СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уроки доброты"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие  духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского"

Просмотр содержимого документа
«"Уроки доброты"»

Эпиграф  «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях».    Л.Н.Толстой.

Эпиграф

«Чем человек умнее и добрее,

тем больше замечает

он добра в людях».

Л.Н.Толстой.

Какой из афоризмов наиболее точно соответствует теме нашего урока?    Годы детства – это прежде всего воспитание сердца.  В. А. Сухомлинский.   Учатся у тех, кого любят.  И.-В. Гете.    Не для школы, а для жизни мы учимся.  Античный афоризм.      Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.  В. А. Сухомлинский

Какой из афоризмов наиболее точно соответствует теме нашего урока?

 

  • Годы детства – это прежде всего воспитание сердца.

В. А. Сухомлинский.

  • Учатся у тех, кого любят.

И.-В. Гете.

 

  • Не для школы, а для жизни мы учимся.

Античный афоризм.

 

 

  • Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.

В. А. Сухомлинский

«Я уверен, что писателем человека  делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и  почувствовать  всё то, что даёт ему потом право взяться за перо».

«Я уверен, что писателем человека

делает его детство,

способность в раннем

возрасте увидеть и

почувствовать

всё то, что даёт ему потом право взяться за перо».

Посёлок Усть-Уда

Посёлок Усть-Уда

Ангара Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в простой семье в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда,(Слайд) расположенном на берегу Ангары(Слайд), неподалеку от города Иркутска. Рос он в этих же местах, в деревне Аталанка. В первый класс начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году, когда шла война. В Аталанке не гремели бои, но жизнь, как и во всей стране, здесь в те годы, была очень трудной. Окончив хорошо четыре класса в деревне, Распутин хотел продолжать учебу. Но школа в Аталанке была только начальной, поэтому ехать надо было в районный центр Усть – Уда за пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день так далеко туда и обратно ездить не станешь, поэтому пришлось перебираться жить туда, одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьезная перемена в жизни. К тому же, как пишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».  

Ангара

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в простой семье в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда,(Слайд) расположенном на берегу Ангары(Слайд), неподалеку от города Иркутска. Рос он в этих же местах, в деревне Аталанка. В первый класс начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году, когда шла война.

В Аталанке не гремели бои, но жизнь, как и во всей стране, здесь в те годы, была очень трудной. Окончив хорошо четыре класса в деревне,

Распутин хотел продолжать учебу. Но школа в Аталанке была только начальной, поэтому ехать надо было в районный центр Усть – Уда за пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день так далеко туда и обратно ездить не станешь, поэтому пришлось перебираться жить туда, одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьезная перемена в жизни. К тому же, как пишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

 

«....Спустя более чем 20 лет, я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

«....Спустя более чем 20 лет, я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

Нравственность –  правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
  • Нравственность правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
А.Добро делать  . 1. словно свету принесёт. Б. Добро не горит,  2. не тонет. В. Добро не умрёт,  3. спешить надобно Г. Добро помни,  4. а зло пропадёт. Д. Доброе братство  . 5. лучше богатства. Е. Доброе дело  6. ста родственников. Ж. Доброе дело питает  7. мягкого пирога. З. Доброе слово лучше  8. без награды не останется. И. Доброму везде  9. да дела их живут. К. Добрые умирают,  10. а зло забывай. Л. Добрый друг лучше  11. и разум и тело. М. Добрый человек придёт,  12. добро

А.Добро делать .

1. словно свету принесёт.

Б. Добро не горит,

2. не тонет.

В. Добро не умрёт,

3. спешить надобно

Г. Добро помни,

4. а зло пропадёт.

Д. Доброе братство .

5. лучше богатства.

Е. Доброе дело

6. ста родственников.

Ж. Доброе дело питает

7. мягкого пирога.

З. Доброе слово лучше

8. без награды не останется.

И. Доброму везде

9. да дела их живут.

К. Добрые умирают,

10. а зло забывай.

Л. Добрый друг лучше

11. и разум и тело.

М. Добрый человек придёт,

12. добро

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

А Б 3 В 2 Г 4 Д 10 Е 5 Ж 8 З 11 И 7 К 12 Л 9 М 6 1

А

Б

3

В

2

Г

4

Д

10

Е

5

Ж

8

З

11

И

7

К

12

Л

9

М

6

1

1). Как мальчик переносил голод в послевоенной деревне? 2). В чём проявилось стремление к знаниям? 3). В чём проявилось уважение к матери?

1). Как мальчик переносил голод в послевоенной деревне?

2). В чём проявилось стремление к знаниям?

3). В чём проявилось уважение к матери?

1). Какова была цель игры в « чику » у главного героя и у других ребят? 2). Какие отрицательные черты мы можем отметить у Вадика, Птахи, Тишкина? 3). В чём проявилась нетерпимость ко лжи и обману?

1). Какова была цель игры в « чику » у главного героя и у других ребят?

2). Какие отрицательные черты мы можем отметить у Вадика, Птахи, Тишкина?

3). В чём проявилась нетерпимость ко лжи и обману?

1). Почему нелегко давался французский язык мальчику? 2). Какие черты характера позволили добиться результатов? 3). Как мальчик относился к помощи учительницы?

1). Почему нелегко давался французский язык мальчику?

2). Какие черты характера позволили добиться результатов?

3). Как мальчик относился к помощи учительницы?

1).В чём проявилось внимание Лидии Михайловны к детям, к главному герою? 2). Можно ли осуждать учительницу за то, что она играла в азартную игру с учеником? 3). Стала бы учительница играть в эту игру с другим учеником? 4). Какие черты характера мальчика позволили учительнице быть уверенной в том, что эта игра не испортит мальчика?

1).В чём проявилось внимание Лидии Михайловны к детям, к главному герою?

2). Можно ли осуждать учительницу за то, что она играла в азартную игру с учеником?

3). Стала бы учительница играть в эту игру с другим учеником?

4). Какие черты характера мальчика позволили учительнице быть уверенной в том, что эта игра не испортит мальчика?

Прототип- действительное лицо, как источник для создания литературного образа. Лидия Михайловна  Молокова

Прототип- действительное лицо, как источник для создания литературного образа.

Лидия Михайловна

Молокова

.

  • Лидия Михайловна Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Как вспоминают очевидцы – это была очаровательная, красивая женщина, настоящая француженка, и все ученики в нее были просто влюблены.
  • "Нас было две "француженки", — вспоминала Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым .Отработав три года, она уехала на Кубань, и мне дали два класса.
  • Спустя годы Лидия Михайловна Молокова жила в Саранске , работала в Мордовском университете 40 лет. Были еще командировки за границу: сначала она работала преподавателем русского в Камбодже, потом преподавала язык в Алжире. А потом была еще командировка во Францию, во время которой Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней. Бывала в гостях у своего бывшего ученика - писателя Валентина Распутина. Она прекрасно понимала, что Распутин писал свою учительницу со всех своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него получилась такая человечная.
 С моей точки зрения уроки- это…»  ростки доброты в человеке; опыт общения с учителем; выводы, жизненные наблюдения; изменения, духовный рост человека; итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.

С моей точки зрения уроки- это…»

  • ростки доброты в человеке;
  • опыт общения с учителем;
  • выводы, жизненные наблюдения;
  • изменения, духовный рост человека;
  • итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.
Уроки доброты   Даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает: « Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла в школу по почте посылка, в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картине, но догадался, что это они».

Уроки доброты

Даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает: « Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла в школу по почте посылка, в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картине, но догадался, что это они».