мужчина и ребенок идут по пустыне, которая жадно впитывает влагу закончившегося дождя. Над мужчиной с ребенком расположен бледно-белый предмет, который своими очертаниями напоминает как бы большую каплю дождя. Дали, будто фокусник, жонглировал различными образами, творя причудливые и иногда вовсе шокирующие их наложения, сочетания и переплетения. Картины гения поражали всех его современников реалистичностью придуманных сюжетов.