СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки 90–91. Ю. КОРИНЕЦ «МАРТ». А. ПЛЕЩЕЕВ «ПЕСНЯ МАТЕРИ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями А. Плещеева и Ю. Коринца; способствовать формированию правильного выразительного чтения с соблюдением основных норм литературного чтения, развитию умений находить главную мысль произведения, наблюдательности, красивой выразительной речи, творческого и эмоционального потенциала; содействовать воспитанию интереса к творчеству авторов, доброго отношения к семье, матери.

Просмотр содержимого документа
«Уроки 90–91. Ю. КОРИНЕЦ «МАРТ». А. ПЛЕЩЕЕВ «ПЕСНЯ МАТЕРИ».»

Уроки 90–91. Ю. Коринец «Март».
А. Плещеев «Песня матери»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями А. Плещеева и Ю. Коринца; способствовать формированию правильного выразительного чтения с соблюдением основных норм литературного чтения, развитию умений находить главную мысль произведения, наблюдательности, красивой выразительной речи, творческого и эмоционального потенциала; содействовать воспитанию интереса к творчеству авторов, доброго отношения к семье, матери

Планируемые результаты

Предметные: пользуются средствами речевой выразительности; обогащают словарный запас; умеют читать быстро; находят нужные слова
и предложения

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;

коммуникативные: взаимодействуют с окружающими

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам

Образовательные ресурсы: отрывок из рассказа З. Воскресенской «Мама», модели обложек, выставка книг на тему «Рассказы и стихи
о маме»


Организационная структура уроков


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Дети настроились на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Проверка
домашнего
задания

– Дома вы готовили чтение наизусть стихотворения
А. Плещеева «Дедушка»

Читают наизусть

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

III. Постановка учебной задачи

– Давайте вспомним, с каким разделом мы сейчас работаем.

– С какими жанрами, творчеством каких поэтов, писателей познакомились?

– Чем мы сегодня будем заниматься?

– «Семья и я».


– Отвечают на вопросы.


– Продолжим изучать произведения устного народного творчества

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

IV. Работа
по теме урока.

1. Работа над произведением
Ю. Коринца «Март».

1) Самостоятельное чтение (с. 75)




Читают стихотворение

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2) Беседа

– Что вы прочитали?

– Какое настроение вызвало стихотворение? Почему?

– Прочитайте фамилию автора, название

– Стихотворение.

– Радостное, веселое.

– Юрий Иосифович Коринец «Март»

3) Рассказ учителя о Ю. Коринце

Рассказывает о писателе.

– Юрий Иосифович Коринец родился в Москве.
В детстве увлекался рисованием и даже стал профессиональным художником. Работал в журнале, поступил в литературный институт. В его поэзии добро всегда побеждает зло, он умел увидеть чудо в обыденном и
в любой предмет, вещь как бы вдохнуть частицу своей души

Внимательно слушают

4) Обобщающая беседа

– Какое растение раньше всех расцвело?

– Как поздравил герой маму?

– Докажите, что это стихотворение



– Есть рифма.

Два-три ученика выразительно читают стихотворение

5) Моделирование обложки
и сравнение
произведений
(по вариантам).

1-й вариант – к рассказу Л. Воронковой.

2-й вариант – к стихотворению Ю. Коринца.

– Что общего?

– В чем отличие?


– Что вы можете сказать о героях произведений?


– Много замечательных слов сказано о маме. Маму часто сравнивают с солнышком. Недаром есть такая пословица: «При солнышке тепло – при матери добро».

– Кто знает другие пословицы о маме? Предлагаю вам собрать пословицы на доске



– Тема: о детях и маме.

– Разные авторы, жанры, названия.

– Заботятся о маме, любят, поздравляют с Женским днем

6) Работа с пословицами

Нет лучше дружка, … свое дитя мило.

Всякой матери … как земля людей.

Мать кормит детей, … чем родная матушка.

– Я думаю, что вы тоже очень любите своих мам.

– Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы,
а вы – отвечать: «Мамочка моя»

Собирают пословицы

7) Игра «Мамочка моя»

– Кто пришел ко мне с утра?

– Кто сказал: «Вставать пора»?

– Кашу кто успел сварить?

– Чаю в чашечку налить?

– Кто цветов в саду нарвал?

– Кто меня поцеловал?

– Кто ребячий любит смех?

– Кто на свете лучше всех?

Участвуют в игре

Физкультминутка-игра

Как мы маме помогаем

Дети повторяют слова и показывают движения.

В доме пыль мы вытираем,

И полы мы подметаем.

Перемоем чашки, ложки,

И почистим мы картошки,

А еще польем цветы…

– Да вы просто молодцы!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

2. Работа над произведением
А. Плещеева
«Песня матери».

1) Прогнозирование содержания

– Спальня, теплая кроватка, сладкий сон, мама, песня, нежный, мягкий голосок. Прочитайте эти слова. Какую картину вы себе представляете?

– Предположите, о чем пойдет дальше речь.

– Как называется песня, которую мама поет малышу
перед сном?

– Действительно, это колыбельная песня, и она опять пришла к нам на урок. Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.



Рисуют образные картины.

– О маме; песне, которую она поет.

– Колыбельная песня.



Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2) Чтение произведения учителем

Читает стихотворение.

Песня матери

В поздний вечер буря  

За окном шумела.

Мать, качая сына,

Тихо песню пела.

– Ах, уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Сладко в колыбели.

А. Плещеев


3) Беседа

– Как вы считаете, это народная колыбельная или литературная?

– Почему вы так считаете?

– Кто является автором этого стихотворения?

– Как вы определили, что это колыбельная песня?



– К кому мать обращается в своей колыбельной песне с просьбой? О чем она их просит?

– Литературная.


– Ее создал писатель.

– А. Плещеев.

– Читалась нежно, тихо, ласково; встречались слова колыбель, малютка, сын

4) Словарная
работа

Унимать – что-то, кого-то усмирять, останавливать, успокаивать.

Дремать – испытывать сонливость; заснуть слегка, спать самым чутким сном.

Колыбель – зыбка, люлька, качалка. Образовано
от слов колебать, качать


V. Итог урока. Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили на уроке?

– Конечно же, о самом дорогом человеке, о маме.
О той, которая нам дарит свое тепло. Надеюсь, что каждый из вас тоже дарит маме частичку своего сердца, согревает своей любовью, добротой, вниманием. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных людей.

– Какие открытия сделали?

– Кто доволен своей работой?

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

По выбору: выучить наизусть стихотворение «Песня матери» А. Плещеева; сочинить колыбельную

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации)