Методическая разработка урока литературы
учитель Еременко Н.Н. (МОУ СШ № 61)
Тема урока : Уроки нравственности в рассказе Б.Екимова «Родня»
Цели урока: осмысление нравственных понятий: доброта, забота, совесть; совершенствование умений анализировать художественный текст;
развитие навыков устной монологической речи
Оборудование : портрет Б.Екимова, презентация, песня «С чего начинается Родина?»
Ход урока
1.С чего начинается для человека Родина? .Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина». Посмотрите на экран (презентация, слайд 2-8.Мелодия продолжает звучать тихо).
2. Пруд, лес, цветы, школа , работа, друзья, родник, родственники, родители-это все вместе для меня Родина. А что такое Родина для Вас?
Да, согласна с вашими представлениями о Родине. Кто-то из вас сказал: «Родина-это моя родня». Родня – это наша семья: мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. Именно им,мамам и папам, бабушкам и дедушкам, мы обязаны знаниями о наших родственниках, о нашем крае, о Родине , о жизни. Для нашего земляка, волгоградского писателя Б.Екимова дорога земля, дороги люди, живущие на ней.
Презентация о Б.Екимове (9- 15 слайды)
Что нового вы узнали о писателе Б.Екимове?
Вы самостоятельно прочитали рассказ Екимова «Родня».
-Каков сюжет этого рассказа?
(Сюжет его достаточно прост: встречаются друзья, окончившие сельхозинститут, и говорят о жизни. )
Предлагаю поразмышлять над тем, что хотел сказать автор нам, читателям, своим произведением.
Какие чувства вы испытали во время и после прочтения рассказа?
На сколько частей можно разделить этот рассказ?
Какое событие делит рассказ на две части?
Как встретили друг с женой Лунякина? («Прибыл гость, и квартира словно сбросила дрему»
О чем беседуют встретившиеся? (вспоминают о репке, гость интересовался учебой дочери хозяев, приглашал поехать с собой в деревню) Какие слова передают радость встречи? (готовила ужин, хрумтела гостиницем, гость засмеялся, весело согласилась девочка).
Прочитаем эпизод от слов «Ну. Ладно. Поезжай, разрешила мать.»
До слов «…Девочка опустила глаза и ушла.» Какие слова / реплики рассказа меняют тональность повествования? (хозяин смешался, растерянно поглядел, в доме престарелых, не болтай, плетешь, иди спать!)
Ка вы думаете, почему Екимов после слов о том, что мужчины остались одни в комнате, пишет о ночном городе? (Что-то произошло между ними, каждый из них о чем- то задумался. Хозяин понимал, что поступили они с женой не по совести, потому что старого человека увезли к себе в город против желания, продали его дом в деревне, а потом, не желая заботиться о нем, отправили в дом престарелых. Они не считались с чувствами и переживаниями деда.)
Найдите ответ на вопрос Лунякина: «Так как же с дедом-то? Чего ж вы его так?»
(Зачитать ответ хозяина).
Как хозяин пытается убедить Лунякина, что деду в доме престарелых лучше?
Что испытывает Лунякин при воспоминаниях о жизни деда в деревне?
Как встретил дед Лунякина? Прочитаем от слов «…Старик явственно слышал…до слов…родины дух»
Почему Лунякин забрал деда к себе? Какие качества характера проявил Лунякин? (Это был человек добрый, он проявил заботу о деде. )
В рассказе встречаются два слова с корнем род: «родня» (в названии) и «родина» (в тексте)
Назовите еще слова с тем же корнем (родственники, родители, родные). Какие эпитеты можете подобрать к этим словам? (близкие родственники, любимая Родина, любимые родители, добрые родственники, прекрасная Родина, чуткие родители, заботливые родители…).
Кто, по-вашему, является настоящей родней деду: Алексей Лунякин или его друг с женой?
Почему вы так считаете?
Каких людей можно считать родней? (Родня-это люди, которые проявляют внимание к тебе, заботятся о тебе, считаются с твоими желаниями и интересами, с твоим душевным состоянием. Поступки их объясняются не личной выгодой, а являются результатом проявления заботы о тебе,любви к тебе)
Что же хотел сказать нам Б.Екимов своим рассказом?
(Люди обязаны заботиться о пожилых родственниках, уважать их чувства, проявлять доброжелательность, не допускать черствости в отношениях, нельзя допускать слез тех людей, благодаря которым мы живем на этом свете.)
Составьте синквейн к слову «родня».
(Зачитывают свои работы).
Ребята, а в чьей семье живут сейчас бабушки или дедушки? О чем вы беседуете с ними? Как в вашей семье относятся к пожилым людям? (Часто ли бываете в доме бабушки/дедушки?). Как вы проявляете заботу о них?
Теперь посмотрите на экран. (Продолжение презентации «Я и моя родня», с 15 слайда) (фотографии детей со своими родственниками)
Рефлексия. Что нового я узнал сегодня на уроке? Какие чувства я испытал во время урока и почему? О чем я сожалею? Чему был рад? Что меня удивило во время урока?
Домашнее задание: напишите рассказ «Мой родной человек»