Уроки для устойчивого развития
Моя счастливая планета
Понятие устойчивое развитие можно понять как стратегию выживания и беспрерывного прогресса цивилизации и страны в условиях сохранения окружающей среды.
С самого начала это направление в образовании развивается как такое, основным заданием которого есть формирование у учеников моделей поведения, привычек, которые отвечают потребностям устойчивого развития человечества. Это образование не «ПРО» устойчивое развитие, а «ДЛЯ» устойчивого развития. Нам необходимо, чтобы ученики, например, не только ЗНАЛИ о необходимости экономить бумагу для сохранения деревьев и возможность её вторичной переработки, а и ДОПИСЫВАЛИ до конца свои тетради и ОТНОСИЛИ бумажные отходы в пункты приёма макулатуры!
Педагогика empowerment
Основные принципы:
- создание для тех, кто обучается, условий для формирования уверенности в собственных силах и возможностях и ответственности за результаты обучения;
- принятие учениками личных решений по поводу собственного стиля жизни и выполнение их;
- обеспечение психологичного комфорта учеников во время обучения при помощи специальных приёмов, например не заставлять, а приглашать к деятельности, благодаря доступности содержания обучения (по принципу выбора каждым ребёнком шагов, которые он хочет и может совершить);
- Создание условий для появления у учеников энтузиазма и чувства удовлетворения от групповой и индивидуальной работы и её результатов. Это достигается в первую очередь обеспечением постоянной позитивной (как по форме, так и по содержанию) обратной связи.
Самопознание
«Уроки для устойчивого развития»
Принятие учениками самостоятельных решений в ежедневной жизни
Самообучение учеников через деятельность
Выполнение действий в направлении устойчивого развития
УЧИТЕЛЬ
- Выступает организатором действий учеников, вдохновляет и подбадривает их, направляет их усилия.
- Создаёт условия для безопасного и эффективного протекания процесса обучения.
- Должен уметь слушать ученика, слышать его и не оценивать его личностные изменения.
- Демонстрирование учителем моделей поведения, ориентированного на устойчивое развитие.
- Развитие у учеников навыков критического мышления.
Цель курса – способствовать обеспечению устойчивого развития личности ученика, его семьи, общества, страны и всего человечества путём изменения собственного поведения и способа жизни.
Содержание курса способствует развитию у младших школьников ключевых компетентностей:
гражданской - способности критически мыслить, брать участие в обсуждении, аргументировать
мысль, принимать решение и выявлять гражданскую позицию в ситуациях
связанных с вопросами устойчивого развития;
социальной – способности внимательно слушать других, эффективно общаться и
сотрудничать в паре и в малой группе, отвечать за результаты
общей деятельности;
умение учиться – способности размышлять, сравнивать, обобщать, наблюдать,
самостоятельно добывать информацию с разных источников, проводить
несложные самостоятельные исследования по использованию ресурсов
и их сохранения в семье, обществе, селе, городе, регионе, стране, приобретать
индивидуальный опыт самоорганизации, учебной рефлексии;
общекультурной – способности применять методы самовоспитания, направленные на систему
индивидуальных и общечеловеческих ценностей, для разработки и реализации
моделей экологически целесообразного и ресурсосберегающего поведения.
СТРУКТУРА КУРСА
Первая встреча – мотивационно-организационная. Её задание – введение в тему, формирование у учеников стойкой мотивации к обучению. Для этого используют разные способы и приёмы мотиваций, в первую очередь специальную форму учебного исследования учеников – количественный и качественный аудиты.
Место в домашнем хозяйстве,
где используется вода
Для чего используется
Кран над раковиной в ванной комнате
Душ в ванной
вода
Кран над ванной
Количество воды,
Стиральная машина
потраченной на протяжении суток
Кран над раковиной на кухне
Посудомоечная машина
Всего в среднем литров в сутки
Вторая встреча – практическая. На этом уроке, работая в группах, ученики знакомятся с путями решения поставленной на первом уроке проблемы, выбирают действия по поводу собственной жизни, которые будут реализовываться во внеурочное время.
Третья встреча – также практическая и происходит в форме экскурсии, встреч. В процессе ознакомления с проблемой в окружающей среде, беседы со специалистом ученики делают выводы по поводу правильности выбранных действий, обогащают чувственное и логическое познание действительнос-
ти и собственный социальный опыт.
Четвёртая встреча – итоговая. Происходит в форме итоговой рефлексии учеников и учебного проекта. Ученики объединяются в группы для изготовления творческого продукта с целью ознакомления общественности с результатами своей деятельности, популяризации экологически целесообразных сознательных привычек и стиля жизни.
Урок – презентация «Экономим воду – делаем планету счастливой»