СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки нравственности в рассказе Б.Екимова "Родня"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка адресована учителям русского языка и литературы для работы с учащимися  7-8 классов. Урок был проведен по рассказу Бориса Екимова "Родня".

Просмотр содержимого документа
«Уроки нравственности в рассказе Б.Екимова "Родня"»

Методическая разработка урока литературы

учитель Еременко Н.Н. (МОУ СШ № 61)

Тема урока : Уроки нравственности в рассказе Б.Екимова «Родня»



Цели урока: осмысление нравственных понятий: доброта, забота, совесть; совершенствование умений анализировать художественный текст;

развитие навыков устной монологической речи

Оборудование : портрет Б.Екимова, презентация, песня «С чего начинается Родина?»



Ход урока

1.С чего начинается для человека Родина? .Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина». Посмотрите на экран (презентация, слайд 2-8.Мелодия продолжает звучать тихо).

2. Пруд, лес, цветы, школа , работа, друзья, родник, родственники, родители-это все вместе для меня Родина. А что такое Родина для Вас?

Да, согласна с вашими представлениями о Родине. Кто-то из вас сказал: «Родина-это моя родня». Родня – это наша семья: мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. Именно им,мамам и папам, бабушкам и дедушкам, мы обязаны знаниями о наших родственниках, о нашем крае, о Родине , о жизни. Для нашего земляка, волгоградского писателя Б.Екимова дорога земля, дороги люди, живущие на ней.

Презентация о Б.Екимове (9- 15 слайды)

Что нового вы узнали о писателе Б.Екимове?

Вы самостоятельно прочитали рассказ Екимова «Родня».

-Каков сюжет этого рассказа?

(Сюжет его достаточно прост: встречаются друзья, окончившие сельхозинститут, и говорят о жизни. )

Предлагаю поразмышлять над тем, что хотел сказать автор нам, читателям, своим произведением.

Какие чувства вы испытали во время и после прочтения рассказа?

На сколько частей можно разделить этот рассказ?

Какое событие делит рассказ на две части?

Как встретили друг с женой Лунякина? («Прибыл гость, и квартира словно сбросила дрему»

О чем беседуют встретившиеся? (вспоминают о репке, гость интересовался учебой дочери хозяев, приглашал поехать с собой в деревню) Какие слова передают радость встречи? (готовила ужин, хрумтела гостиницем, гость засмеялся, весело согласилась девочка).

Прочитаем эпизод от слов «Ну. Ладно. Поезжай, разрешила мать.»

До слов «…Девочка опустила глаза и ушла.» Какие слова / реплики рассказа меняют тональность повествования? (хозяин смешался, растерянно поглядел, в доме престарелых, не болтай, плетешь, иди спать!)

Ка вы думаете, почему Екимов после слов о том, что мужчины остались одни в комнате, пишет о ночном городе? (Что-то произошло между ними, каждый из них о чем- то задумался. Хозяин понимал, что поступили они с женой не по совести, потому что старого человека увезли к себе в город против желания, продали его дом в деревне, а потом, не желая заботиться о нем, отправили в дом престарелых. Они не считались с чувствами и переживаниями деда.)

Найдите ответ на вопрос Лунякина: «Так как же с дедом-то? Чего ж вы его так?»

(Зачитать ответ хозяина).

Как хозяин пытается убедить Лунякина, что деду в доме престарелых лучше?

Что испытывает Лунякин при воспоминаниях о жизни деда в деревне?

Как встретил дед Лунякина? Прочитаем от слов «…Старик явственно слышал…до слов…родины дух»

Почему Лунякин забрал деда к себе? Какие качества характера проявил Лунякин? (Это был человек добрый, он проявил заботу о деде. )

В рассказе встречаются два слова с корнем род: «родня» (в названии) и «родина» (в тексте)

Назовите еще слова с тем же корнем (родственники, родители, родные). Какие эпитеты можете подобрать к этим словам? (близкие родственники, любимая Родина, любимые родители, добрые родственники, прекрасная Родина, чуткие родители, заботливые родители…).

Кто, по-вашему, является настоящей родней деду: Алексей Лунякин или его друг с женой?

Почему вы так считаете?

Каких людей можно считать родней? (Родня-это люди, которые проявляют внимание к тебе, заботятся о тебе, считаются с твоими желаниями и интересами, с твоим душевным состоянием. Поступки их объясняются не личной выгодой, а являются результатом проявления заботы о тебе,любви к тебе)

Что же хотел сказать нам Б.Екимов своим рассказом?

(Люди обязаны заботиться о пожилых родственниках, уважать их чувства, проявлять доброжелательность, не допускать черствости в отношениях, нельзя допускать слез тех людей, благодаря которым мы живем на этом свете.)

Составьте синквейн к слову «родня».

(Зачитывают свои работы).

Ребята, а в чьей семье живут сейчас бабушки или дедушки? О чем вы беседуете с ними? Как в вашей семье относятся к пожилым людям? (Часто ли бываете в доме бабушки/дедушки?). Как вы проявляете заботу о них?

Теперь посмотрите на экран. (Продолжение презентации «Я и моя родня», с 15 слайда) (фотографии детей со своими родственниками)

Рефлексия. Что нового я узнал сегодня на уроке? Какие чувства я испытал во время урока и почему? О чем я сожалею? Чему был рад? Что меня удивило во время урока?

Домашнее задание: напишите рассказ «Мой родной человек»