Эффективное общение предусматривает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, значит, что и дети, и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять – значит показать, что вам понятны чувства ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
Просмотр содержимого документа
«Уроки для родителей. Правила эффективного общения.»
Уроки для родителей. Правила эффективного общения.
Эффективное общение предусматривает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, значит, что и дети, и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять – значит показать, что вам понятны чувства ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
Правило 1. Когда слушаете ребёнка дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребёнка, а потом своими словами повторите то, о чём он вам рассказал. Вы одним махом убьёте трёх зайцев:
Ребёнок убедится, что вы его слышите;
Ребёнок сможет услышать сам себя со стороны и лучше осознать свои чувства;
Ребёнок убедится, что вы поняли его правильно.
Поглощённый проблемами или чем-либо смущённый человек часто теряет чувство перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребёнку разобратся в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребёнка, внимательно наблюдайте за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них всё в порядке, но дрожащий подбородок или блястящие глаза говорят вовсе о другом. Если слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, позе, выражению лица, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбодряйте ребёнка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подморгните, похлопайте по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем каким тоном вы отвечаете на вопрос ребёнка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешлив. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребёнка поддерживайте разговор, демонстрируйте ваш интерес к тому о чём вам расскзывают. Например спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»