Учитель средней школы № 8 пос.Джебел: Хыдырова Т.П.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: __________2020
Тема: «Форма на уроках физкультуры и труда». (Урок № 17)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - показать важность ношения формы на уроках физкультуры и труда, развивать речь, мышление, память;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, интерес к уроку.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я есть любовь, Я есть воля, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек,
Я есть сила, Я есть добро, Всё зависит от меня, Всё в моих руках.
II. Повторение пройденного.
- Назовите правила безопасного поведения на уроках физкультуры и труда.
- Как нужно вести себя?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Рот – один, ушей – пара: говори раз, слушай сорок два раза.
2. Беседа о форме на уроках физкультуры и труда.
- На уроках физкультуры и труда нужно иметь форму.
Без наличия ПРАВИЛЬНОЙ спортивной формы учитель не имеет права допускать ребенка к занятию физической культуры и художественного труда. Забыл, постирал, не успел купить, порвалась и т.д показывает не готовность к уроку и не допуск к занятию. (Это не прихоть учителя - это забота о здоровье и поддержании школьного спортивного оборудования в надлежащем исправном состоянии!!!)
Обычно уроки физкультуры проходят в специально оборудованных спортзалах, также на спортивной, специально оборудованной площадке. И в зале и на площадке должны создавать- ся условия согласно государственному нормативу. И в зависимости от погодных условий, и условий, где будет проходить ваше занятие.
одежда должна быть чистой;
должна впитывать пот;
должна иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические движения;
должна быть лёгкой и удобной.
Форма для уроков физкультуры – это спортивный костюм.
Требования, к обуви: она должна быть удобной и качественной.
Из обуви это могут быть: кроссовки, кеды, мокасины, спортивные ботинки. Для занятий на улице лучше отдать предпочтение летней обуви, так как бегать в мае или сентябре будет очень жарко. А в более холодную погоду ноги не успеют замёрзнуть из-за постоянной актив -ности.
Спортивная одежда должна быть удобной и не тесной, поэтому перед покупкой любой спор- тивной вещи сначала померяйте её, убедитесь, что она вам подходит.
Спортивная обувь должна не давить и не натирать, должна быть удобной и не слишком тяжё -лой. Во время занятий бегом должно быть легко и удобно поднимать ноги.
Важно! Ношение формы для девочек на уроках труда является обязательным, как и для мальчиков.
Специальная форма для уроков труда защитит одежду ребенка от краски, клея, деревянной стружки, не даст ему запачкаться во время приготовления еды или случайно порезать школь- ную форму ножницами.
3. Физкультминутка.
4. Работа по учебнику. (с.46)
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: ___________2020
Тема: «Утренняя зарядка и её польза». (Урок № 18)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - дать понятие о режиме дня, провести беседу об утренней зарядке, о пользе выпол-нения утренней зарядки; развивать речь, мышление, память;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, интерес к уроку, любовь к спорту.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я предлагаю вам пойти Со мною в путь –дорогу, А до вершин горы дойти | Осталось нам немного Сегодня снова на пути Открытия нас ждут. | А знанья, дружба, память, ум К победе приведут! |
II. Повторение пройденного.
- Для чего нужно иметь спортивную форму на уроках физкультуры?
- А для уроков труда зачем она нужна?
- Какая должна быть форма?
- Вы носите форму на этих уроках?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
2. Беседа об утренней зарядке.
- Одно из важнейших условий успешной учёбы и хорошего здоровья для школьника – это соб- людение режима дня. День для школьника начинается с подъёма, утренней зарядки и завтра -ка. Ежедневно школьник должен просыпаться в одно и тоже время. Выполнять утреннюю за- рядку, которая делает организм бодрым, жизнерадостным, подвижным и здоровым. Благодаря утренней зарядке развивается внимание и память.
Утром, сплю в кроватке сладко, А по телеку с утра Начинается зарядка, Значит, мне вставать пора! Делайте зарядку, будете в порядке! | |
3. Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки. Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - барелинки, | Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок – Получается снежок. | Мы деревья побелили – Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. |
4. Работа по учебнику. (с.47 - 48)
Чтение текста учителем, рассмотрение иллюстраций, беседа.
5. Работа в тетрадях.
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: ____________2020
Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». (Урок № 19)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - ознакомить с правилами безопасного поведения на уроках физкультуры и труда, показать необходимость соблюдения этих правил; развивать речь, мышление, память; фор-мирование нравственных качеств
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, интерес к уроку.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я скажу себе, друзья, Не боюсь я никогда Ни диктанта, ни контрольной, | Ни стихов и ни задач, Ни проблем, ни неудач. Я спокоен, терпелив, | Сдержан я и не хмурлив, Просто не люблю я страх, Я держу себя в руках. |
II. Повторение пройденного.
- Для чего нужно соблюдать режим дня?
- Вы делаете утреннюю зарядку? А зачем?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
2. Беседа о хороших и плохих поступках.
Сегодня я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопро- сом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?
- Какие поступки похвальны, а какие нет?
- Давайте вспомним значение этих слов.
- Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
- Как понимаете значение “плохо”? Растолкуйте.
- Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово “плохо” – плохой означает - лишенный положительных качеств.
- Итак, со значением слов разобрались.
ПЛОХИЕ | ХОРОШИЕ |
Обидел друга. | Защитил слабого. |
Порвал книгу. | Проведал больного друга. |
Поссорился с мамой. | Помог младшей сестре, другу, маме. |
Ударил котенка. | Помог перейти дорогу старушке. |
Разрушил птичье гнездо. | Смастерил кормушку. |
Бегал по школе. | Помог решить задачу. |
Нарисовал на парте. | |
Не выполнил домашнее задание. | |
Дал списать. | |
3. Физкультминутка.
4. Работа по учебнику. (с.31 - 32)
IV. Обобщение.
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
- Каких больше поступков мы должны стараться делать?
-Как же мы ответим на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо?
- Хорошо, когда человек совершает хорошие поступки, приносящие радость ему и окружаю- щим.- Плохо, когда своими поступками человек огорчает других и себя.
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: __________2020
Тема: «Безопасное поведение дома. Травмы – последствия опасного поведения». (Урок № 20)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - ознакомить с правилами безопасного поведения дома, показать необходимость соблюдения этих правил; дать понятие о травмах, развивать речь, мышление, память;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, интерес к уроку.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я тебе желаю добра! Мы желаем друг другу добра!
Я себе желаю добра! Если тебе будет трудно
Я на помощь к тебе приду!
II. Повторение пройденного.
- Что такое хорошие поступки и что такое плохие поступки?
- Какие поступки вы совершаете?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
2. Беседа о безопасном поведении дома, о травмах.
- Случается так, что вам приходится оставаться дома одному. Родители на работе или ушли в магазин, в поликлинику. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игруш- ки. Дети, которые остаются дома одни и ведут себя правильно и осторожно, не попадут в не- приятную ситуацию.
Запомнить твёрдо нужно нам - Пожар не возникает сам! Как только огонёк возник, К пожарным 01 звони! | Если кто-то вас тревожит, В дверь стучится и звонит, Вы не бойтесь, не тряситесь, А 02 скорей звоните! |
Таблетки с аптечки не трогай, дружок, Тогда не придётся врача вызывать и 03 набирать! | На кухне газ у нас горит, Но к газу ты не подходи! Почувствовав в квартире газ, Скорее взрослым сообщи и 04 набери! |
Находясь дома один, никому не открывай дверь.
Будь внимателен с ключами от квартиры, в случае пропажи ключей сразу сообщи родителям
Никому не сообщай о том, что ты дома один.
Не разговаривай по телефону с незнакомцами.
Не вступай в разговор, сквозь закрытую дверь с незнакомыми тебе людьми.
Если ты один дома, нельзя высовываться из окна, даже если тебя зовут друзья.
Не играй на кухне! Не подходи к газовой плите!
Не включай электроприборы!
Брать лекарства запрещается – можешь отравиться!
Не оставляй открытыми краны!
3. Физкультминутка.
Вот идёт чёрный кот. (Шаги с высоким подниманием ног)
Притаился – мышку ждёт. (Приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт. (Встать, повернуться)
И к коту не подойдёт (Руки в стороны)
4. Работа по учебнику (с.34 - 37)
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: __________2020
Тема: «Пожар и его причины. Правила безопасного поведения при пожаре». (Урок № 21)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - провести беседу о пожаре и его причинах, ознакомить с правилами безопасного по- ведения при пожаре, показать необходимость соблюдения этих правил; развивать речь, мышление, память;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, интерес к уроку.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я очень рада Вниманье ваших умных глаз.
Войти в приветливый ваш класс Я знаю: каждый в классе гений.
И для меня уже награда Но без труда талант не впрок.
II. Повторение пройденного.
- Как нужно вести себя дома, когда вы остались одни?
- Как вы себя ведёте? Чем занимаетесь?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2. Беседа о пожаре и соблюдении правил поведения при пожаре.
- Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А при- мерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.
Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление край- не опасное, жестокое, враждебное всему живому. Сегодня во всём мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожаются ценности.
3. Дидактическая игра. «Поспеши-ка, не зевай! Правильный ответ давай!»
Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры:
Красная корова всю солому поела. (Огонь)
От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь)
Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра)
В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички)
Красный бык стоит, дрожит, черный – на него бежит. (Огонь и дым)
Черный дым валит в окно – очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)
С огнем бороться мы должны, с водою мы напарники, мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарные)
Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая….(Спичка)
На полу ковер зажег, выпал на пол … (Уголек)
4. Физкультминутка.
5. Работа по учебнику. (с.39 – 41)
С. 39 - 42( чтение текста учителем, рассмотрение иллюстраций, беседа);
а) с. 39 (беседа и работа по иллюстрации);
б) с. 40 (работа над стихотворением);
в) с. 41 (правила безопасного поведения при пожаре);
г) с. 42 (работа по иллюстрациям).
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: ____________2020
Тема: «Резкие изменения погоды и безопасность человека». (Урок № 22)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - провести беседу об изменениях погоды, о безопасности человека при изменении погоды, развивать речь, мышление, память;
- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью, интерес к уроку.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Внимание моё растёт | Я, как разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. | Я хочу учиться. Я готов к работе, Работаю! |
II. Повторение пройденного.
- Отчего возникает пожар?
- Какие правила поведения при пожаре вы знаете?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Сентябрь холоден, да сыт.
2. Беседа об изменениях в природе.
| - Богата и разнообразна природа нашего края. Все мы любим, выезжая на природу, слушать пение птиц. С наслаждением загораем у речки, играем в подвижные игры. Опасности подстерегают человека повсюду. Мир, в котором мы живём, таит угрозу. Но нельзя забывать о простейших мерах предосторожности на природе: ушибы, порезы, укусы насекомых и змей. Выезжая на природу – мячик, коврик мы берём. И, конечно, не забудем взять аптечку мы с собой. |
3.Правила пребывания на природе.
Без взрослых выезжать на природу строго запрещается!
На природе имей при себе аптечку (раствор йода, ватные диски, пластырь, бинт, аспирин, термометр, болеутоляющие таблетки для детей, средства от
ожогов и укусов комаров).
Для безопасности не бери в рот никакие растения.
Выезжая на природу помни, что одежда должна быть удобной и прак- тичной (длинные брюки, рубашка с длинными рукавами, закрытая обувь).
Не забывай пользоваться средствами от комаров (крем, спрей).
Помни, что сладости привлекают насекомых.
Не играй возле кустов ежевики, там могут быть змеи.
Не собирай грибы и ягоды без взрослых.
Не садись на траву без коврика, в траве могут быть клещи.
3. Физкультминутка.
4. Работа по учебнику. (с.49 - 50)
а) С.49 ( чтение текста учителем, рассмотрение иллюстраций, беседа);
б) с.50 (отгадывание загадок)
Знаете ли вы: 17 кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
Экология каждому нужна. Берегите всё вокруг вас
Чистый воздух, вода и еда. Чтобы жизнь сохранить для всех нас!
IV. Обобщение.
- Бережно и с любовью относись к природе родного края!
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: ____________2020
Тема: «Правила безопасного поведения в жаркие дни». (Урок № 23)
Вид урока: комбинированный.
Цели: -провести беседу о правилах безопасного поведения в жаркие дни, развивать речь, мышление, память;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, интерес к уроку.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы | С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. | А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! |
II. Повторение пройденного.
- Как нужно относится к окружающей нас природе?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
2. Беседа о правилах поведения в жаркие дни.
| - Когда наступают жаркие летние дни, многие из нас чувствуют упадок сил, буквально заставляя свое тело двигаться. Такая погода не только некомфортна, но и опасна для здоровья. В это время как никогда высоки риски получения солнечного удара и обезвоживания. Вот почему так важно знать и соблюдать правила поведения в жаркую погоду. |
- Перегрев организма в жаркую погоду — это серьезная проблема.В жаркие дни нужно носить лёгкую, свободную одежду из натуральных тканей, обязательно надевать лёгкие головные уборы и носить с собой бутылочку с водой.
В жаркую погоду исключить из своего рациона жирные, жареные и сладкие блюда. В меню должна быть лёгкая пища – овощи, фрукты, отварная или тушеная рыба, курица, холодные супы и окрошки. Помните о правилах санитарной гигиены – тщательно мойте овощи и фрукты проточной водой.
Для защиты организма от обезвоживания необходимо больше пить – не менее 1,5-3 литров в день. Причём основной объём (до двух литров жидкости в разном виде) лучше употребить в утренние или вечерние часы, чтобы организм смог запастись влагой.
Следует обратить внимание на то, чтобы вода не была слишком холодной, так как в жару уве- личивается риск заболеть ангиной и ОРЗ.
В такую погоду нет ничего лучше контрастного душа. Если нет возможности принимать душ в течение дня, принимайте его обязательно утром и вечером.
3. Физкультминутка.
4. Работа по учебнику. (с.51 - 52)
а) С.53 (чтение стихотворения, отгадывание загадок);
б) с.54 (беседа о воде)
в) с. 55 (беседа о правилах поведения и купания в водоёмах)
- В жаркие дни надо избегать прямого попадания солнечных лучей на кожу и соблюдать питьевой режим, выпивая в день не менее 2-х литров воды.
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: __________2020
Тема: «Опасности в природе». (Урок № 24)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - рассказать об опасностях, которые могут встретиться во время пребывания на при- роде, научить правильно себя вести во время прогулки на природу; развивать речь, мышление, память;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, интерес к уроку, осторожность.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
Дети: Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
II. Повторение пройденного.
- Как нужно вести себя в жаркие дни?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
2. Беседа об опасностях в природе.
В природе есть много опасностей для человека: это и животные, и насекомые, и ядовитые
растения, и змеи, природные явления.
-Какие природные явления вы знаете?
- Важно знать основные принципы самоспасения , или формулу безопасности.
Предвидеть опасность.
По возможности избегать её.
При необходимости действовать решительно и чётко.
Бороться до последнего. Активно просить о помощи и самому её оказывать.
- Если вы научитесь просчитывать события наперёд, предвидеть опасности, вам будет легче их избежать или выйти из них без потерь.
- Кроме того, по радио и телевидению регулярно передаются сводки погоды. Такие сооб- щения предупреждают нас о возможных чрезвычайных ситуациях и дают каждому шанс избежать опасность.
- Много интересного можно увидеть во время прогулки по парку, аллее и даже около своего дома. Но всегда нужно помнить, что в природе встречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы, горные обвалы. Они называются стихийными бедствиями и к счастью происходят нечасто. Но даже в самом обычном лесу или в горах, дома, во дворе или в школе, неправильное поведение может привести к травме.
3. Физкультминутка.
4. Работа по учебнику (с. 52)
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: ____________2020
Тема: «Отдых на природе». (Урок № 25)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - провести беседу об отдыхе на природе, о правилах поведения во время отдыха на природе, развивать речь, мышление, память;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, бережное отно- шение к природе, интерес к уроку.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Чтоб злодеев побеждать Надо быть активным, А еще желательно
Мало просто много знать. Смелым, добрым, сильным. Делать все внимательно!
II. Повторение пройденного.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
2. Беседа об отдыхе на природе.
- Окружающая природа – это настоящий подарок земли. Но человек часто не ценит ее, хоть он и является частью природы и сам уничтожает её, не смотря на то, что природа его кормит, ле- чит и снабжает кислородом. Летом многие из нас отдыхают за городом, на даче, совершают прогулки на природе. Конечно это очень интересно, а самое главное очень полезно для нашего здоровья. К сожалению, не всегда общение с природой приносит пользу. Не соблюдение основ- ных правил поведения на природе приводит к несчастным случаям: отравлениям ядовитыми растениями и грибами, укусом змей и насекомых, солнечному или тепловому удару, травмати- ческим повреждениям.
Соблюдайте правила поведения на природе, не оставляйте мусор. Никогда не разбивайте стеклянные бутылки! Надо быть осторожным у костра, нельзя пить сырую воду, надо бережно относиться к окружающей природе. Запомните мы гости природы и должны вести себя при- лично.
Не стоит забывать, что мы, люди, не единственные обитатели Земли, и не все на планете создано исключительно лишь для нашей пользы и блага. Ведь не убиваете же вы ежей или воробьев только потому, что они не годятся вам в пищу? Каждая живая тварь, каждое растение выполняет свою, предназначенную ей функцию. И уничтожить хотя бы один вид – это значит нарушить природное равновесие.
3. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо (Все машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Изображают как качается деревцо. Наклоны, «качка»)
Ветер тише, тише. (Приседание или наклон)
Деревцо всё выше, выше. (Встают на носочки и тянуться вверх)
4. Работа по учебнику (с.53)
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: основы жизнедеятельности Класс: 1 «Ç» Дата: ____________2020
Тема: «Вода – это жизнь!». (Урок № 26)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - провести беседу о значении воды в жизни человека, о бережном отношении к ис- пользованию воды, развивать речь, мышление, память;
- воспитывать бережное отношение к воде, бдительность, внимательность, интерес к уроку.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Чтоб урок наш стал светлее, Вы ладони протяните, Ей с друзьями поделитесь
Мы поделимся добром. В них любовь свою вложите, И друг другу улыбнитесь.
II. Повторение пройденного.
- Как нужно вести себя при отдыхе на природе?
- Чего нельзя делать?
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Земля с водою – цветник, без воды – пустыня.
2. Беседа о воде, её пользе и о бережном отношении к ней.
-Вода – источник жизни.
Туркмены, как и все народы, с древности ценили воду и бережно к ней относились. Большую часть нашей страны занимает пустыня Каракумы. На нашей земле каждая капля воды приравнивалась к крупице золота. Туркмены с древности строили каналы, плотины, дамбы, водоёмы, водоводы, колодцы, кяризы.
У туркмен много поговорок о воде.
Без воды нет жизни, без труда – благосостояния.
В пустыне дорогая вода, в пути - честный человек.
Вода истечет - камни останутся.
Вода мутнеет с истока.
Воду в арык пускает один человек, землю засевает тысяча.
Вода в пустыне – это жизнь.
В пустыне нет ничего дороже воды.
Берегите воду, у воды длинный путь, чтобы попасть в ваш дом.
«Бегущая вода».
По реке пошла вода, Чем полпуда. Где бегущая вода -
И пустыня расцвела! А сады, Расцвело всё – красота!
Да и это ли не чудо – Полей просторы, Где лишь год назад всего
Дыни больше, С рыбой разною озёра, Не родилось ничего!
-Вспомните, какое значение имеет вода в природе и жизни человека?
-Какую пользу приносит она человеку?
-Как в нашей стране относятся люди к воде?
-Как вы бережёте воду?
3. Физкультминутка.
4. Работа по учебнику (с.54)
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Проверено. Заместитель директора по УВР __________ _____________________ ______2020