Конспект урока.
Тема: Уроки нравственности (по повести В. Распутина «Живи и помни»).
Цели и задачи :
Воспитательные:
-познакомить с духовными ценностями человеческой жизни, наметить свои нравственные ориентиры на примере повести В.Г.Распутина «Живи и помни»;
-способствовать воспитанию нравственности, патриотизма, интереса к истории своей страны, формированию правильного морального облика.
-познакомить с повестью «Живи и помни»;
Развивающие:
-способствовать интеллектуальному развитию в процессе чтения и дискуссии;
- навыков устной связной речи и культуры речи;
-выразительного чтения, внимания и памяти;
-развитию письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.
Вступительное слово.
- О повести В. Распутина «Живи и помни» написано так много и у нас в стране, и за рубежом, сколько, вероятно, ни о каком другом произведении, она издавалась около 40 раз, одной из лучших книг о минувшей войне назвал ее Виктор Астафьев.
«Живи и помни» - произведение не о дезертире ,а о женщине, сумевшей взвалить на себя неимоверную ношу и достойно пронести ее, произведение о великой преданности и верности, это путешествие вглубь человеческой души, до того уровня, где добро и зло еще не столь явно разделены, чтобы бороться между собою. Это новаторская повесть – не только о судьбах героя и героине, но и о соотнесении их судеб с судьбою народной в один из драматических трагических моментов истории.
Сам Распутин не раз подчеркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине…» И критики отмечали, что «повесть Валентина Распутина – не о дезертире, а о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни». (А. Овчаренко)
Беседа по повести.
–Что составляет основу повести?
(рассказ о жизни деревни в тяжелые годы ВОВ, об отношениях между людьми, о нравственном выборе)
–Как и почему стал дезертиром Андрей Гуськов ? Чья вина в его падении?.( истоки в прошлом–подставил товарища… безнаказанно, мать жалела)
Вывод: Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки, эгоизм, который ---В.А. Сухомлинский назвал «первопричиной рака души», ---М. Горький – « родным отцом подлости».) ---Человек , хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца». (В. Распутин)
Гуськов на эту дорожку вступил до факта предательства, он был уже подготовлен внутренне тем, что допускал возможность побега. Возможно, с детства поселившийся в нем эгоизм и обидчивость(предательство товарища, избиения жены), в немалой степени переданные единственному ребенку матерью Семеновной ,нашли бы выход в каких- то формах, но не в столь уродливой. Гуськов решил, что можно прожить по другим законам, чем весь народ.
Да, дезертировать он не собирался, это случилось непреднамеренно. Желая добраться до Атамановки, он не учел многих обстоятельств. Но ведь мог же вернуться, мог? Побоялся. И уже не желание увидеть близких руководило им, а только страх перед наказанием, физическим наказанием. Но наказание он уже выбрал себе:
- Какое?
И это было столько начало, сколько первые отголоски той беды, которую он нес в себе, еще не зная всех ее трагических последствий.
в) – Как же происходит душевный распад Гуськова, его нравственное падение?(Работа в группах)
---первая встреча в бане ---жизнь в зимовье ( постепенно перестает быть человеком и становится человекообразным зверем ) ----охота на косуль --- воет по- волчьи --- ворует рыбу из сетей --- убивает теленка. Вывод : в этом его поведении первые шаги к собственному неизбежному концу.
↓
Топор, с пропажи которого началось повествование, снова привлекает к себе внимание. И после этой сцены становится очевидным падение Гуськова и невозможность для него нравственного «воскресения»(топор поднимает над своим будущим).
Нравственные категории постепенно для Гуськова теряют смысл, потому что им надо следовать, живя среди людей.
– Какую роль играет память героев о прошлом?
Вывод: « Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое – с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» . (В. Астафьев).
– Гуськов предпочел жить в страхе, хотя не мог не понимать, что, какие бы планы он не строил, само по себе существование его временно, призрачно. Единственное, в чем он ни на миг не сомневался, так это в том, что «надо объявиться Настене, больше некому. Один он пропадет».
Образ Настены – центр повести. Она, а не Гуськов,- главная героиня.
-Какой была жизнь Настены до встречи с Андреем?(голодное детство)
-Любила ли Настена своего мужа?
( Да, любила, но в этом ее чувстве преобладали те стороны, которые в иных случаях воспринимаются как второстепенные. Это чувство благодарности , затем к этому примешалось чувство вины ( сколько уже прожили вместе, а детей все не было). Это любовь –( многие бабы так жили) по-карандышевски.
–В чем она видит смысл семейной жизни? (верность).
–В чем трагедия Настены?
-единственно возможная для нее форма существования: жалеть, отдавать, сочувствоавать,жить для других, пока есть силы. И эти положительные качества направлены на преступника, дезертира. Но преступник этот- муж. И впервые, может быть, в жизни чувствует она душевный разлад, дискомфорт, разлом. Права перед собою – неправа перед людьми, помогает Андрею – значит, предает тех, кого и он предал; честна перед мужем – грешна в глазах свекра, свекрови и всей деревни).
–За что ей такое наказание? В чем она виновата?
---вина – это состояние, противоположное правоте, оно охватывает человека, когда он пренебрег нравственным долгом, не исполнил его. но в том-то и дело, что Настена чувствует себя Виновной, будучи предельно правой и неукоснительно следуя долгу. Она просто не может себе позволить быть невиновной, когда ее муж страдает от содеянного им. Вывод : это добровольная вина- проявление и доказательство высшей этической чистоты героини. Что же двигало ее целенаправленными, хотя и нелогичными поступками, за следование представлениям о супружеском долге?
( Этот вывод, к которому могла бы прийти только цельная натура, многое объясняет в характере Настены. Сохранившая в себе нравственный идеал, она не отвергает павших.
–Почему у повести такой финал?
( Дальше судьбу испытывать некуда, надо делать решающий выбор. Несмотря ни на что, она осталась той, прежней Настеной – цельной натурой, идущей до конца по избранному пути. Поэтому даже смертельную усталость перебивает в ней СТЫД, как одно из высших проявлений нравственного самосознания)
-Почему же стыдно ей, тем более перед Андреем?
( М. Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение- это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»).
Вывод: Гуськов платит высшей платой: никогда и ни в ком он уже не продолжится; никогда и никто не будет понимать его так, как Настена. Умереть должен Гуськов, а гибнем Настена. Это значит, что дезертир умирает дважды, и теперь уже навсегда.
В. Распутин говорит, что он рассчитывал оставить Настену в живых и не думал о таком финале. «Я надеялся, что как раз у меня покончит с собой Андрей Гуськов, муж Настены. Но чем дальше продолжалось действие, чем больше жила у меня Настена, чем больше страдала от того положения, в какое попала, тем больше я чувствовал , что она не подчиняется уже автору, что она начинает жить самостоятельной жизнью».
–В чем смысл названия повести?
Какие нравственные проблемы ставит перед читателем Валентин Распутин? (Проблема выбора,ответственности за свои поступки,за судьбу близкого человека,долга,памяти)
Домашнее задание:напишите сочинение,выбрав в качестве темы одну из проблем,поставленных автором.