СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по теме "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки по теме "Глагол" для учащихся 5-х классов . общеобразовательная программа.

Просмотр содержимого документа
«Уроки по теме "Глагол"»

Тема: Глагол.



Цели: повторить известные признаки глагола; вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол.

Ход урока

I. Словарно-орфографическая работа.

II. Повторение теоретических сведений о глаголе, с. 32, упражнение 72.

III. Найти глаголы в тексте (устно).

                        Уж тает снег, бегут ручьи,

                        В окно повеяло весною…

                        Засвищут скоро соловьи,

                        И лес оденется листвою.

          Ф. Тютчев

                       Люблю березку русскую

                       То светлую, то грустную…

                       Она всегда с подружками

                       Весною хороводится,

                       Целуется, как водится…

          А. Прокофьев

        IV. Беседа по вопросам.

– Вспомните, на какие вопросы отвечает глагол?

– Как изменяется глагол?

Выполнение упражнения 73.

V. Изменение глагола по лицам и числам.

Учащиеся вспоминают спряжение глагола, повторяют личные окончания.

· Задание. Поставьте глаголы в заданных формах.

Лететь, дышать, гореть – 2л. мн.ч.; 3л. ед.ч.

Купаться, валяться – 1л. мн.ч.; 2л. ед.ч.

– Можно ли по личным окончаниям глагола определить спряжение? (Можно, если оно под ударением.)

VI. Работа с учебником.

1. Выполнение упражнения 74, взаимопроверка.

2. Выполнение упражнения 75 (устно) при помощи вспомогательных карточек (блоков).

VII. Определение спряжения глаголов.

· Задание. Записать глаголы, определить спряжение.

Строить, дышать, гнать, брить, стелить, гореть, спать, катать, смотреть, тереть, жечь, будить, ждать, войти, позвонить, сшить, возвратить.

VIII. Работа с текстом.

Задание. Определите, словами какой части речи являются сказуемые в предложениях, а также попробуйте определить форму этого слова.

Бал на реке

Желтые лилии раскрываются с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. (М. Пришвин.)

Домашнее задание: упражнение 76, прочитать материалы § 16.

Тема: ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Словарный диктант.



Цель: повторить правописание глаголов на -тся и -ться.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Наблюдение над материалами учебника, с. 34.

1. Работа по картинке. Учащиеся поясняют наличие и отсутствие ь в глаголах купаться, валяется.

Уточняется форма глаголов.

2. Игра «Найди на картинке глаголы на -тся и -ться».

(Бросается, плескаться, улыбается, качаться (на воде), выливаться, дождаться, выплескивается)

III. Повторение правила на с. 34 с чтением образца рассуждения. Выполнение упражнения 77.

VI. Сообщение учителя.

– У глаголов в русском языке никогда не пишется «ца» в конце слова! Только слышится!

V. Выборочный диктант.

 Задание. Выберите на слух глаголы из предложения и запишите в группу -тся или -ться.

Правдой мир держится, честный правды не боится. Нечем хвалиться, если из рук все валится. Станешь лениться – будешь в хвосте волочиться. Учиться никогда не поздно. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Кто врага не боится, того пуля сторонится. Кто хочет учиться, того лень боится. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Пословицы

VI. Составить три–четыре предложения с глаголами на -тся и -ться, выделить грамматические основы.

VII. Словарный диктант

Громадный, апельсин, бинокль, грамотный, костюм, профессия, канал, мандарин, рассвет, маршрут, рюкзак, ремень.

Домашнее задание: упражнение 78, правило, с. 34.


Р/Р ТЕМА ТЕКСТА

Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Определение темы текста.

Учитель читает стихотворение, опустив его название.

Дождь

              По небу голубому

              Проехал грохот грома,

              И снова все молчит.

              А миг спустя мы слышим,

              Как весело и быстро

              По всем зеленым листьям,

              По всем железным крышам,

              По цветникам, скамейкам,

              По ведрам и по лейкам

              Пролетный дождь стучит.

                     С. Маршак

С о о б щ е н и е   у ч и т е л я: каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

III. Работа с текстом.

· Задание. Прослушайте текст, определите тему.

Кони в золоте лучей

Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.

Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!

Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…

Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.

В о п р о с ы   и   з а д а н и я:

– Удачно ли озаглавлен текст?

– Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы.

– Где можно расширить повествование?

– Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?

IV. Выполнение упражнения 79.

V. Сообщение учителя.

Каждое слово имеет значение в раскрытии темы. Например, темы «Снег» и «Первый снег» – близкие, но разные. Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию темы.

Темы бывают узкие и широкие. Широкая тема может включать в себя несколько узких. Но и узкая тема может быть рассмотрена в работе.

· Задание 1. Определите узкие или широкие темы:

«Зима», «Первый снег», «Один день в зимнем лесу», «Последние капризы зимы».

· Задание 2. Подберите и запишите узкие темы к широкой «Ученье свет, а неученье тьма».

Домашнее задание: упражнения 80, 81 или написать сочинение-миниатюру по данному началу: «Однажды летом…» (осенью, зимой, весной).

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ



Цель: освежить в памяти учащихся знания о правописании е и и в личных окончаниях глаголов.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Работа над таблицей, с. 36 учебника, упражнение 82

Учитель напомнит, что определить спряжение глагола можно по личному окончанию, если окончание ударное.

III. Определение спряжений.

Берёт вилкой, снег валит, быстро уплывут, рвёт бумагу, долго молчат, много говорят, красиво поют.

· Задание. Выделите окончание, определите спряжение.

Д и к т а н т  с  з а д а н и е м. Выбрать из словосочетаний глаголы с ударным личным окончанием и записать их в два столбика (I, II спряжение).

Плывут по реке, тихо шуршит, поют песню, ведут пересчет, шумит по камушкам, звенят в небе, сошьют форму, выезжают стремительно.

IV. Диктант-молчанка. (Слова отражены на экране.)

 Задание. Запишите слова, проставьте ударение, определите спряжение.

Боле_т, пойма_шь, услыш_шь, скаж_шь, увид_т, вод_т, вылет_т, украша_т, утеша_т, ход_т, запева_т.

В определении спряжения учитель поможет учащимся опереться на инфинитив глагола и решающую гласную конца слова.

V. Работа в парах.

Каждый учащийся получает карточку с предложениями. Данный текст каждый по очереди диктует соседу по парте.

· Задание. Запишите текст, определите спряжение глаголов. Взаимопроверка. Проверка по классу.

К а р т о ч к а  1.

1. Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре. 2. Если выйд_шь поутру, галки стынут на ветру.

К а р т о ч к а  2.

1. Ветер лепесток колыш_т, в капле солнышко сквозит. 2. Вот зайчик мой живет, дыш_т, и серебрит_ся, и скольз_т.

VI. Выполнение упражнения 83 с комментированием.

VII. Правописание глаголов в форме глаголов 2-го л. ед. ч.

С о о б щ е н и е   у ч и т е л я.

1. Глаголы в форме 2-го л. ед. ч. пишутся с ь на конце после шипящих.

2. Ь также пишется перед -ся и -те после шипящих.

Выполнение упражнения 84.

Домашнее задание: упражнение 85, таблицу из упражнения 81 выучить.