Тема: Тайны волшебства химии.
Цель: Познакомить обучающихся с наукой о веществах – химией, с профессией химик; с предприятиями химической промышленности Донбасса; дать представление о великом ученом Д.И. Менделееве и его периодической системе химических элементов, об ученых – химиках, прославивших Донбасс. Показать, какое значение имеет химия в нашей жизни.
Оборудование: лимон, вата, спичка, чашка воды, лист бумаги, портрет Д.И.Менделеева,
В.М.Кравченко, Л.М.Литвиненко
Ход урока.
І. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
Девиз урока:
Мы тайны многие сумеем разгадать
И многое осмыслить и понять.
Добытое нам в жизни пригодится,
Как интересно все – таки учиться!
- Дети, давайте сейчас откроем «страшную тыйну», а для этого проведем опыт «Невидимые чернила».
Возьмем половину лимона, вату, спичку, чашку воды, лист бумаги.
Выдавим сок из лимона в чашку с водой.
Обмокнем спичку с намотанной на головку ватой в воду и напишем что – нибудь на бумаге.
Когда чернила высохнут, текст станет невидимым.
Чтобы прочесть послание, нагреем бумагу около включенной настольной лампы. На бумаге появятся слова черного цвета.
- Все это волшебство химии.
ІІ. Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы познакомимся с наукой о веществах – химией, с профессией химик; с предприятиями химической промышленности Донбасса; узнаем о великом ученом Д.И. Менделееве , об ученых – химиках, прославивших Донбасс. Мы узнаем какое значение имеет химия в нашей жизни.
ІІІ. Усвоение новых знаний.
1.Работа со словарем.
-Найдите в словаре, что такое химия.
Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций.
2. Беседа «Зачем человеку нужна химия?»
- Подумайте, зачем человеку нужна химия.




3. Знакомство с профессиями, связанными с изучением химии.
Химик — это название профессии объединяет всех специалистов — учёных, лаборантов, технологов, — работающих с химическими веществами (металлург, антрополог, геолог, астроном, археолог и др.)
Наиболее востребованные категории химиков:
×Химик-технолог. В зависимости от профиля обучения, может работать на пищевых или на промышленных предприятиях. Главной задачей этого специалиста является контроль качества продукции, а также внедрение инноваций в производство.
×Химик-косметолог. Весьма популярное направление, особенно в тех регионах, где есть большие косметические предприятия.
× Фармацевт. Высшее образование дает возможность работать в крупных компаниях, производящих лекарства. Заурядный специалист всегда сможет найти себе место в городской аптеке.
×Химик-эколог. Практически в каждом городе есть отдел, следящий за экологической ситуацией в округе. В такой организации всегда есть должность штатного химика.
×Криминалистика и судмедэкспертиза. В МВД также нужны химики, ведь, как показывает практика, их знания могут помочь в поимке преступников.
4 Великие люди.
Дмитрий Иванович Менделеев – руский ученый, химик, физик, технолог,геолог. Создал периодическую таблицу химических элементов.Он, как патриот своей Родины, внес много ценных предложений для развития различных отраслей отечественной промышленности.
Валентин Михайлович Кравченко – ученый-химик, прославивший Донбасс. Занимался исследовательской работой, был заведующим кафедрой «Органическая химия» в Донецком индустриальном институте.
Леонид Михайлович Литвиненко – профессор, первый ректор университета физико – органической химии и углехимии, образованного в Донецке на базе пединститута.
Предприятие химической промышленности моего города.
«Концерн Стирол» - крупнейший производитель азотных удобрений. Основными направлениями деятельности компании является производство аммиака, азотных минеральных удобрений, полимерных материалов, химикатов, химической продукции высокой степени чистоты, лакокрасочной продукции, товаров широкого потребления.
ІV. Первичное закрепление.
- О какой науке мы сегодня говорили?
- Отгадайте загадку и ребус и узнаете, какие химические элементы есть в воздухе.
Загадка. Ребус
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ...(Кислорода)
V. Рефлексия. Облако «тегов» .Подведение итогов.
VІ.Домашнее задание.
Найти информацию о предприятиях химической промышленности Донбасса.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились