I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит тест по теме урока. – Выберите правильный ответ. Выбранные ответы внесите в таблицу. 1. Среди героев сказки не было: а) Пети; б) Тани; в) Маруси. 2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке: г) трое; д) пятеро; е) четверо. 3. Среди злых волшебников не было: р) Сергея Захаровича; с) Ольги Капитоновны; т) Марфы Васильевны. 4. Дом волшебников находился: д) на лесной поляне; е) в лесной чаще; ж) посреди топкого болота. 5. Фамилия Пети: в) Власов; г) Зубов; д) Зайцев. 6. Фамилия Наденьки: и) Соколова; к) Смирнова; л) Степанова. 7. До леса дети-старички доехали: а) на такси; б) троллейбусе; в) трамвае. 8. Часы в доме волшебников называли: п) будильником; р) ходиками; с) песочными часами. 9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону: е) семьдесят семь раз; ё) двадцать раз; ж) пятьдесят раз. 10. Какое выражение использовал Е. Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева? м) «И в ус не дует»; н) «ног не чует»; о) «уши развесил». 11. Автор сказки о потерянном времени: э) А. С. Пушкин; ю) Г.-Х. Андерсен; я) Е. Л. Шварц. – Прочитайте фразу в таблице. – Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время? – Рассмотрите рисунки на доске: часы, пожар, портрет Некрасова, географическая карта с изображением реки. Предположите, почему именно эти изображения на доске. – Ребята, вы догадались, о чем будем говорить на уроке? – Тогда вам еще подсказка – стихотворение В. Викторова «Причина». | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. 2–3 ученика перечитывают начало «Сказки о потерянном времени», затем учащиеся читают или рассказывают продолжение сказки, которое они придумали дома. Учащиеся читают по ролям или инсценируют выбранный ими отрывок, затем те ученики, которые подготовили выразительное чтение отрывка из «Сказки о потерянном времени», читают его, объясняя свой выбор. Оценивают работу друг друга. Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Заполняют таблицу и читают фразу. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Б | Е | Р | Е | Г | И | | В | Р | Е | М | Я | | Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Организует речевую разминку для развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста. – Прочитайте стихотворение жужжащим чтением. – Прочитайте, начиная шепотом, увеличивая силу голоса. – Прочитайте с ускорением. – Прочитайте выразительно. – Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл? – А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке? | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. «Причина» – Какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдешь – И дыши глубоко! С совестью мир, Не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина-то есть! Ребята, ребята, Вы завтра – мужчины. Не надо причин! Не ищите причины! В. Викторов |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Послушайте, пожалуйста, что мы слышим? – Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики. Что происходит, когда идут часы? – А для чего люди изобрели часы? – На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят: «Делу – время, потехе – час». Как вы понимаете эту пого-ворку? – Время идет, не останавливаясь, и если человек провел его впустую, то потерянного времени не вернешь. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем оно? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. Ю. Драгунского | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. – Звук тиканья часов. – Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит, идет наша жизнь. Ученики объясняют смысл поговорки | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией писателя | Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета В. Ю. Драгун-ского. – Какие произведения В. Ю. Драгунского вы знаете? Чем они вам понравились? – Что у них общего? Какие они? (См. ресурсный материал.) – И сегодня мы познакомимся еще с одной историей – «Главные реки», которая вам тоже чем-то поможет. Что вы ждете от сегодняшнего произведения? – Сделайте свои предположения по иллюстрации. О чем будет эта история? Уточните свои предположения по заглавию | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве В. Ю. Драгунского | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Слушать собеседника |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте. Подберите к ним синонимы. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Совпали ли ваши предположения о содержании? – Ваши впечатления от прочитанного? – Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были непонятны для вас? Что вы испытывали в тот момент? – Сколько лет было Дениске? – Чем занимался Дениска весь день? | Работают с толковым словарем. Подбирают к словам синонимы: Прыть – быстрота, подвижность. Позор – бесчестье, стыд и срамота (и срам) – позорище. Ловко – проворно, юрко, вертко. Сноровисто – удобно. Примчаться – прибежать, приехать. Вежливый – учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный. Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно. Продекламировать – прочитать. Влепить – поставить, ударить. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Чему научила Дениску случившаяся с ним история? – Какую клятву он дал себе? – Как вы думаете, исполнит ли он эту клятву? Почему так считаете? – Какой отрывок из рассказа вам показался наиболее интересным? – А какой самым смешным? Прочитайте его. – Случались ли с вами или вашими знакомыми подобные истории? – Кем хотел стать Дениска? – Почему проспал Дениска? – Как относился к школе? – Как автор показал это? – К каким уловкам прибегает Дениска, для того чтобы исправить положение? – Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга. – Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского, и назовем качества, которые могут быть у человека! – А теперь разберем, какие из них есть у Дениски! – Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? – Что помогло нам сделать вывод? – Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой прием выбрал автор? – Обратимся к тексту произведения еще раз. – К какому жанру относится это литературное произведение? Докажите. – А как вы думаете, над чем заставляет задуматься нас автор? – Вернемся к названию. Вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему? – В каком разделе находится это произведение? – Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы прочитали: «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»? – Какой урок извлек Дениска из всего произошед-шего? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Дениска хотел стать летчиком. – Автор использовал глаголы, много слов с синонимом «быстро». – Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать (пол-лета читал), хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных… – Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение «Я». Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой (герой-рассказчик). – Это рассказ. Здесь малое количество героев, одно событие, небольшой объем. – В разделе «Делу время – потехе час». – Оба произведения учат нас: «Не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!» | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использо вать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему? – Что вы узнали о Викторе Драгунском? Кто он? Для кого он пишет? О ком его рассказы? – Кому из вас захотелось прочитать еще какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали? – Дениску Кораблева случившаяся с ним история научила всегда выполнять уроки. А чему она научила вас? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Автор рассказа – Виктор Драгунский. Это детский писатель. Он писал о детях и для детей | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |