Микросфера «Я – житель Донбасса»
Тема 2. Города и веси моей Родины.
Цель урока: Расширять представление о территории края, его населении и хозяйстве. Изучить названия важнейших городов Республики, их географическое положение, достопримечательности. Продолжить воспитание чувства любви к малой Родине. Развивать умение видеть логику событий и явлений, устанавливать между ними связи.
Ход урока
1.Мотивационно-стимулирующий этап урока
Шахтерская родная сторона…
Здесь ночью звезды кружат в ритме вальса.
Земля отцов. На свете ты одна-
И я горжусь, что родом из Донбасса!..
Люблю тебя, родной Донецкий край!
Прошла здесь через сердце жизни трасса,
И где бы ни был ты, не забывай,
Что мы с тобою родом из Донбасса!
Как вы думаете, о чем идет речь в этом стихотворении? Правильно о нашей Родине, о Донбассе.
2. Сообщение темы и целей урока
- Кто скажет, какая у нас тема урока? Сегодня мы узнаем о городах Донбасса и памятных его местах.
3. Сообщение учителя
Слово учителя.
Донецкий край полон красивых, знаменитых и памятных мест. Святогорская Лавра, Каменные могилы, Хомутовская степь, Саур-Могила и еще множество памятных мест достойны посещения. А нынешняя столица Донбасса-Донецк недаром еще в 2010 году, 8 лет тому, занял первое место в рейтинге «Лучший региональный город по уровню социально-экономического развития».
Вы на сегодняшней урок приготовили стихи о Донбассе. Давайте прочитаем.
(Выходят 3 ученика к доске и читают стихи). Вот такая у нас Родина. Мы должны гордиться тем, что живем на Донбассе.
4. Работа над темой урока.
Посмотрите на карту нашей Родины. Слайд 2
Назовите большие города Донбасса. Давайте сейчас отправимся в виртуальную экскурсию по городам Донбасса на автобусе. Слайд 3
Первый город куда мы поедем - это Горловка. слайд 4
Самый большой по площади город ДНР - город Горловка прославил страну 22 Героями Советского Союза. Первые поселения в этих местах появились в начале XVIII в.
Горловка является очень развитым промышленным городом области, в ней сосредоточены предприятия из разных видов промышлености. Например: Каменноугольная промышленность - ГП «Артёмуголь», завод Фильтр, машиностроительная - машиностроительный завод имени С. М. Кирова, "Новогорловский машиностроительный завод", химическая: Концерн «Стирол».
Слайд 5 В Горловке есть памятник «Памятник Петру Горлову» основателю Горловки, горному инженеру Горлову Петру Николаевичу был установлен в центре города в 1999 году, к 160-летию со дня его рождения. Горлов Петр Николаевич (11 мая 1839 г., Иркутск — 20 ноября 1915 г., Петроград) — русский инженер-геолог, общественный деятель. Слайд 6Памятник простому шахтеру Никифору(по метрике) Изотову, организовавшему на шахте школу для повышения квалификации молодым рабочим, передавая свой опыт.
Сквер им. Советской Армии возле кинотеатра "Украина" в центре Горловки открыт в 1961 г. Вскоре над братской могилой танкистов, захороненных в этом сквере, был насыпан холм и установлен танк Т-34.
Слайд 7. Танк, который возвышается на холме, является памятником - символом в честь всех освободителей города от захватчиков и не принадлежит конкретному герою
Дети опять читают стихи о Донбассе.
Дальше наш автобус везет нас в город Макеевка Слайд 8.
. Слайд 9 В центре города установлен памятник «Мемориал подвигу шахтёров Макеевки».
Памятник - "Мемориал подвигу шахтеров Макеевки" - посвящен шахтерам города, которые, добывая уголь, отдали самое ценное - свою жизнь, а также ежедневному героизму покорителей подземных глубин. Подобного памятника нет ни в Донбассе, ни в Украине. Памяти тех, кто не вернулся из шахты и подвигу тех, кто сейчас спускается в забой и установлен этот величественный мемориал и введен День памяти погибшим шахтерам.
Остановка в Донецке у памятника Артему. Слайд 10
Слайд 11 Памятник сооружен в 1967 году к пятидесятилетию Советского государства в честь советского государственного и партийного деятеля, основателя Донецко-Криворожской республики, председателя Донецкого губисполкома. Авторы памятника — скульптор В. М. Костин, Н. К. Яковлев и Н. М. Поддубный.
Вес скульптуры 16 тонн. Высота скульптуры — 6 м Общая высота памятника — 10,5 м
Словарная работа.
ПА́МЯТНИК – это архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-либо лица, события
Продолжение работы по теме урока.
Остановка в Снежном. Слайд 12
По легенде название город получил от Екатерины II, которая, проезжая в этих краях, воскликнула «Какое снежное место». Основан в 1784 году.
Слайд 13
Сау́р-Моги́ла — курган в Шахтёрском районе Донецкой области, одна из высот Донецкого кряжа (277,9 м). На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта. После Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс.
В 2014 году на Саур – Могиле шли очень жестокие бои. После чего памятник был полностью разбит.
Итог урока.
В каких городах мы побывали? Чем вам они запомнились? Какие памятники встречались на нашем пути?
Этап рефлексии
Метод «Микрофон»- заслушиваются ответы учащихся на вопрос «Что больше всего удивило/ запомнилось/ понравилось?»
Дом. задание. Перечислить выдающиеся исторические памятники г. Шахтерска.