СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки изобразительного искусства для детей с ОВЗ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки изобразительного искусства для детей с ОВЗ»



Выступление на тему: «Уроки изобразительного искусства для детей с ОВЗ»

Впервые я столкнулась с проблемой обучения детей с ОВЗ в 2016 году. У нас в школе обучался один ученик с нарушением интеллекта. На данный момент в нашей школьной базе данных числится 7 детей с ОВЗ, из них - 2 ребенка на домашнем обучении. К сожалению, количество детей с различными физическими и психическими отклонениями прогрессирует, и мы, учителя, не можем игнорировать наличие «особенных» детей в общеобразовательных школах. Особенно это касается сельских поселений, где отсутствуют коррекционные школы или классы. В таких учебных учреждениях ребенок с ОВЗ должен заниматься в обычном классе вместе со своими сверстниками.

Прежде всего, когда я начала искать информацию об инклюзивном образовании, мне показалось очень важным узнать статистические данные по стране. Согласно статье из «Учительской газеты» за 24.08.2018г.

«…На сегодняшний день 713,1 тысяч обучающихся из 15 230,8 тысяч всех российских школьников являются инвалидами или имеют ОВЗ ( Ограниченные Возможности Здоровья ), что составляет 4,7 % ( 3,9% - только ОВЗ). 51% таких детей учатся в обычных классах обычных школ. Более 158 тысяч классов имеют в своем составе детей с ОВЗ.»

«По данным статистики в 2017-2018 учебном году 1660 школ являлись отдельными общеобразовательными организациями для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из 45377 организаций имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по программе общего образования)».

«Вместе с тем в России проблема создания инклюзивной образовательной среды в обычных школах продолжает оставаться одной из наиболее острых. И дело не в пандусах или даже специальных ресурсах, например, для слабослышащих или слабовидящих детей. Точнее, дело не только в этом, но и, зачастую, в серьезных затруднениях, которые возникают у обычных школьных учителей, работающих в классах, где учатся дети с ОВЗ»

И действительно, подготовленных педагогических кадров для работы с такими детьми в обычных школах катастрофически не хватает.

Для того, чтобы создать современную инклюзивную образовательную среду – необходимо предоставить определенный набор возможностей для получения детьми с инвалидностью или детьми с ОВЗ качественного образования. Прежде всего, для таких детей необходимо разработать индивидуальные учебные планы. Согласно статистике только 9,1% детей с ОВЗ в городе и 15,4% в сельской местности обучаются по индивидуальным учебным планам.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19 декабря 2015 года, с 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Стандарт). Согласно этому документу, для обучающихся с ОВЗ предусмотрен выбор одного из четырех вариантов образовательных программ. Каждый из этих 4 вариантов имеет свои специфические особенности.

Например, первый и второй вариант предусматривают получение обучающихся с ОВЗ цензового образования, схожего по результатам с образованием их нормально развивающихся сверстников. Третий и четвертый варианты предназначены для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести.

Для общеобразовательной школы (не специальной) предназначается первый вариант.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, по первому варианту в условиях инклюзии могут обучаться следующие группы детей: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, имеющие заключение ПМПК.

варианта

Категория обучающихся

с ОВЗ

Описание варианта программы в соответствии с контингентом обучающихся с ОВЗ в ФГОС

1.1

Глухие

Вариант 1.1 предназначен для образования глухих детей (со слуховыми аппаратами или имплантами, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть понятной для окружающих

2.1

Слабослышащие и позднооглохшие

Вариант 2.1 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратами или имплантами), которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть понятной для окружающих

3.1

Слепые

Вариант 3.1 Предназначен для образования слепых обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме.

4.1

Слабовидящие

Вариант 4.1 Предназначен для образования слабовидящих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме.

5.1

С тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Вариант 5.1 Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи 3-4 уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма.

6.1

С нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Вариант 6.1 Предназначен для обучающихся с НОДА, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющих положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА полностью включен в общий образовательный поток.

7.1

С задержкой психического развития

(ЗПР)

Вариант 7.1 Предназначен для обучающихся с ЗПР, которые достигли к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.

8.1

С расстройствами аутистического спектра

(РАС)

Вариант 8.1 Предназначен для обучающихся с РАС, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющих положительный опыт общения со сверстниками.


Для каждой из этих категорий детей авторами Стандарта разработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), которые являются основой для разработки индивидуальных адаптированных образовательных программ (АОП), предназначенных для каждого конкретного ребенка с ОВЗ. Программа выбирается также на основе рекомендаций ПМПК. Наша школа работает по программе И.М. Бгажноковой. На изобразительную деятельность в ней отводится 1 час в неделю с 1-6 классы. Дети с ОВЗ, обучающиеся в начальной школе, на уроках ИЗО обучаются по специализированным учебникам («Изобразительное искусство» М.Ю. Рау, М.А. Зыкова).


Цель учителя, который работает с детьми с ОВЗ, прежде всего - помочь каждому такому ребенку найти самый подходящий для него способ успешно адаптироваться в жизни.

В настоящее время существует огромное количество специализированной литературы по инклюзивному образованию, и конечно, это нереально в одном сообщении затронуть все стороны этой тематики.

Я бы хотела более подробно остановиться на детях с ЗПР (начальное звено), (УО - среднее звено), поскольку с детьми именно этой группы мне пришлось соприкоснуться в своей работе.

Школьники с ЗПР характеризуются:

-быстрой утомляемостью;

-неустойчивым вниманием;

-слабо развитым пространственным представлением и воображением;

-недостаточным уровнем развития учебной мотивации и познавательной активности;

-ограниченным запасом знаний об окружающей действительности;

-недостаточным уровнем развития мускулатуры пальцев рук, координации движения;

В работе с такими детьми задача педагога ИЗО состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития творческих способностей на основе индивидуального, дифференцированного подхода.

Значение ИЗО - деятельности для всестороннего развития и воспитания ребенка огромно. Поэтому занятия по изобразительному искусству для детей с ОВЗ очень важны. В процессе творческой деятельности у ребенка появляется и усиливается ощущение собственной личностной ценности, строятся индивидуальные социальные контакты. Творчество помогает справиться с внутренними противоречиями, негативными переживаниями. Порой свои чувства и эмоции ребенку легче выразить при помощи зрительных образов, чем вербально, (иногда это единственный способ заявить о своих чувствах (дети, страдающие нарушением слуха, не умеющие говорить)). Рисование – это важный коммуникативный канал.

Первое важное составляющее любого занятия - это эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому надо всегда поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Уроки изобразительного искусства для детей с ОВЗ должны носить эмоциональный и творческий характер. Методик для рисования огромное количество, часто ребенок самостоятельно выбирает материал для рисования, и этому не следует препятствовать. Если ребенок не может подключиться к выполнению задания, начните рисовать или выполнять с ним одну картину, работу. Он обязательно присоединится. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, выполнять аппликации, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приемы работы с различными материалами. Поэтому все действия учитель должен выполнять наглядно, на глазах у детей, сидя рядом с ребенком.

Успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенную информацию, сформировать знания, умения и навыки, развить определенные способности.

В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. При использовании наглядных методов требуется учитывать особенности школьников с задержкой психического развития (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания) и применять четкие схемы, таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств, с соблюдением принципа необходимости и доступности. Очень важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению.

В коррекционных целях следует использовать выполнение работы небольшими частями, чередуя объяснение, демонстрацию репродукций, иллюстраций с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок вас понял. Такое чередование кроме того решает и коррекционно - воспитательные цели: помогает воспитать выдержку, включение в деятельность, ее темп.

Применение средств наглядности способствует так же формированию положительного эмоционального настроя, повышению мотивации, активизации познавательной активности.

Практические методы обучения (метод упражнений, практическая работа, игра) широко используются в процессе обучения детей не только с ЗПР, но и детей с нарушениями слуха. Проведение игровых занятий способствует формированию у детей с задержкой психического развития положительного отношения к учению, тренировке навыков общения с одноклассниками и учителями. Проведение игр – драматизаций способствует росту творческих интеллектуальных способностей ребенка. Использование игровых моментов так же способствует преодолению страха показаться смешным, непонятным, боязни испортить чистый лист бумаги.

На начальных этапах обучения целесообразно использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Эти виды работ вызывают у детей интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования.

Использование продуктивных видов деятельности эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Так как результатом лепки, рисования является определенный продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей навыку оценивания собственной работы, сравнению ее с образцом. Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, выполнению различных работ, к познавательной самостоятельности. Используйте индивидуальный подход при оценивании деятельности детей: обязательно поощряйте ребенка, если он справился с заданием, и не допускайте упреков в адрес тех детей, которые что-то хуже сделали. Не оценивайте результаты труда ребенка в сравнении с другими учащимися. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед конкретного ученика и оценивать не столько конечный результат, сколько познавательный процесс, деятельность ребенка. Для детей с ЗПР оценивание учебных действий очень важно, т.к. позволяет им ориентироваться на выполненную деятельность, получившую положительную оценку взрослого, как на образец дальнейшей деятельности.

Школьнику с ЗПР необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, заданную учителем. Обязательно первоначальное озвучивание действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план. В случае затруднений ученику предлагают вновь вернуться к развернутым действиям, сопровождающимся словесными комментариями, это позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах, обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Это позволяет им полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и перерабатывать информацию. Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти, замедление и скорости приема и переработки речевой информации определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (метод «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью. Привлекайте различные виды деятельности – игровую, трудовую, предметно – практическую, учебную для повышения умственного развития учащихся.

Выстраивая обучение, учитывайте уровень способностей школьника с ЗПР. Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводите с учетом оптимизации условий реализации потенциальных возможностей детей с ЗПР. Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, наблюдения, мыслительной деятельности (Анализ, синтез, систематизация и т.д.) Когда предлагаете задание обязательно учитывайте , что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ученика могут различаться при выполнение разных типов заданий на занятиях по одному предмету. Формулировать и ставить вопросы надо четко, кратко, чтобы дети могли точно понять их. Не торопите детей с ответом, давайте время на обдумывание.

Для работ целесообразно использовать различные материалы. Т.С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными…».

Для лепки можно использовать пластилин, тесто, кинетический песок, мокрую бумагу, салфетки. Работы можно дополнять природными материалами (крупы, семена, ореховую скорлупу и т.п.). Лепка является одной из самых действенных коррекционных методик (развивается сенсорная чувствительность и моторика).

Также большой коррекционной эффективности в процессе обучения можно добиться применением на занятиях смешанных техник (интегрированные занятия), когда можно совместить, например, рисунок и аппликацию, создание коллажей.

Использование на уроках нетрадиционных техник рисования является движущей силой к развитию творчества, выражению индивидуальности. Результат таких работ очень эффективный и не зависит от способностей и умелости ребенка. Монотипия, пуантилизм, рисование свечей, кляксография, рисование сыпучими материалами – все эти техники способствуют развитию воображения, внимания и развития моторики рук и зрительно – двигательной координации. Такое рисование для ребенка очень интересное и не утомительное. Оно также положительно влияет на физическое развитие ребенка, повышает мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью, способствует созданию жизнерадостного настроения.

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя и, конечно, создает условия для успешной адаптации в обществе.









Скачать

© 2024, 64 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!