Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма Для того, чтобы правильно обучать учащихся письму, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки черчения, рисования, речь и т.д. Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитьё, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографическим навыком, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением руки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека выработан почерк), но обычно следить за движением руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека. Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека. Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течение дошкольного периода. Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребёнка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до трёх лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги развивают руку, пальцы и глаз ребенка, подготавливают их к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. Таким образом, к моменту поступления детей в школу глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма. На первом этапе овладения навыком характерна очень большая затрата энергии, неадекватная затратам сил, неэкономное вовлечение в исполнение лишних движений мышц. Ребенок очень сжимает ручку в руке, сильно жмет на нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица, всего тела. Движение руки в процессе письма сначала осуществляется очень медленно. В первый период образования навыка очень несовершенными являются как зрительный, так и двигательный контроль за движениями. Ведущим при этом является зрительный контроль. Для первоначального периода также характерна непрочность складывающихся приемов. Так, переход к новой задаче, например к безотрывному письму слога, вызывает нарушение письма формы буквы (которая изолированно писалась более или менее правильно), нарушение наклона элементов, которое не наблюдалось при изолированном письме буквы. Таким образом, при обучении в 1 классе детьми еще не приобретаются ни беглость, ни уверенность в письме. В дальнейшем происходят качественные изменения в письме: все точнее воспроизводится образ буквы, буквосочетаний, в связи с тем, что устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения. Постепенно происходит закрепление однотипных движений при письме одинаковых букв, что отражается в стереотипности одинаковых букв при письме – начинает вырабатываться почерк. Постепенное увеличение скорости письма, приобретение ритма движений в процессе письма, стремление руки совершенствовать наиболее экономные движения приводят к более связному, безотрывному письму, в котором форма букв изменяется, меняется и ее стереотип. Стремление совершенствовать наиболее удобное, экономное движение при быстром письме постепенно приводит к деформации формы буквы и к уподоблению одной буквы другой в результате того, что разные буквы пишутся учащимися одним и тем же движением. Например, н, п, и, к пишутся совершенно одинаково. Деформация букв начинается в то время, когда письмо становится быстрым. Поэтому в начальных классах учитель должен больше работать над закреплением правильных форм букв. Формирование почерка продолжается и после того, как обучение чистописанию заканчивается (после 4 класса). К 8 – 10 классам скорость письма учащихся приближается к скорости письма взрослых (90 – 100 букв в минуту). Знание психофизиологических особенностей развития каллиграфических навыков письма поможет учителю понять, как формируется навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в том или другом возрасте. 1. Ответьте на вопросы: К каким навыкам человека относятся графические навыки? С какой деятельностью человека связаны графические навыки письма? Что характерно для первого этапа овладения графическим навыком? Какой вид контроля является ведущим в первый период образования навыка? Когда может начаться деформация букв? ОПОРНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: 1. Сенсомоторные навыки 2. Ритм движений 3. Деформация букв 4. Зрительный контроль 5. Двигательный контроль Задачи обучения письму учащихся 1 класса. На современном этапе школа предъявляет большие требования к подготовке детей к обучению. Это касается не только способности детей воспринимать материал, но и овладения навыком письма, который у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Письмо – это одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. При этом графические навыки формируются не изолированно, а параллельно с навыками чтения, орфографическими и другими навыками. В течение 3,5 месяцев параллельно с чтением первоклассники овладевают элементарным навыком письма. Задачи обучения письму учащихся 1 класса следующие: - научить детей правильно сидеть, держать тетрадь, пользоваться ручкой; соблюдать правила гигиены письма; - осмысливать слова, воспринимаемые на слух или зрительно, разделять их на звуки и обозначать их буквами; - сформировать у детей четко дифференцированные зрительно-двигательные образы письменных букв; - научить учащихся писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, соотносить их размеры, располагать на строке, соединять буквы между собой, переводить печатный текст в письменный; - научить записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа; - научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, проверять написанное; - научить детей записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа. Главное в навыке письма – сознательный характер деятельности, так как в процессе письма осуществляется перекодирование, т.е. перевод осмысленных единиц речи в графические знаки. Навыки, приемы, привычки, которые формируются у детей, должны быть с самого начала понятны им. Учащиеся должны знать, как, в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв и другое. Сознательный характер письма означает: 1) правильное соотнесение звука и буквы; 2) соблюдение графических и орфографических правил; 3) использование письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты. Обучение письму в школах Узбекистана с русским языком обучения опирается на прописи, которые рассматриваются как учебник типа тетради с печатной основой. “Прописи”, составленные М.Х.Тохтаходжаевой, Н.М.Вейцман, В.А.Беловой, позволяют проводить анализ письменных букв, сравнение изучаемой буквы с ранее изученными и другие виды работ. Очень важную роль играет прием конструирования и переконструирования изучаемой буквы из элементов-шаблонов. Прописи ориентируют на обучение письму по образцам. Говоря о двигательной стороне навыка письма, выделяют несколько этапов формирования графического навыка: - заштриховка фигур, обводка трафаретов; - письмо элементов букв: линии короткой и длинной, загибов, петель, овалов, полуовалов и других элементов; - письмо отдельных букв; - письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов с целью выработки навыка соединения букв. Справедливости ради необходимо отразить взгляды некоторых методистов на вопрос формирования графического навыка младших школьников, отличающиеся от вышеприведенного. Так, Е.Н. Потапова в своей книге «Радость познания» процесс формирования графического навыка делит на три этапа: I этап – развитие мускульной памяти, II этап – развитие тактильной памяти, III этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. На первом этапе особое внимание отводится такому виду работы, как штриховка. Это связано с тем, что мускульная память у детей 4 – 7 лет цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же письму проводится тогда, когда все дефекты уже утвердились, и физиологически период работы мускульной памяти уже миновал. Упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев и кисти руки могут помочь в развитии мускульной памяти. Кроме того в процессе штриховки развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Основной целью второго этапа, по мнению Потаповой, является соединение в памяти ребенка образца заглавной и строчной букв и их соединений. Кроме тактильной информации, получаемой с помощью тактильных рецепторов детской руки, дети получают и зрительную, и слуховую информации. У детей развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Третий этап – письмо букв с помощью трафаретов, который длится 10 – 14 дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на первых этапах. С помощью трафарета букв у детей вырабатывается правильный наклон и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов. Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения в соответствии с каждой отдельной буквой. В целом же конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог: «перевести» звук в букву (имеется в виду фонетико-графические написания); правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки; научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме. К концу основного периода обучения грамоте учащиеся успевают в течение урока записать до 20 слов (100 – 120 знаков). Начиная обучать детей письму, необходимо ознакомить их с орудиями письма – шариковой ручкой, мелом, карандашом. Существенным является вопрос о тетради. В настоящее время приняты тетради с двумя линиями. Необходимо воспитывать у детей аккуратное ведение тетради. Согласно современным образцам-шрифтам дети обучаются наклонному письму под углом 65º к строке. Для достижения такого наклона необходимо тетрадь на парте расположить правильно, то есть под углом 25º. Тетрадь на парте лежит так, чтобы начало строки приходилось на середину груди пишущего. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: 1) Каковы задачи обучения письму учащихся 1 класса? 2) Что означает сознательный характер письма? 3) Этапы формирования графического навыка. 4) Взгляды методистов на вопрос формирования графического навыка младших школьников. 5) Какие факторы влияют на формирование графического навыка? 2. Напишите текст детского стихотворения каллиграфическим почерком. ОПОРНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: Зрительно-двигательный образ буквы. Сознательный характер письма. Заштриховка. Элементы буквы. Микродвижения кисти. Ритмические колебательные движения Организационные и гигиенические условия обучения письму I. Важное значение не только для формирования навыка письма, но и для сохранения здоровья детей имеет строгое соблюдение гигиенических требований во время письма. Большую часть времени в школе ученик работает, сидя за партой во время уроков письма, чтения, математики, рисования и т.д. Во время всех этих учебных занятий необходимо приучить детей к определенным гигиеническим навыкам работы. Школа обязана обеспечить соответствующие гигиенические условия для нормальной учебной работы учащихся. Гигиена письма тесно связана с посадкой учащихся за партой, естественной и искусственной освещенностью ее рабочей поверхности. Учебная парта является основным видом оборудования классов. К ней предъявляются следующие гигиенические требования: 1) строгое соответствие парты росту и пропорциям тела ученика; 2) парта должна быть удобной особенно во время письма и чтения, не вызывать мышечной усталости. От правильного устройства парты зависит гигиенически правильная посадка ученика. За первую парту у окна сажают учащихся с пониженным зрением и с пониженным слухом. Парты в классе должны стоять в три ряда. Расстояние от первой парты до доски должно быть 2 метра, от последней парты до доски – 8 метров. Такие расстояния необходимы для того, чтобы учащиеся хорошо видели написанное на доске и слышали объяснения учителя. От окна до парты, стоящей во внутреннем ряду, расстояние должно быть не больше 6 метров, что обеспечивает нормальную естественную освещенность на рабочей поверхности парт, стоящих во внутреннем ряду. Ширина проходов между рядами парт должна равняться 75 см. Это обеспечит свободное движение одновременно двух учеников. Парты в классе должны стоять так, чтобы естественный свет на них падал слева. Правильная посадка за партой возможна при соответствии ее росту и пропорциям тела учащегося. Учитель объясняет учащимся так: «Поставьте между партой и грудью кулачок, чтобы поясница касалась спинки стула, расстояние от глаз до тетради было бы 30 см, ноги должны стоять на полу под прямым или тупым углом». Необходимо следить, чтобы у ребенка не свисали локти, не наклонялась низко голова. При несоответствии пропорций тела размерам парты у ученика могут появиться различные дефекты осанки, так как он постоянно сидит неудобно, неправильно. Не только в школе, но и в домашней обстановке надо повседневно следить за правильной посадкой ученика. Важную роль при письме играет качество авторучки и способ ее держания. Авторучка удерживается во время письма тремя пальцами: большим, указательным и средним, безымянный и мизинец немного подогнуты к ладони, они служат для опоры пишущей руки. Слева авторучка удерживается ногтевой фалангой большого пальца, справа прижата к первому суставу среднего пальца, сверху на ручку легко опускается указательный палец. Указательный палец несколько выступает вперед по сравнению с большим пальцем. Все указанные три пальца должны быть слегка согнуты и находиться от кончика ручки на расстоянии 3 см. Тыльная поверхность руки при письме обращена вверх, ладонь - вниз. Тетрадь ученика располагается в наклонном положении к краю стола напротив середины туловища учащегося. При этом нижний край тетради располагается так, что образует с краем парты угол примерно в 25º, открытый вправо. Большое значение для правильного проведения различного рода школьных занятий имеет классная доска. Педагогические и гигиенические требования, предъявляемые к ней, исходят, прежде всего, из возможностей свободного чтения того, что написано. Чтение не должно сопровождаться напряжением зрения и должно быть доступно с любого места в классе. Отсюда вытекают требования к конструкции классной доски и ее установке. Она изготовляется из плотного, хорошо прогрунтованного и прошпаклеванного дерева или черного линолеума. Окрашивается поверхность доски в матово-черный или коричневый тон, что создаёт при письме наиболее резкий контраст между тёмным и белым цветом, без блеска и отсвечивания. Классные доски бывают настенные и подвижные. Площадь черного поля должна быть: длина 3 метра по горизонтали, высота 1,2 – 1,4 метра по вертикали, а для подвижной – длина 1,75 метра при той же высоте. Высота установки доски в младших классах: нижний край ее отстоит от пола на 0,85 см. Желательно, чтобы сверху и с боковых сторон доски устанавливалось дополнительное освещение. Во время письма особенно напрягаются глаза детей, поэтому необходимо, чтобы естественный свет в классе падал с левой стороны. Для сохранения нормальных гигиенических условий при письме необходима хорошая освещенность классных помещений. При недостаточной освещенности у детей быстро устают глаза, а при длительном недостаточном освещении развивается близорукость. Естественная освещенность зависит от цвета внутренней окраски помещения и оборудования классной комнаты. Потолок, верхняя половина стен должны периодически белиться. Нижняя половина стен окрашивается в светлые тона. Рамы и дверь красятся белилами или белой масляной краской. Поверхность парты должна быть под цвет натурального дерева или светло-зеленой. Ввиду того, что глаза принимают особо активное участие в процессе письма, большую роль в гигиене письма играет определенная продолжительность непрерывного письма. У учащихся 1 класса в силу особенностей строения глаза и трудности первоначального навыка письма зрение особенно напряжено. Поэтому продолжительность непрерывного письма не должна превышать пяти минут, после чего следует сделать небольшой перерыв, во время которого учащиеся могут смотреть на доску или слушать объяснение учителя, отвечать на вопросы и т.д. Во II классе продолжительность непрерывного письма не должна превышать 10 минут, глаза ребенка еще быстро устают. Для сохранения нормальной остроты зрения через каждые 10 минут ребенок должен посмотреть вдаль. В III классе продолжительность непрерывного письма не должна превышать 12-14 минут. По истечении этого времени учащиеся должны оторвать глаза от тетради, посмотреть вдаль. Переход от одного вида учебной работы к другому, например, от письма к ответу или прослушиванию объяснения учителя и т.д., способствует сохранению остроты зрения. Постоянный контроль в школе и дома за выполнением гигиенических условий учебной работы детей, особенно младшего школьного возраста, поможет сохранить высокую работоспособность и здоровье ученика. В период формирования графического навыка очень важной задачей учителя является наблюдение за правильной посадкой, положением тетради, за тем, как ученик держит ручку, за правильным положением рук, головы, ног, за расстоянием между тетрадью и глазами пишущего, за линией спины. От этого зависит как эффективность обучения, так и здоровье, правильность осанки и зрение ребёнка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: Какое значение имеет соблюдение гигиенических и организационных требований обучения письму младших школьников? 2) Основные гигиенические условия формирования графического навыка учащихся в начальной школе. 3) Классная доска и основные гигиенические требования к ней. 4) Требования к рабочему месту учащегося. 2. Разработайте план урока письма, включив в него упражнения на формирование орфографического навыка. 3. Подготовьте наглядные пособия к урокам обучения письму букв с плавно-наклонной линией (л, м). ОПОРНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: 1. Пропорции тела. 2. Освещенность рабочего места. 3. Правильная посадка. 4. Наклонное письмо. 5. Продолжительность непрерывного письма. 6. Безотрывное письмо. Характеристика современных шрифтов-прописей Для выработки четкого и разборчивого почерка необходима правильная организация работы над формой букв. Школьный письменный шрифт претерпел изменения. Упрощены начертание заглавных букв и изменены (с целью безотрывных соединений) начертание некоторых строчных букв. Эти упрощения сводятся к следующему: снят нажим, нет начальных точек при написании некоторых букв, сняты украшения, сложные для исполнения, усилены различия в начертании многих букв, что способствует различению букв при чтении и письме. Написание букв в основном осуществляется без отрыва пера. Этому способствует: 1)отсутствие надстрочных знаков; 2)почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать не приходится (кроме х, э. Б, Г, П, Р, Т); 3) новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение букв и ритмические движения руки при письме. Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. В составе букв уменьшено число разных по начертанию элементов. Значительно большее количество букв допускает письмо без отрыва руки. Форма заглавных букв ближе к форме строчных, но в большинстве букв идентичности формы заглавной и строчной буквы нет. В первом полугодии 1 класса обучение ведется в порядке изучения букв в букваре, учитывается осмысленное изучение графического знака. Введение упрощенного шрифта обеспечивает возможность в значительно большем числе случаев изучать одновременно строчную и заглавную буквы и тем самым ликвидировать разрыв между письмом и чтением на букварном этапе обучения Прописи предусматривают поэтапное формирование навыка письма. От первоначальной работы по заштриховке фигур, обводке трафаретов дети имеют возможность перейти к письму элементов букв, учиться письму отдельных букв, их сочетаний, слогов, слов. В пособии даны образцы элементов букв, букв и их соединений, напечатанные точечной линией буквы для обводки, что позволяет учащимся копировать их и самостоятельно писать буквы, слоги, слова. Прописи практически подготавливают к усвоению материала по грамматике и орфографии на более поздних ступенях обучения. Авторы следуют частотному принципу расположения букв в прописях. При формировании графического навыка необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв. Могут быть выделены часто повторяющиеся элементы букв: палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу - элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с; палочка с двумя закруглениями - внизу и вверху - в букве г; малая петля в буквах ц, щ. В подготовительный период дети обучаются письму элементов букв (элементная стадия обучения письму); в дальнейшем элементы выделяются при письме каждой новой буквы, что обеспечивает аналитический подход. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: Какие изменения весены в письменный шрифт? Какие виды работ по обучению письму предусмотрены в прописях? Какому принципу следуют авторы прописей? Что означает частотный принцип расположения букв в прописях? Какой подход к обучению лежит в основе формирования графического навыка? 2. Напишите текст детского стихотворения каллиграфическим почерком. 3. Составьте цикл упражнений, способствующих развитию речи первоклассников на уроках обучения письму букв. ОПОРНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: Письменный шрифт Заглавные, строчные буквы. Частотный принцип. Палочка короткая. Палочка с закруглением. Прямая с петлей. Овал, полуовал. Малая петля. Типичные графические ошибки учащихся При обучении письму важна работа над формой букв. Недооценка работы над формой букв приводит к графическим ошибкам, а в дальнейшем - к неправильному становлению почерка ученика. В данном случае имеется в виду расстояние между словами (примерно равное букве о или и), место пересечения петли у букв у, д (на нижней строке); на какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы н (на середине строки) и т.д. Иначе говоря, учащиеся должны знать, как пишутся буквы, какой они должны быть высоты, формы, какой получается наклон при письме. Некоторые знания должны стать для них правилами письма. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила, непосредственно связанные с процессом письма в 1 классе, следующие: Буквы в словах следует писать с одинаковым наклоном. Необходимо писать буквы и слова на одинаковых расстояниях друг от друга. Слог надо писать, не отрывая пера. Писать надо красиво. Буквы в словах следует писать одинаковой высоты. Обучение письму букв по такому методу может быть определено как аналитико-синтетическое. В практике данный метод обычно используется в сочетании с подражанием образцу, многократным переписыванием буквы, слова. У первоклассников можно выделить более или менее устойчивые типы графических ошибок. Все эти ошибки и недостатки могут быть устранены, если учитель своевременно обратит на них должное внимание и примет меры к их исправлению. К таковым недостаткам и графическим ошибкам относят: Неясность штрихов, несвязность элементов в буквах. Устранению этих недочетов должна помочь гимнастика пальцев и кисти: сгибание и разгибание пальцев правой руки, сгибание и разгибание трех пальцев с правильно уложенной между ними ручкой, движение кисти руки в сторону и письмо отдельных элементов под счет. 2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных - неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных - неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв): ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ Исправление таких ошибок требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. 3. Нарушение наклона 65°: а) разные буквы имеют разный наклон; б) почерк прямой или наклон слишком велик; в) наклон влево. Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов: ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради. Такие упражнения призваны формировать у младших школьников понятие прямой и наклонной линий. Указанный дефект почерка может возникнуть также из-за неправильного положения тетради на столе. Учитель должен это проверить и дать учащемуся соответствующие указания. 4. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу таких ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию, а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций. Такого рода ошибки требуют работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 5. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м - л, вместо д - а, вместо ш - и. Ошибки такого качества связаны с нарушением внимания. Кроме названных графических ошибок и недочетов возможны и неграфические ошибки: несоблюдение строчки, расстояния между словами, между буквами, переписывание через линию полей, непропорционально большие или маленькие интервалы между словами, недописывание строки, ошибки в соединениях букв. Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки возможны при написании той или иной буквы и при обучении письму, предупреждать эти ошибки. 6. Неправильное письмо отдельных букв. Для устранения этого недостатка необходимо выявить, какие буквы пишутся неправильно, установить, является ли это результатом несоблюдения правил письма отдельных элементов или неправильного соединения элементов между собой. В первом случае нужно дать ученику образцы письма этих элементов и задание проработать каждый из них, во втором случае - показать правила соединения элементов между собой с тем, чтобы учащийся упражнялся в письме, строго соблюдая эти правила. 7. Неразборчивость письма является результатом небрежного оформления букв: элементы выписываются не полностью, промежутки между элементами и буквами не соблюдаются, буквы наскакивают друг на друга, деформируются. Для ликвидации этого недочета нужно возвращать неразборчиво написанные работы непроверенными и заставлять заново их переписывать. Настойчивость, проявленная учителем, приучит ученика писать аккуратно, четко. В настоящее время занятия по чистописанию проводятся не только в период обучения грамоте, но и во 2, 3 и 4 классах по 8 - 10 минут ежедневно. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: 1) Элементная стадия обучения письму. 2) Основные правила при письме. 3) Аналитико-синтетическая методика обучения письму. 4) Основные типы графических ошибок и методы их устранения. 2. Разработайте план-конспект урока письма с учетом основных дидактических и методических требований обучения. 3. Составьте картотеку статей по теме «Обучение письму и развитие речи», опубликованных в журналах «Преподавание языка и литературы», «Начальная школа» за последние 3 года. ОПОРНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: Элементы букв. Графические и неграфические ошибки. Соединения букв. Пропорции букв. Наклон букв. Чистописание, минутки чистописания. Методы и приёмы обучения письму букв Развитие методики обучения письму связано историей письменности. Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения письму шла борьба идей, мнений, методов. С упрощением письменного шрифта возникла необходимость в изменении методов обучения детей письму. Так, до середины XIX века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д.Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, то есть осмысленно. Совершенствование методов шло по линии учета закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличения доли сознательности при написании. В системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, генетический. В первом полугодии 1 класса учитель пользуется почти исключительно линейным методом, а в дальнейшем, взяв за основу генетический метод, использует в нужных случаях и другие методы и приёмы, разумно сочетая их между собой. Линейный метод берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Чтобы научиться писать какую-либо букву, учащийся должен изучить: из каких элементов состоит её очертание, как эти отдельные элементы расположены в букве, какого они размера и т.д. Для облегчения учащимся изучения правильного очертания букв, правильного расположения их на строке и строк на листе бумага разлиновывается горизонтальными и наклонными линиями; на странице тетради получается своеобразная сетка, в которую учащиеся вписывают очертание каждой отдельной буквы. Наличие линий и клеточек для определения направления строк и выяснения пропорций отдельных элементов букв значительно облегчает процесс обучения письму. Поэтому линейный метод положен в основу при обучении письму, и им учитель пользуется с первых дней занятий обучения письму в школе. Наряду с большими преимуществами линейного метода письмо по сетке имеет ряд существенных недостатков: а) писание по очень частым клеткам сетки мешает ребёнку, стесняет его, раздваивает его внимание: учащемуся приходится, с одной стороны, следить за движениями руки, соответствующими начертанию данной буквы, а с другой – следить за тем, чтобы при письме буквы не переходили через линейки; б) при письме по клеткам дети не приобретают и не могут приобрести навыков чёткой скорописи. Поэтому, как только учащийся усвоил основные пропорции в начертании элементов букв, дальнейшее письмо по клеткам становится ненужным. Уже в 3 классе учащиеся переводятся на письмо по одной линейке. Приёмы для развития свободных движений кисти руки и пальцев могут быть различными. При обучении письму нельзя обойтись без отдельных упражнений, имеющих тренировочный характер. У детей плохо развита мелкая мускулатура и кисть руки. Плохо развит у них указательный палец, особенно его кончик, вследствие чего они обыкновенно сильно надавливают на ручку указательным пальцем. Но ещё хуже дети владеют большим пальцем, почему и держат ручку своеобразно. Надо развить мелкую мускулатуру пальцев – указательного и большого. Путём выполнения предварительных упражнений дети подготавливают свою руку к тонким и точным движениям пальцев, которые необходимы при письме как элементов букв, так и самих букв и целых слов. Такие упражнения, имеющие, целью развить лёгкость и гибкость в движениях пальцев, значительно облегчат и помогут учащимся усвоить очертания букв каллиграфически правильного письма и развить его скорость. Особенно большое значение применение этого приёма имеет при первоначальном обучении письму в первом полугодии 1 класса. Так, например, чтобы написать штрих с закруглением внизу, нужно тренировать пальцы в выполнении круговых движений, которые понадобятся в дальнейшем и для письма буквы о. Указанные в прописях предварительные упражнения не следует выполнять все сразу, а брать из них каждый урок только те, которые нужны в данный момент для подготовки правильных движений руки и пальцев при письме изучаемой буквы. Генетический метод заключается в том, что учащиеся изучают письмо букв не в том порядке, как они расположены в алфавите, а по степени трудности их начертания, т.е. от графически простой по форме буквы к более сложной. Письму букв должно предшествовать выполнение подготовительных упражнений. Сначала учащиеся пишут наиболее простые и лёгкие буквы, потом сравнительно сложные и, наконец, трудные. Благодаря такой последовательности учащийся, изучив несколько элементов, сразу переходит к письму наиболее простых по форме букв, затем, путём прибавления какого-либо нового штриха или отдельного элемента, изучает новые буквы, более сложные по своему начертанию. После изучения отдельных элементов следует переходить к письму отдельных букв, а затем слов. Учитель сообщает учащимся о том, что сейчас они будут заниматься письмом, для чего им необходимо приготовить всё к этим занятиям. Затем учитель предлагает им внимательно следить за тем, как и в каком порядке будет идти у него письмо буквы или слова на классной доске, причём учащиеся должны повторять за ним те движения руки, которые учитель будет выполнять во время своего письма. После выполнения таких предварительных упражнений учащиеся переходят к письму в своих тетрадях. Если какой-нибудь элемент или отдельная буква не будет удаваться при письме, можно несколько задержаться на этом, поупражняться в написании трудного элемента или трудной буквы с тем, чтобы потом, когда они будут усвоены, вновь перейти к письму начатого слова. В целях же обеспечения навыков письма сначала подбираются слова, состоящие из наиболее простых элементов, а затем уже и наиболее сложные. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и при переходе от одной разлиновки к другой. Ритмический метод (тактический) – письмо под счет в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический прием (метод тактирования). Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Обучение тактированному письму, состоит из трёх этапов. Первый этап включает выполнение следующих упражнений: Обводка под счёт заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счёт заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку. На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку. Третий этап включает следующие упражнения: обводка под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы. Ритмический метод или письмо под счёт ставит своей задачей облегчить учителю ведение занятий сразу со всем классом и выработать у учащихся одинаковую скорость письма. При этом приёме учитель обучает одновременно всех учащихся, предлагая им для выполнения одну и ту же работу. Учащиеся в одно и то же время по такту или счёту, проводимому учителем, пишут основные элементы букв. Счет следует вводить так: основной элемент движения – на себя пишем под счет «раз – два – три» и т.д., соединительное движение – под счет «и», которое произносим то длиннее, то короче. Письмо под такт или счёт учителя даёт очень хорошие результаты, в особенности при обучении скорописи. Темп письма не должен влиять на его качество, и если учитель замечает, что при взятом темпе дети начинают допускать ошибки в начертании элементов, строении букв, счёт должен быть соответственно замедлен. И, наоборот, при удовлетворительном результате темп письма может быть ускорен. Однако необходимо помнить, что нельзя увлекаться приёмом счёта. При длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе. Данный метод можно применять только тогда, когда учащийся уже приобрёл умение писать буквы и успевает за счётом. Ритмический метод обязателен при повторном письме букв и, ш, п, что способствует выработке ровной линии и равномерного наклона однотипных элементов, выполняемых одинаковым движением. Всё это способствует созданию более правильного не только двигательного, но и зрительного образа буквы. Обучение письму копировальным методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных учителем от руки. Метод был введен в XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв. Обучение по этому способу состоит в том, что изучение начертаний букв идёт, главным образом, с помощью «мускульного ощущения», а не путём анализа и изучения пропорций и формы каждой отдельной буквы, как это имеет место при генетическом методе. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Но осуществляется оно при очень ограниченном осознавании процесса письма. Это не активный, а механический процесс, который не ведет к сознательному овладению почерком. Этот метод в исключительных случаях может иметь применение для исправления недостатков почерка у детей при так называемом «зеркальном письме». Детям с таким письмом очень помогает, когда учитель первое время водит руку ребёнка при писании или если дети обводят буквы, заранее написанные учителем карандашом в их тетрадях. Кроме того, этот приём учитель может использовать и для исправления своего почерка. Для этой цели учителю, в порядке подготовки к уроку, надо взять образец из букваря или прописи, наложить на этот образец лист прозрачной бумаги или кальки и обводить просвечивающиеся буквы карандашом или чернилами, заучивая пропорции букв и их начертание чисто мускульным путём. В практике обучения письму ни один из этих методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму. Первостепенное значение при обучении письму имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Другим приемом при обучении письму следует считать списывание учащимися с готового образца или его калькирование. При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным. Этот процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено. Вспомогательным приемом обучения письму наряду с копировальным методом является прием воображаемого письма или письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального тем, что учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ученик видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в вуздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Данный прием вызывает интерес к письму, разнообразит форму обучения. Анализ формы буквы, элементов движения при письме также способствуют эффективному обучению письму учащихся. Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не подменяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма считается введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко и их должно быть немного. Показ ошибочного написания буквы является еще одним приемом обучения письму. При этом в 1 классе лучше не выносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить ее. На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: 1) Сущность линейного метода обучения письму. 2) Упражнения для развития мелкой мускулатуры рук учащегося. 3) Генетический метод обучения письму. 4) Особенности ритмического метода. 5) Копировальный метод обучения письму. 6) Приемы обучения письму. 2. Разработайте план- конспект урока письма, используя отмеченные выше методы и приемы. Напишите пожелания в честь праздника «День учителя» каллиграфическим почерком. ОПОРНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: Методы и приемы обучения письму. Мелкая мускулатура. Скорость письма. Письмо под счёт. Мускульное ощущение. Обучение соединению букв при письме Важным свойством современного письма является его безотрывность. Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. В формировании навыков безотрывного письма большую роль играет обучение правильному соединению букв. Учащиеся должны знать способы соединений всех букв. Им должны быть сообщены некоторые принципы соединений: общие признаки как первой, так и второй букв в соединяемой паре. Так, однотипными могут считаться соединения ои, ши, иш и т.п., где соединение имеет направленность снизу вверх. Соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил. К верхнему соединению относятся буквы, воспроизведение которых начинается на верхней линейке рабочей строки. К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней линейки рабочей строки. Средний вид соединения используется для букв, начало которых на середине рабочей строки. В прописях, используемых в школах Узбекистана с русским языком обучения (Тохтаходжаева М.Х., Вейцман Н.М., Белова В.А. Прописи. - Ташкент, 2009), даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв. Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться некоторым приемам. Одним из таких приемов может быть способ повторного проведения линии по уже проведенной. Так соединяются буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или ю с любой другой буквой. Повторное, двойное проведение линии может иметь место не в первой букве соединения, а во второй, например, в слоге ша. Изучая ту или иную букву, учитель всегда дает детям задания по отработке соединений этой буквы с другими буквами. На некоторых уроках учитель может специально отработать соединения букв, объединив некоторые соединения в группы. Так, учитель может отработать соединения предыдущих букв с овалами, отдельно работать над соединениями букв о и ю. Специальное упражнение может быть отведено соединениям букв в, ь, ъ. Известную трудность представляют для учащихся соединения с буквами м, л, я, так как в процессе письма ручка чаще идет вверх на соединение с буквами и, н, к, т, п. Таким образом, можно выделить несколько групп соединений, над которыми учитель специально работает: С овалами С о и ю _____________________________________________ _____________________________________________ Соединения с в, ь, ъ Соединения с полуовалами 5. Соединения с м, л, я В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом: Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь в «линейку»); Если следующая буква в сочетании относится к нижнему соединению, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки; Если следующая буква в сочетании относится к среднему виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до середины строки и, не останавливаясь, плавно перейти к начертанию первого двигательного элемента. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Ответьте на вопросы: 1) Какие виды соединений букв существуют в обучении письму? 2) Группы соединений, требующих специальных упражнений. 3) Алгоритм действия учащихся при отработке соединений букв. Составьте несколько упражнений на отработку соединений букв. Напишите каллиграфическим почерком детское четверостишие. Отметьте в нем виды соединений. ОПОРНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ: Верхнее соединение. Нижнее соединение. Среднее соединение. Соединение снизу вверх. Алгоритм действия. Планирование уроков письма и требования к ним. Примерные разработки уроков письма в период обучения грамоте Урок является основной формой обучения и вбирает в себя все богатство методических средств. Существуют общие требования к урокам, в пределах которых осуществляется творчество учителя в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков и умений чтения и письма, в развитии мышления и речи детей. Требования дидактики заключаются в следующих положениях: каждый урок должен иметь воспитывающий характер; учитель должен ясно представлять цели урока; каждый урок должен быть преемственно связан с предыдущим и последующим за ним; разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов; все учащиеся должны быть организованы учителем на работу. При планировании и проведении уроков письма учитель должен придерживаться таких требований, как забота о речевой среде, присутствие на каждом уроке работы по развитию речи и мышления учащихся. Не менее важное требование – это использование разнообразных приемов звукового и буквенного анализа и синтеза. Учитель должен заботиться о том, чтобы основное время урока 2/3 занимала работа по формированию умений и навыков письма. Это означает, что большую часть урока дети занимаются письмом. Однако учителю надо помнить требование о том, что продолжительность непрерывного письма в 1 классе не должна превышать пяти минут. После каждого «сеанса» письма дети должны немного отдохнуть, переменить форму деятельности. На каждом уроке письма необходимо использовать образцовый материал. Это могут быть дополнительные упражнения и языковой материал для письма. В структуре урока предусматриваются смена видов умственной деятельности, паузы, которые могут быть в форме физкультминуток, минуток юмора, загадок, решения кроссвордов, ребусов, дидактических игр. Рассмотрим примерный план-конспект урока письма в первом классе. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПИСЬМА |