II.Актуализация опорных знаний. Актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению. Выявить границы применимости нового знания, а также уровень овладения ранее полученными знаниями, создать комфортную и естественную атмосферу при использовании групповых и индивидуальных форм работы. 1.Работа с отрывком сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Просмотр отрывка мультфильма. Беседа по просмотренному. Самостоятельная работа Работа на интерактивной доске. Работа на планшетах в группах. Проверка. 2. Раскрытие понятия жертвенная любовь. Знакомство с жертвенной любовью к окружающим людям на материале жития святых царственных мучеников. Разгадывание кроссворда. Проверка домашнего задания. Правило, помогающее исполнить заповедь «Чти отца твоего и матерь твою». Работа на планшетах в группах. Проверка Просмотр видеоролика «Царственные мученики» Работа в группах. Проверка | (1 слайд) -Посмотрите на слайд и скажите, фрагмент какой сказки мы будем смотреть? -Кто автор произведения? - Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос: О чём просил князь Гвидон царевну Лебедь? (2 слайд) -Для чего, по мнению христиан, Бог создал женщину? -Какой совет дала князю Гвидону царевна-Лебедь? -Можно ли назвать ее совет мудрым? Обоснуйте свое мнение. (3 слайд) -А избранница князя Гвидона будет хорошей помощницей князю? -Как думаете, как сложится их семейная жизнь? -Мы только предполагаем, как сложится жизнь князя Гвидона с царевной. (4 слайд) А давайте вспомним житие святых праведных Петра и Февронии Муромских. - Как жили Пётр и Феврония? -Чтобы семья была счастливой, только ли жена должна обладать хорошими качествами? (5 слайд) - На основании жития святых праведных Петра и Февронии Муромских выберите из числа предложенных качеств жениха и невесты те качества, которые помогут им жить счастливо в будущей семье. - Двое учеников будут выполнять задание на интерактивной доске, остальные поработают с заданиями на планшетах. -Девочки выбирают качества жениха, а мальчики качества невесты. -Проверяем. (На слайде нужно нажимать на слова-качества, нужные останутся, остальные исчезнут; для перехода на следующий слайд следует нажимать на полоску с бисерным орнаментом в верхней части слайда) -Прочитаем, какими качествами должен обладать жених? - Какими качествами должна обладать невеста? -У кого другие качества? -Кто хочет дополнить? -Вернёмся к житию святых преподобных князя Петра и Февронии. --Легко ли сохранять такие качества на протяжении всей жизни? -Что помогало им? -Как это называется? (6 слайд) -Залог счастливой семьи – это жертвенная любовь между мужем и женой, но в семье кроме жены и отца могут быть и ... -А если в семье есть и дети, то добрые, заботливые отношения должны быть не только между мужем и женой, но и между кем и кем? -О жертвенной любви мы будем продолжать говорить на уроке и узнаем ещё что-то новое. -У какой святой православной семьи мы учились заботливым отношениям между членами семьи? (7 слайд) -Вспомним, как звали всех членов святой семьи. 1.Имя святой императрицы, супруги царя. 2. Имя старшей княжны-мученицы. 3. Как звали вторую дочь? 4. Имя третьей дочери? 5. Имя младшей княжны-мученицы. 6. Имя святого мученика, цесаревича. 7. Какая последняя буква? -Какое ключевое слово? -Почему ключевое слово имя последнего русского императора? -Почему у них была дружная счастливая семья? (8 слайд) -Мы с вами начинали на уроке составлять правило, помогающее исполнить заповедь «Чти отца твоего и матерь твою». Дома вы продолжили начатую работу. (9 слайд) -Прочитайте свои утверждения. (10 слайд) -Помогает ли это правило жить счастливо членам вашей семьи? -Святая императрица Александра Фёдоровна говорила, что жертвенная любовь не имеет границ, она выходит за рамки семьи и распространяется на других людей. -Кто такие другие люди? (11 слайд) -Прочитайте на доске, что писала императрица Александра Фёдоровна об этом в своём духовном дневнике. -Давайте восстановим добрый совет. Дополните предложения в заданиях на ноутбуках. Мы должны стараться, чтобы всё, что мы делаем, вся наша жизнь, были _________________другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому ________________, чтобы наша жизнь служила ____________ для других. Слова для справок: вредны, примером, позором, на благо, не навредить. -Выбери нужные слова на доске и прочитай 1предложение. -Выбери нужные слова на доске и прочитай 2 предложение. -Выбери нужные слова на доске и прочитай 3 предложение. -Сейчас мы посмотрим видеоролик и узнаем ещё что-то новое из жития святых царственных мучеников. -Что можете сказать о лицах? -Ещё можно сказать: светлые, благодатные, одухотворённые. -Познакомимся ещё с несколькими добрыми советами святой императрицы Александры Фёдоровны. Но они затерялись среди вредных советов. Каждый из вас возьмёт один совет и подумает, к какой группе он относится. (12 слайд) группа: «Оказание помощи». группа: «О дружбе». группа: «Прощение обидчиков»? (13 слайд) -Проверяем. У кого советы на тему: «Оказание помощи»? -Приведите примеры из жизни царственных мучеников. (14 слайд) - У кого советы на тему: «О дружбе»? (15 слайд) - У кого советы на тему: Прощение обидчиков»? | -Сказка «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». -А. С. Пушкин. -О жене. -Быть помощницей мужу. -Пораздумай ты путем Не раскаяться б потом! -Ответ мудрый. Князю Гвидону надо узнать вначале, какими чертами характера обладает его избранница. Если она будет добродушной, спокойной, то князь будет счастлив в браке, а если она будет, например, злой, жадной, то она не будет хорошим помощником князю. -Будут жить дружно. -Дружно и счастливо. -Муж тоже должен обладать хорошими качествами. Мальчик и девочка выбирают нужные качества, нажимая на слова на интерактивной доске. Самостоятельная работа с заданиями на планшетах. Дети читают качества по очереди. Дополняют. -Нет. У них были трудные моменты в жизни. - Помощь друг другу. -Добрые, заботливые отношения друг к другу. -Жертвенная любовь. -В семье, кроме отца и матери могут быть их дети. -Между родителями и детьми. -Между братьями и сёстрами. -У царственных мучеников. Александра Ольга Татьяна Мария Анастасия Алексей Й Николай -Отец-глава семьи. -Члены семьи святых царственных мучеников верили в Бога и полностью исполнили пятую заповедь Закона Божьего «Чти отца твоего и матерь твою». Отвечают учащиеся. Читают по очереди памятки. Отвечают учащиеся. -Наши соседи, одноклассники, дальние родственники, окружающие нас незнакомые люди. -Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь. Дети выбирают из предложенных слов- помощников нужные. Смотрят. -Красивые, спокойные. 1.группа: читают советы и приводят примеры: -Отец на благотворительность отдавал очень большие суммы. -Царица со старшими дочерями работала в госпитале. Маленькие веселили раненых. 2.группа:читают советы и приводят примеры: -Царевич заступился за поварёнка, когда того хотели уволить, и его вернули. 3.группа:читают советы и приводят примеры: -Царь простил всем. | П: осмысление понятия, связанные с темой «Семья»; осознать свою роль в семье; уметь различать степени родства,с помощью терминов родства, определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «жертвенная любовь», «верность», «терпение», «нежность» и др.; выделение познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделения информации, содержащей существенные признаки, практическое её использование на межпредметной основе. Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; Способностьотличать новое знание от известного; овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций, межпредметных понятий; решение задачи методом поиска способов (по образцу и заданным правилам), используя информацию учебника, справочные материалы. К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речис помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения, овладение адекватным межличностным восприятием; овладение навыками речевого отображения содержания учебных действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Л: проявлять позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни; нравственно-этическая оценка содержания темы; осознание ответственности за общее дело; самоопределение: понимание чувств людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые и полезные дела; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им. |