СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки общения для пятиклассников.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности «ПсихологиЯ» «Уроки общения» для учащихся 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Уроки общения для пятиклассников.»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 65» Зорге 149, тел 8 (383)3421720 факс 8(383)2150154 s_65.edu54.ru sch_65_nsk@nios.ru



УТВЕРЖДАЮ

Директор

________Алексеев В.В.

___августа2020











ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «ПсихологиЯ»

«Уроки общения»

для учащихся 5 классов

на 2020-2021 учебный год







Составитель: Федорищева Юлия Дмитриевна

Педагог-психолог


















Актуальность

Стиль современной жизни и поколения предполагают выпустить в жизнь подростка, способного адаптироваться социально и культурно за пределами школы, адекватно воспринимать изменяющиеся условия жизни, активно применять полученные знания и сформировавшийся опыт в дальнейшем.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. Именно в этом возрасте идет борьба за самостоятельность в мыслях и поступках, которая приобретает для подростков особое значение.

Основной формой проявления самостоятельности становят­ся различного рода агрессивные действия, которые у взрос­лых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между пятиклассниками и их ро­дителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подро­сткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контроли­ровать проявления агрессии.

Дети в 5 классе активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Достаточно остро этот период проходит у пятиклассни­ков, воспитывающихся в так называемых благополучных се­мьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроить­ся и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно пока­зать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тре­вога за него.

Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.

Психологу приходится решать непростые задачи: ему необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста дея­тельность, создавать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказывать помощь подростку в его саморазвитии, помогать педагогам и родителям находить позитивные точки соприкосновения со своими детьми и учениками.



Пояснительная записка.


Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции.

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Уроки общения» разработана на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой. Программа предназначена для обучающихся 5 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Социальное». Курс занятий «Уроки общения» рассчитан для учащихся 5 классов. Занятия проходят 1 раз в неделю по одному часу в классе, что составляет 34 часа в год.


Направление данной программы - коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы учащихся, формирование навыков адекватного общения со сверстника­ми и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа способствует гармонизации отношений учащихся с окружающей средой. На занятиях они не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного об­щения.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому про­игрыванию, творческому самовыражению, самопроверке. В программе коррекционно-развивающих занятий учтены особенности психического и личностного развития учащихся 5-х классов, результаты мониторинга. Корректирующий эффект возникает в процессе включенности подростка в коррекционную деятельность, в результате создания атмосферы эмпатии, ис­кренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений меж­ду ребятами и специалистом.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-­методических документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012г

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».

- Учебный план МБОУ СОШ № 65 г. Новосибирска на 2020-2021 учебный год,

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерство образования и науки Российской Федерации»

- Положение о социально-психологической службе МБОУ СОШ № 65 г.

















Основные положения программы.

Цель. Помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.

Задачи:

1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития учащихся.

2. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.

3.Формировать позитивную моральную позицию подростка в социуме.

4.Побуждать подростков к проявлению отношений, установок по­ведения, эмоциональных реакций, к их обсуждению и анализу.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7. Обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.

8. Развивать умение слушать и слышать своих собеседников.

9. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

10. Обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.


Общая характеристика курса. В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со школьниками, которая включает четыре основных компонента.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них


Предмет: социально – личностная сфера учащихся.


Основное направление программы: социальное


Методы и формы работы: лекция; фронтальная беседа; дискуссия; просмотр кинофильмов, тренинги.

- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);

- психогимнастика;

- рисуночные методы;

- техники и приёмы саморегуляции;

- элементы сказкотерапии.


Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.


Методические рекомендации по реализации программы.


Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. Содержанием основной части урока является целенаправленное развитие и коррекция личностных, поведенческих и деятельностных компонентов. Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. В качестве важной составляющей заключительной части занятия выступает рефлексия: осознание учащимися разных видов поведения, желание увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы «со стороны», умение контролировать свои действия и поступки.


Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- снижение уровня школьной тревожности;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стабилизация положительного оценивания себя самого, самопринятие;

- повышение уверенности в себе и своих возможностях;

- мотивация на саморазвитие;

- повышение коммуникативной компетентности;

- активность и продуктивность учеников в деятельности: как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).


Прогнозируемые результаты реализации программы:

Обучающиеся должны научиться:

- преодолевать возникающие в учебе трудности;

- планировать свою деятельность;

- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;

- подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;

- самостоятельно выполнять данное учителем задание;

- проявлять собственную активность в получение знаний;

- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.

- позитивно относиться к своему «Я», адекватно воспринимать окружающий мир.

- отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- адекватно вести себя в различных ситуациях

- различать и описывать различные эмоциональные состояния

- справляться со страхами, обидами, гневом

- уметь справляться с негативными эмоциями

- стремиться к изучению своих возможностей и способностей.


Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе, понимание необходимости самопознания и саморазвития и т.д.)

  • самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я- концепции социальной роли ученика и т.д.)

  • смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

Регулятивные УУД:

  • учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассников

  • учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их

  • прогнозировать последствия своих поступков,

  • определять и формулировать цели в совместной, коллективной работе

  • учиться высказывать своё предположение хода работы с различными источниками информации.

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

  • анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе

  • моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи

  • усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

  • учиться позитивно проявлять себя в общении

  • учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению

  • учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его

  • учиться понимать чувства, эмоции и поступки других людей

  • овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов

  • развивать потребность в общении и со сверстниками, и со взрослыми людьми.








Содержание программы

Тема

Содержание

1

Занятие 1. Введения в мир психологии.

Ознакомительная беседа.

Упражнение «У кого игрушка»,

Игра «Угадай, кто это...»

2

Занятие 2. Я – это я – 1. Кто я? Какой я?

Упражнения «Кто я? Какой я?»,

Игра «Угадай, чей голос», «Те, кто…», «Кого загадал ведущий?», «Угадай, кому письмо».

3

Занятие 3. Я – это я – 2. Каков я на самом деле?

Беседа «Зачем человеку надо знать самого себя?», «Нарисуй свою роль», Работа со сказкой.

4

Занятие 4. Я – это я – 3. Я индивидуальность.

Методика «Твое имя»,

Методика «Моя вселенная»,

Релакс-упражнение «Физический покой».

5

Занятие 5. Я – это я – 4. Посвящение себе.

Методика «Самооценка»,

Упражнение «Комплименты»,

Игра «Ярмарка достоинств».

6

Занятие 6. Я – могу – 1.

Игра «Мой портрет в лучах солнца», «Чьи ладони», «Моя ладошка», «Я могу, я умею».


7

Занятие 7. Я – могу – 2.

Упражнение «Спутанные цепочки», «Потерянное «могу»», Работа со сказкой.

8

Занятие 8. Я познаю себя.

Тест «Какой я?», Упражнение «Диалог со своим мозгом»,

Упражнения «Изобрази эмоцию».

9

Занятие 9. Точка опоры.

Упражнение «Я-высказывания»,

Упражнение «Тройка»,

Релакс-упражнение «Горная вершина», Обсуждение темы.

10

Занятие10. Я нужен.

Беседа «Я нужен!», «Что нужно школьнику?», «Кто нужен школьнику?», «Кому нужен я»,

Упражнение «Здравствуй, я тебе рад!», Работа со сказкой.

11

Занятие11. Я мечтаю.

Беседа «Зачем люди мечтают?», «Закончи предложение», Игра «Объявление о друге», Упражнение «Откровенно говоря…», Работа со сказкой.

12

Занятие 12. Три «Я»!-1 Я – это мое прошлое.

Беседа «Мое детство…»,

Упражнение «Мой портрет», «Беседа»

13

Занятие 13. Три «Я»!-2 Я – это мое настоящее.

Беседа «Мое настоящее…», «Превратись в возраст»,

Игра «Отгадай животное».

14

Занятие 14. Три «Я»!-3 Я – это мое будущее.

Игра «Встреча», «Цели», Рисунок «Будущего…», Работа со сказкой.

15

Занятие 15. Чувства бывают разные. Чувство собственного достоинства.

Обсуждение темы «Галерея достоинств человека», Игра «Закончи предложения», «Изобрази чувство», «Отрицательный герой», «Подростки чувствуют», «Испорченный телефон», Работа со сказкой, Творческое задание «Коллаж моих достоинств».

16

Занятие 16. Чувства бывают разные-2 - Мои чувства.

Игра «Никто не знает», «5 фотографий», «Войди в роль», «Что я делаю», Работа со сказкой.


17

Занятие 17. Чувства бывают разные-3 - Чувства вокруг.

Обсуждение темы, Упражнение «Ты прав, и ты прав…», «Веселый счет», «Кто как злится», «Что я делаю», Работа со сказкой.

18

Занятие 18. Чувства бывают разные-4 - Стыдно ли бояться?

Игра «Отгадай чувство», «Страшный персонаж», «Страхи пятиклассников», Работа со сказкой.

19

Занятие 19. Чувства бывают разные-5 - Имею ли я право сердиться и обижаться?

Обсуждение способов решения конфликтных ситуаций, Игра «Найди лишнее слово», «Подросток рассердился», «Помоги маме», Работа со сказкой.

20

Занятие 20. Я и мой внутренний мир.

Обыгрывание ситуации «В классе», «Найди слово», Тест «Умеешь ли ты слушать?», Упражнение «Разъясни понятия».

21

Занятие 21. Я в этом мире.

«Психологические примеры», «На уроке», «Взрослые и подростки», Работа со сказкой.

22

Занятие 22. Уникальность моего «Я».

Обсуждение темы «Психологические примеры», Упражнение «Слухи»,

Игра «Пойми меня».

23

Занятие 23. Кто в ответе за мой внутренний мир?

Обсуждение темы, «Внутренний мир», «С чем ты согласен?»,

Упражнение «Письмо себе любимому», Работа со сказкой.

24

Занятие 24. Трудные ситуации могут научить меня.


«Самое длинное», «Объясни значение», «Копилка трудных ситуаций», Игра «Зубы и мясо».

25

Занятие 25. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

Обсуждение темы, Упражнение «Катастрофа», Игра «Вопрос - ответ» «Тест», Работа со сказкой.



26

Занятие 26. Я и Ты. Я и окружающие.

«Объясни слова», «Слон», «Сколько друзей», «Реальное и виртуальное общение», Упражнение «Моя компания»,

Тест «Ваша компания», Работа со сказкой.

27

Занятие 27. Я и мои друзья.

Обсуждение темы, «Что изменилось», «Загадай друга», «Самые непохожие», «Что я делаю, если…», «Надо ли наказывать, и как», Работа со сказкой.

28

Занятие 28. Я и мои «колючки».

Обсуждение темы, «Покажи ситуацию», «Мои колючки», «Мои липучки», «Стихи», «Выбери нужное», Работа со сказкой.

29

Занятие 29. Трудности в школе.

Обсуждение темы, «Да», «Два подсказчика», «Другими словами», «Трудные ситуации», Работа со сказкой.

30

Занятие 30. Трудности дома

Обсуждение темы, «Объясни слова», «5 фотографий», «Волк-коза», «Трудные ситуации», Работа со сказкой.

31

Занятие 31. Другие культуры-другие друзья.

Обсуждение темы, «Другие приветствия», «Другие имена», «Что общего», Работа со сказкой.


32

Занятие 32. Мы начинаем взрослеть. Нужно ли человеку взрослеть?

Обсуждение темы, «Что ел на обед», «Подросток, слон, карандаши», «Самый-самый», «Я изменился», «С чем ты согласен»,

33

Занятие 33. Мы начинаем взрослеть. Взросление и отношения с окружающими.

Обсуждения темы, «Покажи предмет», «Четыре буквы», «Хвастовство», «Что важно подросткам», «Хочется больше свободы», «Когда дети начинают взрослеть», Работа со сказкой.


34

Занятие34. Мы начинаем взрослеть. Мое взросление.

«Объясни слова», «Хвастовство в парах», «Рекламный агент», «Письмо самому себе», Работа со сказкой.

Итого: 34 занятия



Календарно – тематическое планирование

Темы занятий


Кол - во

часов

1 1

Занятие 1. Введения в мир психологии.

1

2

Занятие 2.Я – это я -1.Кто я? Какой я?

1

3

Занятие 3. Я – это я -2. Каков я на самом деле?

1

4

Занятие 4.Я – это я -3. Я индивидуальность.

1

5

Занятие 5.Я – это я-4.Посвящение себе.

1

6

Занятие 6. Я – могу -1

1

7

Занятие 7. Я – могу -2

1

8

Занятие 8.Я познаю себя.

1

9

Занятие 9. Точка опоры.

1

10

Занятие10. Я - нужен!

1

11

Занятие11.Я - мечтаю…

1

12

Занятие 12. Три «Я»!-1 Я – это мое прошлое.

1

13

Занятие 13. Три «Я»!-2 Я – это мое настоящее.

1

14

Занятие 14. Три «Я»!-3 Я – это мое будущее.

1

15

Занятие 15.Чувства бывают разные-1 - Мои чувства.

1

16

Занятие 16. Чувства бывают разные-2 - Чувство собственного достоинства.

1

17

Занятие 17. Чувства бывают разные-3 - Чувства вокруг.

1

18

Занятие 18. Чувства бывают разные-4 - Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

19

Занятие 19. Чувства бывают разные-5 - Стыдно ли бояться?

1

20

Занятие 20. Я и мой внутренний мир.

1

21

Занятие 21. Я в этом мире.

1

22

Занятие 22. Уникальность моего «Я»

1

23

Занятие 23.Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

24

Занятие 24.Трудные ситуации могут научить меня…

1

25

Занятие 25. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

1

26

Занятие 26. Я и Ты. Я и окружающие.

1

27

Занятие 27. Мои друзья.

1

28

Занятие 28. Я и мои «колючки».

1

29

Занятие 29. Трудности в школе.

1

30

Занятие 30. Трудности дома.

1

31

Занятие 31. Другие культуры – другие друзья.

1

32

Занятие 32. Мы начинаем взрослеть – 1. Нужно ли человеку взрослеть?

1

33

Занятие 33. Мы начинаем взрослеть – 2. Взросление и отношения с окружающими.

1

34

Занятие 34. Мы начинаем взрослеть – 3. Мое взросление.

1

Итого

34