Тема: Путешествие по Красной книге Донбасса. Неповторимое разнообразие животного мира родного края.
Цели: Познакомить учащихся с Красной книгой Донецкой области . Расширить и углубить их знания о животных, которые внесены в Красную книгу. Раскрыть основные причины сокращения численности животных. Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
1.Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
-Что это?
-Сегодня мы будем говорить не о совсем обычной книге. Цвет переплёта у неё – красный.
-Как называется эта книга?
-Что вы знаете об этой книге? Слайд 2
2.Мотивация учебной деятельности.
Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий, Ради света грядущих зарниц, Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. “Красная книга” – Красная! Значит, природа в опасности!
3. Ознакомление с новым материалом.
Как появилась Красная книга? Послушайте историю её создания. Идея создания Красной книги принадлежит известному английскому зоологу, профессору Питеру Скотту. Слайд 3
После Великой Отечественной Войны во Франции на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые требовали незамедлительной заботы человека. Была создана служба спасения, составившая список животных и растений, которые находились на грани исчезновения или стали очень редкими. Такой список решили назвать Красной книгой.
Красную Книгу называют еще и Документом совести человека. Для удобства пользования, страницы у книги цветные: чёрные, красные, жёлтые, серые, белые, зелёные. Цвета указывают, в каком положении находится то или иное животное или растение. Слайд 4
Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те растения и животные, которые исчезли и мы их никогда больше не увидим.
На красных страницах книги записаны очень редкие виды растений и животных, которые могут исчезнуть в самые ближайшие годы и требуют специальных мер охраны и восстановления. На жёлтых страницах напечатаны сведения о видах, численность которых пока ещё не критична, но неуклонно сокращается. Этим видам грозит «переселение» на опасные красные страницы.
На серых страницах записаны названия тех животных и растений, которые до сих пор мало изучены, очевидно находящиеся под угрозой исчезновения, места обитания труднодоступны или точно не установлены.
На белых страницах говорится о видах, редких на Земле, которые живут на ограниченных территориях.
Последние страницы книги – зелёные, самые обнадёживающие. На них записаны те виды, которые человеку удалось спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено. У каждого государства своя красная книга.
4. работа по теме урока.
Совершим небольшую экскурсию по страницам Красной книги Донецкого края. В Донбассе обитает более 2000 видов животных, из них 96 видов занесены в Красную книгу.
Давайте познакомимся с некоторыми из них. Слайд 5 – 7
1. Выдра. Сейчас насчитано более 10 тыс. выдр.
2. Хомячок серый. Общая тенденция численности неизвестна. Недостаточно известный вид.
3. Ушастый еж.. За последние 20 лет известна только одна достоверная находка. Исчезающий вид.
4. Тушканчик большой. Численность около 300 особей. Редкий вид.
5.Журавль-красавка. Численность 600—700 особей. Исчезающий вид.
6.Змееяд. Численность популяции 250—300 пар. Редкий вид.
7.Пустельга. Единичные пары в Донецкой области и Крыму. Исчезающий вид.
8.Азовка. Численность и причины ее изменения неизвестны. Уязвимый вид.
9.Шемая азовская. Численность точно неизвестна. Уязвимый вид.
10.Быстрянка русская. Исчезающий вид.
11. Жук – олень. Встречается редко. Редкий вид.
12. Махаон. Численность не превышает 0,1 — 1 особи на 1 га. Уязвимый вид.
13.Бражник мёртвая голова. Чаще всего встречается единично. Редкий вид.
14.Гадюка степная. Для человека не ядовита. Уязвимый вид.15.Медянка обыкновенная. Для человека не ядовита. Уязвимый вид.
Только из-за неразумной человеческой деятельности исчезло 63 вида млекопитающих, 94 вида птиц, а под угрозой вымирания находится 187 видов. Во всем мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках, заказниках, национальных парках, зоопарках.
5. Работа в группах. слайд 8
Разместите животных из Красной книги Донецкой области на страницу соответствующего цвета. 1 группа – красная страница, 2 группа – желтая, 3 группа – белая, 4 группа – серая, 5 группа – зеленая.
1 группа – красная страница(3, 5, 7, 8, 9, 10,14, 15)
2 группа – желтая (4, 11, 12)
3 группа – белая ( 4, 6,11,13 )
4 группа – серая (2)
5 группа – зеленая (1)
Физминутка Слайд 9
6. Словарная работа. Слайд 10
Знакомство с понятиями.
Красная книга - это собрание фактов об уникальных обитателях нашей планеты, над которыми нависла серьезная угроза исчезновения. Зоопарки– это убежища для редких, исчезающих животных.
7. итог урока. Рефлексия. Слайд 11
– Для чего была создана Красная книга?
– Как вы думаете, для чего нужно знать животных, занесённых в Красную книгу? – Какие животные, находящиеся в Красной книге Донецкой области вам запомнились? - Как вы думаете, нужно ли заботиться и охранять животных, которые не занесены в Красную книгу?
Люди! Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.
8. Дом. задание. Слайд 12
Для чего была создана Красная книга? Составить «Правила поведения на природе».