СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки литературы в 10 классе с использованием метода проектов по теме «Лев Николаевич Толстой: человек и писатель» (2 часа)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти уроки помогут понять многогранность личности Л.Н.Толстого, а также формировать навыки поиска, анализа, интерпретации информации, умение работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Уроки литературы в 10 классе с использованием метода проектов по теме «Лев Николаевич Толстой: человек и писатель» (2 часа)»

Уроки литературы в 10 классе с использованием метода проектов по теме

«Лев Николаевич Толстой: человек и писатель» (2 часа)


Тема: Лев Николаевич Толстой: человек и писатель.

Цель: знакомство с биографией и мировоззрением писателя.

Задачи

Образовательные: раскрыть своеобразие характера Л.Н.Толстого как че-

ловека, писателя, понять его мировоззрение, вызвать

интерес к жизни и личности Толстого.

Развивающие: развивать связную речь учащихся, умение выделять глав-

ное, анализировать информацию, делать выводы, разви-

вать интерес к самостоятельной исследовательской дея-

ности.

Воспитательные: воспитывать уважение к ценностям мировой художествен-

ной культуры, совершенствовать нравственные качества

личности, прививать любовь к родному языку, литерату-

ре, воспитывать готовность к самообразованию, взаимо-

действию, культуру общения.

Планируемые результаты

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения

к собственным поступкам, знание культуры своего наро-

да.


Метапредметные:

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с постав-

ленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: формирование навыка решения творческих задач и по-

иска, анализа и интерпретации информации.

Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других,

формулирование собственного мнения и позиции, уме-

ние учитывать разные мнения и стремиться к коорди-

нации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: понимание многогранности личности Л.Н.Толстого,

знание мировоззренческой позиции писателя.

Оборудование: портреты Л.Н.Толстого, записи музыкальных произведений, любимых Л.Н.Толстым, презентации, плакаты с афоризмами Л.Толстого, с правилами и программой, отрывками из дневниковых записей, стихи о Толстом.

Предварительные задания к уроку: за месяц до урока класс делится на группы, каждая выбирает направление исследования. Учащиеся самостоятельно распределяют между членами своей группы задания, осуществляют самостоятельный поиск материалов, затем совместно готовят отчёт и предоставляют его на уроке в определённой форме.

Ход урока:

Эпиграфы: Не зная Толстого – нельзя считать себя

знающим свою страну, нельзя считать себя

культурным человеком.

М. Горький


Искусство Льва Толстого – великого реа-

листического писателя – неотделимо от его

мировоззрения.

В.Ф. Асмус


Моя главная цель в жизни есть добро

ближнего.

Л.Н.Толстой

I. Организационный момент.

II. Целеполагание, мотивация:

1. Слово учителя.

- В течение нескольких уроков мы с вами будем изучать произведения Льва Николаевича Толстого, главное из которых - роман-эпопея «Война и мир». А сегодняшнее занятие посвятим знакомству с биографией и мировоззрением писателя.

- Предлагаю вам ответить на вопрос: зачем нужно изучать биографию Л.Н.Толстого, знакомиться с его мировоззрением? Понять это вам помогут эпиграфы.

Выводы учащихся:

1. Чтобы стать по-настоящему культурным человеком, патриотом, нужно читать и изучать произведения Л.Н.Толстого.

2. Осмыслить творчество великого писателя невозможно, не изучив и не поняв его жизни.

Учитель: «Здание, построенное Толстым, огромно», - писал философ Василий Розанов. Такой же огромной и невероятно сложной оказалась и жизнь Льва Николаевича Толстого. Толстой не укладывается ни в какие рамки. Кто он? Писатель-художник? Пророк? Борец с неправдами жизни? Педагог? Спортсмен? Хозяин поместья? Образцовый семьянин? - Всё это вместе и ещё много, много другого…

С непростой , невероятно яркой, увлекательной, полной поисков ответов на главные вопросы жизни биографией Л.Н.Толстого мы с вами сегодня познакомимся.

III. Усвоение новых знаний: защита проектов учащихся.

Жизнь Л.Н.Толстого – это целая эпоха. Почти весь 19 век, вместившийся в его жизнь и его произведения.

Отчёт 1 группы

Исторический комментарий

Цель: выяснить, какие события, выдающиеся люди повлияли на мировоззрение Л.Н.Толстого и нашли отражение в его творчестве.

Вопросы:

- Свидетелем каких событий был Л.Н.Толстой?

- На какие годы падает расцвет его творчества?

- С кем из выдающихся людей Л.Н.Толстой общался?

Результаты исследования: учащиеся на доске размещают постер, выполненный в технике коллажа: в центре портрет Льва Толстого. Вокруг – даты и исторические событиями, портреты русских и зарубежных писателей, крупных поэтов, литературных критиков, учёных, художников, композиторов, режиссёров, актёров).

1. События

1837 – смерть А.С. Пушкина

1841 – смерть М.Ю. Лермонтова

1852 – смерть Н.В.Гоголя

1853 – 1856 – Крымская война

1855 – смерть Николая I

1860 – 70-е годы – реформы императора Александра II

1861 – Крестьянская реформа

1871 – Парижская коммуна

1876 – возникновение общества «Земля и воля»

1877 – 78 – русско-турецкая война

1881 – убийство Александра II

1904 – 1905 – русско-японская война

1905 9 января – Кровавое воскресенье

и другие…

Вывод: Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

2. Выдающиеся люди:

Н.В.Гоголь,Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.Н.Герцен, А.Н.Островский, А.П.Чехов. В.М.Гаршин, Ф.И.Тютчев, Т.Г.Шевченко, А.Церетели, К.Хетагуров, Сеченов, Пирогов, Бутлеров, Менделеев, Жорж Санд, Мериме, Стендаль, Репин, Шишкин, Левитан, Третьяков, Крамской, Шопен, Чайковский, Бородин, Даргомыжский, Садовский, Молчанов, Ермолова, Щепкин, Станиславский, Белинский, Добролюбов, Писарев и др.

Вывод: Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы – время создания романа «Война и мир». Круг знакомств Толстого с деятелями науки и культуры обширен. Имя Льва Толстого было хорошо известно как в России, так и за её пределами

Отчёт 2 группы

Толстой в воспоминаниях современников

Цель: через воспоминания современников Льва Толстого понять личность писателя, выяснить его отношении к жизни, к людям, литературе, искусству.

Вопросы:

- Каким предстаёт Толстой в воспоминаниях современников?

- Какая грань личности писателя высвечивается в приведённых строках?

- Чем он близок вам?

Результаты исследования: учащиеся представляют отчёт в проделанной работе в виде презентации.

1.Весь мир, вся земля смотрит на него…отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити… (М.Горький)

2. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! (Т.Драйзер)

3. Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью…носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь…Едина была трагедия его искусства и его жизни. (Т.Драйзер)

3. Я прожил у него двое суток, я чувствовал себя легко, дома, и разговоры наши с Львом Николаевичем были легки. (А.П.Чехов)

4. Толстой – гигант среди других писателей. Он, как слон, может вырвать дерево с корнями, но может и так нежно снять бабочку с цветка, что не сдует с её крыльев даже пыльцы. (И.С.Тургенев)

5. Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни. (А.А.Блок)

6. Ещё никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. (И.Е.Репин)

И другие высказывания.

Вывод: Отрывки из воспоминаний рисуют толстого как человека огромной и разносторонней культуры. Речь его была невыразимо красива. В общении с людьми был сердечен, необыкновенно деликатен, прост, но все, с кем встречался Толстой, ощущали силу его интеллекта, масштаб его личности. Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды – смысл его бытия, которое не было лёгким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями нам особенно дорог писатель. Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личность. Каждый автор выделяет особую грань его творчества. Ценят его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности, отмечают масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, восхищаются им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия.

Отчёт 3 группы

Афоризмы Толстого

Цель: через афоризмы Толстого понять мировоззрение писателя.

Вопросы:

- На какие вопросы помогают вам ответить афоризмы Толстого?

- Какой афоризм ваш самый любимый? Почему?

Результаты учащиеся представляют в виде плакатов, размещённых на доске, запись голоса Толстого: высказывания Толстого в его живом исполнении.

1. Благо людей в жизни. А жизнь - в работе.

2. Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.

3. Счастлив тот, кто у себя дома.

4. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в жизни.

5. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд пред самим собою.

6. Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.

7. Слово есть поступок.

8. Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

9. Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

10. Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

И другие

Вывод: Толстой и его произведения помогают нам найти ответы на жизненные вопросы.

Отчёт 4 группы

Портреты Льва Николаевича Толстого

Цель: увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни и лучше и глубже понять его.

Вопросы:

- Какие художники писали портреты Толстого?

- Портреты каких художников самые известные?

- Расскажите истории создания некоторых портретов.

- Каким изображён на портретах Толстой?

- Что о личности писателя помогают понять портреты разных художников?

Результаты исследования: учащиеся демонстрируют портреты Л.Н.Толстого, написанные разными художниками, рассказывают истории их создания, делятся впечатлениями от картин.

Портреты:

И.Н. Крамской «ПортретЛ.Н.Толстого.1873г»

И.Е.Репин «Л.Н.Толстой.1887г», «Лев Толстой на пашне», «Л.Н.Толстой босой», «Л.Н.Толстой на отдыхе в лесу», «Лев Толстой в комнате под сводами» (1891г).

Л.Пастернак «Лев Толстой с семьёй» (1902г), «Лев Толстой» (1908)

Н.Ге «Портрет Л.Н.Толстого» (1884г)

М.В.Нестеров «Портрет Л.Н.Толстого» (1907г)

И другие

Вывод: Художники по-разному представляли себе и изображали Льва Толстого: как философа, мыслителя, гения, простого человека…

Отчёт 5 группы

Музыка в жизни Л.Н.Толстого

Цель: выяснить, какое значение имела музыка в жизни Толстого, раскрыть новые грани личности писателя.

Вопросы:

- Какую музыку любил слушать Толстой?

- Какие композиторы были его любимыми?

- Какова роль музыки в становлении писателя?

Результаты исследования:

1. Прослушивание музыкальных отрывков:

Ф Шопен. Вальсы(до диез минор, соч.64,№2; ля бемоль мажор, соч.64, №3)

Варя Панина. Старинные романсы. («Я пережил свои желанья»)

Л.Бетховен. Сонаты.

«Эй, ухнем…» в исполнении Ф.Шаляпина.

2. Обзор книжно-иллюстративной выставки:

Грамзаписи :

ария Дон-Жуана, дуэт «Ручку дай, ангел мой» из оперы Моцарта «Дон Жуан»

дуэт Глинки «Не искушай меня без нужды»в исполнении Н.и М. Фигнер

Гопак в исполнении Трояновского на балалайке

Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной

Шопен Ф. Вальсы в исполнении Б.Давидович

Бетховен Л. Сонаты в исполнении Э. Гилельса

Вывод: Музыка окружала Толстого с самого детства, начиная с игры его матери. В 19 лет он поставил себе задачу научиться играть на рояле. Толстой много музицировал, аккомпанировал приезжающим в гости певцам, играл с женой в четыре руки, даже сочинил вальс.

Толстому нравилась классическая музыка, произведения, полные задушевности, искренности и мелодической красоты. Особое место в музыкальном мире Толстого занимали народные песни. Он восторженно относился к французским, немецким, чеченским мелодиям. Любимым композитором был Шопен. Музыка Бетховена вызывала в Толстом противоречивые чувства. Писатель считал, что Бетховен внёс в музыку несвойственный ей драматизм. А слушая Чайковского Толстой не мог сдержать слёз. В доме Толстых часто бывали композиторы, певцы, музыканты, звучала музыка…Роль музыки в становлении писателя велика. Музыка помогала писателю жить, творить. В старости Толстой сказал: «Я должен сказать, что вся эта цивилизация – пусть она исчезнет …, но музыку жалко».

Отчёт 6 группы

Дневники Л.Н.Толстого

В огромном литературном наследии Толстого есть книга, известность которой не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя.

Цель: изучить отрывки из «Дневниковых записей» Толстого, узнать ближе писателя, «заглянув в сокровенный мир Художника».

Вопросы:

- Проследить становление личности Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его жизни?

- Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л.Толстого?

- Чем для нас интересны дневниковые записи Толстого?

Результаты исследования: учащиеся раздают всем напечатанные на листах отрывки из дневниковых записей Толстого, плакаты с правилами и программой Льва Толстого помещены на доске.

Вывод: Дневник – это правдивое зеркало жизни великого писателя. Это свидетельства очевидца, календарь встреч, творческая тетрадь, орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

Первые же записи юноши открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Ведёт образ жизни светского аристократа – и вдруг дневниковая запись, что дальше так жить невозможно. Борется с самим собой, со своими недостатками, за обретение высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья людей.

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать ничего взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна, поэтому составляет правила, которые, по его мнению, помогут идти по этой дороге, и свято верит в них. Программа самообразования и самовоспитания, большую часть которой Толстой выполнил, показывает нам человека прямого, честного, работающего над собой, стремящегося приблизиться к идеалу. Он научился говорить себе правду без утайки, победил лень, преодолевал другие человеческие пороки, желал, чтобы судьба посылала ему трудные испытания, которые требовали напряжения всех сил его души. Главным действием для Толстого стало писательское дело. Но литературы ему было мало. Он ведёт общественную деятельность, открывает школу в Ясной Поляне, преподаёт…По признанию Толстого, он был счастлив только тогда, когда служил людям. Жизнь и литература для него неотделимы. Дневники помогают нам узнать ближе Толстого, заставляют задуматься о себе, о смысле своей жизни.

Отчёт 7 группы

Заочная экскурсия в Ясную Поляну

Цель: выяснить, какое место занимала Ясная Поляна в жизни писателя.

Задания:

- подготовить и провести виртуальную экскурсию по усадьбе Льва Толстого;

- подготовить выразительное чтение стихов, посвящённых Ясной Поляне.

Результат: компьютерная презентация «Ясная Поляна», выразительное чтение стихов о Ясной Поляне, о Толстом.


А.Андреева

Легкий туман над Воронкою тает,
Здесь тишина, здесь покой и простор.
Думать тебе тут никто не мешает,
Тут только птиц разговор.
Вот ты идешь по аллее тенистой.
Около елок пушистых-пушистых
Хочется сесть, отдохнуть.
Видишь: скамеечка, белые реечки,
Сядь и подумай чуть-чуть.
В жизни ты много тропинок исходишь,
Много прекраснейших мест посетишь,
Но навсегда, навсегда ты запомнишь
Яснополянскую, русскую тишь!



 Петрусь Бровка

В России избяной, туманной,
Жандармом втиснутой в острог,
Светилась Ясная Поляна
Среди разъезженных дорог.
В года страданий и гонений
И вызревающих начал
Суровый совестливый гений
Добро и мудрость излучал.
Не мог молчать. И непреклонно
Одну лишь правду говоря,
Он сотрясал устои трона
Грозил канонам алтаря.



Глеб Горбовский

Над Ясной Поляной свинцовые тучи.
Не будет уже ни дождливей, ни знобче.
Все смотрится ярче, а значит, и лучше,
Как эти снежинки, летящие с ночи.
Журчит в колее, обтекая колеса,
Вода, перед тем как замерзнуть до мая.
Не будет уже вековечных вопросов,
А будет дорога – стальная, прямая!
Швыряются липкою грязью копыта.
Ничто не иссякло, ничто не избыто,
Возок исчезает в расхристанной роще.
Ничто не иссякло, ничто не забыто,
Ничто в этом мире не сделалось проще.


Сергей Поликарпов


Над могилою Толстого,
Знаю, поздно или рано
Нас у сходен бытия
Примет Ясная Поляна,
Только каждого – своя.
Примет ясная,
Согласно, добросердью и уму,
И мечте о жизни красной
Не себе лишь одному.
Не ловчись отсрочить встречу
Иль чужое застолбить,
Каждый имет то,
Чем мечен, чем и вечен, стало быть.
Все исходит из простого:
Что посеешь, то пожнешь…
Над могилою Толстого
Даже полдень в звездах сплошь.

Вывод: По справедливому замечанию одного из сыновей Толстого Сергея Львовича, «Ясная Поляна не только то место, где родился Толстой, где он про­вел большую часть своей жизни, где была написана большая часть его произведений, где покоится его прах — это то место, откуда он черпал обильный материал для своего творчества, материал, вылив­шийся под его пером в художественные описания и образы». Ясная Поляна дала писателю разносторонний и богатый материал для творчества. Здесь были соз­даны всеми любимые образы Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Анны Каре­ниной, Константина Левина... Красота, богатство, разнообразие яснополянских пейзажей вдохновляли Толстого на создание прекраснейших описаний рус­ской природы. Незабываемые картины времен года, от зимней морозной стужи до ясного весеннего ут­ра, которое мы встречаем на страницах его сочине­ний, писатель наблюдал непосредственно в Ясной Поляне. Яснополянская природа постоянно питала худо­жественное воображение Толстого, под ее воздей­ствием у него возникали замыслы новых произве­дений. Картины русской природы, созданные писателем, раскрывают переживание его героев, равно как и настроения самого автора, утверждают жизнь, передают радость бытия. Вся духовная жизнь писателя интенсивно разви­валась под непосредственным воздействием яснопо­лянской действительности. В Ясной Поляне он приобрел первые жизнен­ные впечатления, столкнулся с социальным нера­венством, испытал мучительное чувство социальных противоречий и несправедливости жизни. В Ясной Поляне Толстой прошел сквозь многие искания. Здесь зарождались его мысли о возможности улучшения жизни крестьянства через просвещение народа. Постоянное общение Толстого с крестьянами Ясной Поляны и расположенных рядом с его име­нием деревень, беседы со странниками, простым людом на Киевском шоссе, куда он выходил на прогулку, помогали ему лучше понять взгляды, стремления народа, изучить его язык, вселяли уве­ренность в том, что сила России, ее будущее — в русском народе.


Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его.

Л.Н.Толстой

IV. Итог урока.

Ги де Мопассан сказал о Л.Н.Толстом: «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир». Вы сегодня тоже постарались открыть для себя Толстого. Разговор о Толстом мы продолжим на следующих уроках, при изучении его произведений, а сегодняшнее знакомство завершим чтением стихотворения

Льва Озерова.

Он был сплетеньем всех корней
России, ствол ее и крона,
Певец ее трудов и дней,
Ее сермяга и корона.
В нем встретились, схлестнулись в нем
Ее дворянство и крестьянство.
В непостоянстве – день за днем-
Ее живое постоянство.
Туляк в нем видит земляка,
Родную душу – парижанин.
Рабочая его рука
Своею мощью поражает,
Своею нежностью, своей
Неутомимостью, и, право,
Из-за кустов его бровей
Глядит колюче наша слава.


V. Рефлексия. Оцените свою работу и работу своих одноклассников. А о том, что вы поняли сегодня на уроке, что оказалось самым важным для вас, вы напишете в небольшом эссе, выбрав для этого одно из высказываний Льва Николаевича Толстого, например:

1. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

2. Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

VI. Домашнее задание: написать эссе.













Литература

1. Блок, А. Собрание сочинений: в 8-ми т. / А.Блок.- М.-Л., 1962, т.5 – 303с.

2. Булгаков, В.Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы/ В.Ф.Булгаков. – Приокское книжное издательство, Тула, 1978, 479с.

3.Горький М. Лев Толстой. – В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: в 2-х т. / М.Горький. – М., 1978, т.2 – 492с.

4. Никитина Н., Никитин В. Путеводитель по заповеднику «Ясная Поляна»./ Н.Никитина, В.Никитин. – Приокское книжное издательство, Тула, 1989, 157с.

5. Материалы сайта www.yasnayapolyana.ru.

6. Толстой Л.Н. Дневники. 1847г. / Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. – М.: Художественная литература, 1984, т.21 – 7-21с.

7. Электронные ресурсы:

1. http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=2984  Якоб Айгеншарф. Лев Толстой музицирующий.

2. http://www.ob-gr.ru/roman_3.html Толстой, Чехов, Горький, Бунин.

3. http://www.audioportal.su/showthread.php?p=226845 Классическая музыка.

4. http://www.tanais.info/art/kramskoy6more.html Иван Крамской. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.

5. http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-323434448 Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1887, Репин Илья Ефимович (1844-1930).

6. http://www.artvek.ru/kramskoy.html Картины Крамского.

7. http://bse.sci-lib.com/particle028237.html Фотографии Л.Н.Толстого и др. писателей.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лев_Толстой Толстой, Лев Николаевич.

9.http://ru.wikipedia.org/wiki/Лев_Толстой#.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.B5.D1.8F_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.BE.D0.B2 Галерея портретов.

10.http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/Page118-152.html Изучение литературы в 10 классе. Лев Толстой.