СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по изобразительному искусству и проект по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлены разработки для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Уроки по изобразительному искусству и проект по экологии»

11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Омский государственный педагогический университет» в г. Таре

(Филиала ОмГПУ в г. Таре)

Факультет педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании








Реферат на тему: «Культура и образование в Древней Греции»



Выполнила: студентка 12 группы Очной формы обучения Ивонинская Снежана Викторовна Тара – 2017 Содержание

Введение

3

Основная часть

1.1 Культура Древней Греции

4

1.2Образование Древней Греции

7

Заключение

10

Библиографический список

11








































Введение

Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания [3].

Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью.

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:

1. Гомеровский (XI-IX вв.до н.э.)

2. Архаический (VIII-VI вв.до н.э.)

3. Классический (V-IV вв.до н.э.)

4. Эллинистический (конец IV-I вв.до н.э.) [1].

Культура Древней Греции

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды: эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. До н э), героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н э), архаический (УІІІ-УІ вв до н э), классическиц (У-ІУ до н э), эллипистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта носит название эллинистического (последняя третина ІУ-І в до н э).

В 12-13 вв до н э в Греции состоялся распад первобытного строя и появилось патриархальное рабовладельчество, которое в 8-6 вв до н э стало основой экономической и политической жизни общества. Возникло товарно-денежное хозяйство, которое сосредоточилось в рабовладельческих городах-государствах (полисах). Ключевую роль в это время сыграли два города-государства - Афины и Спарта. Борьба между ними за власть окончилась победой Спарты в Пеллопонейской войне (431-404 до н э). В 146 г до н э територия Греции была включена в состав Римской империи [2].

В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая произвела большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции.

Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство который объединял город и окружающие земли с селами.

Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни [6].

Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.

Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры.

Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п [5].

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты женского тела, выражено в мраморе.

За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм).

Такая черта пронизывает не только искусство, но и философию, науку, мифологию, все мировоззрение. Уже ранние философские системы Анаксилеандра, Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита, "логосу", диалектики в строении мира. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды невозможно войти в одну и туже речку, стало со временем исходной точкой розробки диалектики как принципа философского мышления. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон). В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" Геродот зачал летописно-описовую форму изучения общества. Аристотель в научной работе "Политика" сформировал первую теорию государства. Греческий ученый Эвклид заложил основы геометрии, Архимед – механики [9].

Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н э театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - гр слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ".

В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. Зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене было хорошо слышно даже в последних рядах.

Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы"). Большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н э был афинянин Аристофан (пъеса "Птицы") [8].

В Греции 1 раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские игры основал знаменитый герой Геракл. Первые игры - 776 г до н э. Они проводились с тех пор 1000 лет, к тому времени когда их запретили по требованию христиан (4 в н э). Поновили их в 1896г. С те пор они стали всемирными и проводятся в разных странах по очереди.

Гомер "Илиада" и "Одиссея" - ХІІІ в до н э.

Статую Афини Палаады В Парфеноне ("Храм девы") сделал Физиа (11 м высоты) - из слоновой кости и золота.

В архитектуре греки славились колоннами. Они применяли колоны трех типов:

  • дорийские

  • ионийские

  • коринфские

  • простые и суровый с виду, сверху до низу покрыты желобками;

  • стройнее и тоньше (капитель в виде двух завитков);

  • капитель в виде корзинки с листьями.

Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин - кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами всего мира [3].

Скульптура

Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет и др.

Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали потворных, некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобоя" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа [7].
































Образование в Древней Греции

В период расцвета Эллады, в 6-4 вв. до н.э. ведущую роль среди всех государств-полисов стали играть Афины в Аттике и Спарта в Лаконии. Эти два государства дали 2 различных образца организации обучения и воспитания в Древней Греции.

Образовательная система Спарты.

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути невежественного человека. Еще Аристотель отмечал, что основной недостаток воспитания в Спарте в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военный действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором.

Спарта – полис со строгими государственными традициями. Интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина.

Воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденных осматривали старейшины. Слабых и уродливых кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые очень ценились в Древней Греции. Они их не пеленали, давая свободу движений, приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивым в пище, приучали не бояться темноты и т.п.

Подобный упор на физическое воспитание возможно был обусловлен необходимостью защищаться (в 12 в до н.э. в Древнюю Грецию вторглись с Балкан дорийские племена, что также затормозило культурное развитие Древней Греции) [2].

Особенности спартанского образования

1. Сословный характер:

- истинные спартиаты – господствующая группа, выполняющая управленческие и военные функции;

- периэки («живущие рядом») – смешанное население с личной свободой, но без политических прав;

- илоты – порабощенные население, подчиненной государству.

Обучение – право истинных спартиатов.

2.Приоритет военного обучения.

3. Принцип послушания и полного подчинения старшим. Любой мужчина или старик – это второй отец. Иностранцы отмечали: «Только в Спарте приятно стариться».

4. Основной тип образовательных учреждений – школы-общежития (молодежные коммуны с обучающее-воспитательной направленностью) [4].

Этапы обучения:

1) 7-15 лет – воспитание обучение в специальных детский отрядах или военизированных лагерях («агелах», возглавлял агел один из мальчиков, отличающийся силой, ловкостью и умом). Цель – закалка, укрепление физической выносливости. Физические упражнения, основы военного искусства, элементарные основы чтения, письма, счета. Пение, танцы.

Физическое воспитание в Спарте: гимнастика (бег, прыжки, игра в мяч, охота, верховая езда, единоборство) и орхеистика (военные танцы: пластические движения, имитирующие действия во время борьбы, а также хоровые упражнения).

2) 15-20 лет – юноши получали некоторые гражданские права и помогали старшим в воспитании младших. Основы эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Военное обучение. Участие в учебных сражениях, походах. Криптии – военные походы молодежи, во время которых они наделялись правом тайного убийства самых сильных и боеспособных из илотов.

3) 20-30 лет – обучение и воспитание в том же направлении. В итоге юноши становятся полноправными членами полиса [2].

Мотивирующая форма обучения – «агоны» (публичные соревнования). Подвергались с 14 лет. Гимнастические и мусические (орхеистика) агоны. Состязания в выносливости в т.ч. проводились и форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх рисует сцену: «Мальчиков в Спарте пороли бичом…в течение всего дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым.
Образовательная система Афин.

Афины – крупный культурный, торговый и политический центр. Поэтому образовательная система здесь была более гибкой и менее традиционной. Основная цель – всесторонне и гармоничное развитие личности, которая заключается в идее каллокагатии. Каллокагатия: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями.

Особенности афинского образования:

1. Сословный характер.Образование касалось правящего сословия – эвпатридов.

2. Учителя назывались дидаскаламии не принадлежали к жреческой касте. Статус учителя приравнивался к ремесленнику, и только жизненные случайности, горе и злоключения приводили свободного гражданина к дверям школы. На одного дидаскала было 20-50 учеников.

3. Школы частные, платные.

Ступени обучения:

С рождения дети получали традиционное семейное воспитание. Цель – развить физически силы, чувство красоты и нравственные установки.

1. 7-12 лет. Мусические школы. Они разделялись на грамматические и кифаристические.
Грамматические школы – давали навыки письма (на восковых табличках («церах») костяной палочкой («стилем»); дети иногда соскребали воск и лепили игрушки, за что наказывались), чтения (заучивались басни Эзопа, поэмы Гомера и т.п., мифы, гимны). Имелись учебные пособия – модели геометрических тел, ящики с песком для упражнения в черчении, таблицы с примерами на 4 правила арифметики, «абаки», наподобие счетов. Кифаристические школы давали музыкальное образование (игра на музыкальных инструментах – лира, флейта – пение). По мнению греческих мыслителей обучение музыке сохраняет и приумножает полисные традиции.

2) 12-16 лет. Палестры. Давали общее физическое воспитание и элементарную военную подготовку. Легкая атлетика, танцы, плавание, верховая езда, управление колесницами.

3) 16-18 лет. Гимнасии. Это были государственные философские школы. Среди академий и гимнасий наиболее популярными были:

- стоическая (Зенон), эпикурейская (Эпикур) гимнасии;

- Академия Платона, Ликей Аристотеля, Киносарг Антисфена. Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку около храма мифического Аполлона Ликейского, Платон – у бассейна, при этом занятие у него начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, сконструированного им самим. Академия Платона располагалась у священной рощи и храма легендарного афинского героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, подарившему людям письменность.

4) С 18 лет юноши должны были состоять в «эфебии», государственной организации для подготовки свободнорожденных к военной и государственной службе (в течение 2 лет, на государственном обеспечении). После 1-го года обучения они приносили клятву верности Афинам.

Также были софисты (учителя мудрости). Они собирали вокруг себя группы юношей и передавали ЗУН, опыт. Это были первые платные учителя в Афинах. Прежде всего, они обучали красноречию и логике. Способы – рассказ, беседа, дискуссия, развернутое доказательство.

Именно в Афинах обозначилась дифференциация учебного материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя – кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Но специфику этот процесс приобрел в римской системе.

















Заключение

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность.

Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма [1]

Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера - шедевры античной литературы.

Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства характеризует культуру Древней Эллады.

Культура Древней Греции положила начало развитию всех остальных европейских культур и в первую очередь Рима [10].

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути невежественного человека.

Спарта – полис со строгими государственными традициями. Интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина.

В Афинах обозначилась дифференциация учебного материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя – кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Но специфику этот процесс приобрел в римской системе.


























Библиографический список.

  1. "История Европы", изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";

  2. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. – 307 с.

  3. Боннар Андре, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I- III книги;

  4. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики.- М.,1963. – 489 с.

  5. Кессиди Ф.Х., "От мифа к логосу", М., 1972, с.68;

  6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А., из серии "Жизнь замечательных людей"-"Платон,Аристотель", изд."Молодая Гвардия" 1993 г.;

  7. Луи Буржея М., "Наблюдение и опыт у врачей "Гиппократова сборника", 1953 г.

  8. Маркс К., Энгельс Ф. соч. 2-е изд., Т.20, с.193, 555, 643; Т.23

  9. Нерсянц В.С., "Сократ", изд. "Наука",1984 г.;

  10. Платон, "Политика или Государство", перевод с греческого Карпова, часть III, СПБ, 1863 г., с.284 ;

с.92, 643.

  1. Тронский И.М., "История Античной литературы", изд. УЧПЕДГИЗ, 1947 г.;