Урок №1
Тема: Николай Васильевич ГОГОЛЬ. Детские и юношеские годы писателя. Н.В. Гоголь - ученик Нежинской гимназии высших наук. События, повлиявшие на развитие его литературного таланта.
Цель: познакомить ребят с детскими и юношескими годами жизни писателя, показать, какую роль в его жизни сыграло чтение, книги и театр, попытаться окунуться в мир его творческой фантазии, показать, какие события, связанные с Украиной, повлияли на развитие его литературного таланта, отрабатывать навыки выразительного чтения, работать над словом и его значением, развивать навыки словесного рисования.
Оборудование: учебник, портреты Гоголя работы художника Ф. Моллера, карта Украины, России.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
I.Ребята, что мы сегодня будем изучать на уроке? Какие цели и задачи мы должны перед собой поставить?
II.Работа над темой урока.
1.Слово учителя
Украинский писатель Олесь Гончар писал:» Земля Украины , это она воспитала Гоголя, с детства одарив его красотой своей поэзии, буйством песенного творчества, эпичной величавостью мысли, фантастикой сказок, преданиями и легендами, красочной образностью – всеми богатейшими плодами народного духа.
2. Ученику – экскурсовод. Работа с картой Украины и России.
Давайте совершим заочную экскурсию по Украине и России , по местам, где жил Николай Васильевич Гоголь ( далее по ходу рассказа учителя ученики – экскурсоводы работают с картой и участвуют в объяснении нового материала), презентация видеоматериалов по далее предложенному плану.
План рассказа учителя
1.Семья, родители писателя.
2.Роль народных песен, легенд, обрядов, обычаев Украины в судьбе будущего писателя.
3.Замечания В. Капниста: » Из него будет большой талант».
4.Роль книги, библиотеки, театра в жизни Гоголя.
5. Полтавское уездное училище, Нежинская гимназия высших наук, первая проба пера.
6.Петербург. Книга, которая принесла ему громкий успех, - « Вечера на хуторе близ Диканьки».
3 Рефлексия.
-Путешествуя по гоголевским местам Украины, я узнал…
-Впервые Россия узнала о жизни украинского простого народа…
II. Путь к исследованию.
1.Слово учителя.
Итак, мы узнали, что двадцатитрехлетнему писателю успех в России принесла повесть» Вечера на хуторе близ Диканьки».
2.Слово ученику – литературоведу, который даст определение , что такое повесть, расскажет, какие еще повести были написаны Н.В. Гоголем и когда.
Словарная работа : повесть, рождественская повесть, уезд, губерния, пасичник, хутор, Рудый Панько, псевдоним, Диканька, парубки, колядки, кутья, императрица Екатерина II, князь Григорий Александрович Потемкин, Запорожская Сечь.
3.Слово чтецам: выразительное чтение или художественный пересказ подготовленных отрывков из повести 2-3 в качестве образца гоголевской речи.
4.Слово учителя.
Мы совершили экскурсию по гоголевским местам, познакомились с первыми произведениями, которые принесли ему славу и успех, а теперь давайте обратимся к личности рассказчика этих повестей.
5.Слово ученику – литературоведу. Он расскажет о том, почему Гоголь выпустил первый сборник не под своей фамилией, а под псевдонимом, то есть вымышленным именем, что от лица Рудого Панька были написаны предисловия к каждой из двух частей книги, почему эта маска помогла писателю создать лукавый « народный» тон всей книги.
III. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал…
- Интересным и новым для меня стали…
- Удивительный мир гоголевских повестей для меня открылся в…
IV. Домашнее задание.
1.Чтение повести « Ночь перед Рождеством» .
2. Индивидуальные творческие задания.
1группа (3 ученика) Подготовить выразительное чтение или художественный пересказ описания украинской природы, изображенной в повести.
2 группа.(3 ученика) Подготовить рассказ о быте и нравах украинского народа , жившего в конце XVIII века, жителях Диканьки и их обычаях празднования Рождества.
3.Индивидуальное задание теоретикам. Дать определение слову « повесть», доказать, что «Ночь перед Рождеством» - это повесть.
Урок №2
Тема: Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести « Ночь перед Рождеством». Т.Л. Понятие о повести.
Цель: закрепить знание содержания повести, помочь учащимся раскрыть значение сказочно - вертепных персонажей произведения, показать связь содержания повести с народно - фольклорными источниками, развивать умение вступать в диалог друг с другом, с учителем, с художественным текстом, навыки художественного анализа текста, расширить словарный запас учащихся.
Оборудование: иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, А. Кондырева, К. Лавро . Кино, мультипликация в. Х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» (реж. А. Роу, СССР, 1961), м/ф «Ночь перед Рождеством» (реж. В. и З. Брумберг, СССР
Тип урока : творческая лаборатория.
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний
Учитель. Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие. Как вы думаете, с каким произведением оно будет связано? Почему Гоголь обратился к теме, связанной с изображением украинского народного быта, преданий и поверий?
II.Работа над темой урока.
1.Учитель. «Ночь перед Рождеством» - произведение, насыщенное народной поэзией, описаниями народных обычаев, жизни простых людей. (вниманию учеников предлагается презентация по словарю Н.В. Гоголя) Материал к презентации (словарь сопроводить иллюстрациями)
Буханец-небольшой хлеб.
Галушки-клецки.
Жупан - род кафтана.
Каганец - род светильника.
Кобза - музыкальный инструмент.
Коровай – свадебный хлеб.
Люлька – трубка.
Макитра – горшок, в котором трут мак.
Оселедец – длинный клок волос на голове, заматывающийся на ухо.
Пампушки – кушанье из теста.
Плахта – нижняя женская одежда.
Рушник – полотенце.
Свитка – род полукафтана.
Хутор – небольшая деревушка.
Хустка – носовой платок.
Чумаки – обозники, едущие в Крым за солью.
Учитель. Сейчас ми с вами посмотрим фрагмент из художественного фильма
« Ночь перед Рождеством (фрагмент массового гуляния с развлечениями и колядками). А теперь послушаем подготовленные ребятами рассказы о быте и нравах украинского народа , жившего в конце XVIII века, жителях Диканьки и их обычаях празднования Рождества.
2.Теоретики. Дают определение слову « повесть» Теория литературы. Понятие о повести. По сравнению с рассказом в повести шире изображается действительность, больше эпизодов, действующих лиц. По сравнению с романом повесть характеризуется большей сжатостью и меньшим количеством сюжетных линий. Иногда в повести может быть и одна сюжетная линия. Сюжет повести обычно сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах нескольких событий и эпизодов.
3.Беседа.
- Какие сказочные персонажи действуют в данной повести?
- Чем гоголевские персонажи похожи на сказочных и что их отличает?
- Прочитайте начало повести ( выразительное чтение или художественный пересказ описания украинской природы, изображенной в повести, подготовленный учащимися). Почему автор вслед за описанием ночи рассказывает о черте и ведьме?
- Чем отличается ночь перед Рождеством от других?
- Что , согласно украинским поверьям, должно было произойти этой ночью?
- Какие слова и словосочетания указывают на то, что Н.В. Гоголь брал материал из украинской обрядности?
4.Работа в группах .Задание : Создайте паззл для будущей обобщенной таблицы» ( класс условно делится на 8 групп, назначается группа экспертов, которая будет собирать материал, созданный группами).
1 группа. Выбери фантастические элементы в повести.
2 группа. Назови вымышленные персонажи.
3 группа. Назови магические числа, упомянутые в повести.
4группа. Вспомни, о каких волшебных предметах в повести идет речь.
5 группа. Запиши, как происходит превращение и с кем.
6 группа. Назови , где происходит действие в повести.
7 группа. Назови, как осуществилось чудо.
8 группа. Запиши, что противопоставляется и чему, между чем и кем идет постоянная борьба.
Обобщенный материал, собранный в паззл
Борьба Свет – тьма Человек – нечесть Добро - зло | Фантастические элементы Пацюк ест вареники без вилки, полет черта. | Противостояние Реальное - фантастическое |
Вымышленные персонажи Черт и ведьма | Магические числа Три,семь | Чудо Черевички для Оксаны |
Каждая группа , обосновывая свои выводы, зачитывает примеры из текста. Экспертная группа вместе с учителем подводит итог работы, дает сообщение о казаках и их занятиях: они хорошо ориентировались на местности, знали много вещей, не известных простым людям, определяли путь по звездам, знали заговоры от порчи, лечили людей, именно таким и был Пацюк.
Превращения черта
5. Работа с текстом. Чтение эпизода встречи Вакулы и Пацюка.
6.Беседа
-Почему Вакула решил обратиться к Пацюку?
-Почему, отворив дверь его дома, он не переступает порог?
-Что было странного в образе Пацюка?
-Как Вакула к нему обращается?
7. Рефлексия.
-Необычным в повести мне показалось то, что…
-Ели бы рисовал иллюстрации к повести, то изобразил бы…
III. Домашнее задание. Индивидуальные задания творческим группам (этнографы, лингвисты, фольклористы, художники - портретисты).
Урок №3
Тема: Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством». Т.Л. Авторское отношение к изображаемым событиям (закрепление знаний).
Цель: развивать умение комплексно анализировать текст, глубоко проникать в содержание произведения, обучать умению давать анализ поступков героев, развивать умения учеников сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, фантазию, умение работать в группах.
Оборудование: учебник, иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, К. Лавро, А. Кондырева.
Тип урока: творческая лаборатория
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний.
Слово учителя. Трудно найти писателя, который бы не восторгался творчеством Гоголя. А что делает его творчество настоящим явлением в русской литературе?
II.Работа над темой урока.
1.Слово учителя. Н. В. Гоголь получил известность после выхода в свет сборника, в котором была повесть «Ночь перед Рождеством». Что привлекло читателя в ней? Откуда же знание быта и национальных особенностей?
2.Этнографы. Ребята рассказывают о быте малороссийских селян, об украинском костюме, обстановке сельской хаты, зачитывают отрывки из текста. (отделка стен, их роспись, печь , парадный угол в хате; иконы, украшенные рушниками, цветы, скамьи, мисники для посуды, сундук, хлебная полка; оберег от злодеяния нечистой силы) Образ литературного героя всегда понимается точнее, если автор дает его портрет. Ребята зачитывают описание Вакулы и Оксаны. Ребята представляют рисунки с украинскими национальными костюмами, рассказывают о них.( у мужчин – сорочка короткая с прямоугольной горловиной, у женщин – длинная с цельнокройным рукавом; мужчины носили широкие шаровары, женщины носили юбку в виде двух прямоугольных кусков ткани – запасок, праздничная юбка называлась плахтой. Одежда украшалась вышивкой, аппликацией. Особое значение придавалось цвету, отдавали предпочтение красному цвету, лазурному, зеленому, желтому. Головные уборы у девушек – обручи, перевязки, венок из бумажных цветов ленты; замужние женщины носили намитку и очипок, которыми закрывали голову.
3.Литературоведы. Они рассказывают о связи повести с произведениями устного народного творчества, когда герои из своего мира направляются в мир чужой, чтобы выполнить задание, выполнив задание, возвращаются в свой мир ( чтение текста или художественный пересказ), какие волшебные силы помогают Вакуле. Значение слова « колядки», рассказ о их исполнении и о том, что за исполнение колядок получали исполнители.
4.Фольклорная группа исполняет колядки, после исполнения колядок задают вопросы всему класс.
-Какая лексика используется в повести чаще всего? Приведите примеры слов, характерных для этой лексики.
-Что придает языку повести прелесть национального колорита?
-Какие приемы использует автор для создания более яркого представления о своих героях?
5.Художники – портретисты. Они представляют главных героев в портретах, зачитывают или цитируют наизусть портрет Оксаны и Вакулы, им помогают артисты, которые исполняют сцену разговора Вакулы и Оксаны.
6.Беседа с учащимися
- Что мы узнали об Оксане? Как характеризует ее монолог у зеркала?
- Перечислите основные черты характера Вакулы. Какая из них , по вашему мнению, главная? Почему?
- Какое условие поставила она Вакуле, верила ли она , что он его выполнит?
- Как Вакуле удалось заполучить черевички? ( чтение сцены у царицы) Как ведет себя кузнец? Почему царица не отказала ему в просьбе?
- О какой черте характера Вакулы это свидетельствует данный поступок?
- Как вы думаете, будут ли счастливы наши герои? Как об этом говорит автор?
7.Рассказ о героях повести. Литературоведы предлагают план.
План
1.Портрет героя.
2.Их черты характера и поступки.
3.Ваше отношение к Вакуле и Оксане.
4.Авторское отношение к событиям, изображенным в повести.
Ребята из группы литературоведов дают образец ответа.
III.Итог урока.
Метод « Микрофон»
- Мне нравятся герои повести и их поступки.
- Я не могу согласиться с поступками некоторых героев.
- Мне трудно понять, почему некоторые герои так поступают.
IV. Домашнее задание.
1.Подготовить ответ по плану .
2. Индивидуальные задания. Задание первой группе (3-4 ученика). Найдите сказочные эпизоды в повести (стр.12-13, 34- 36,38,45-46)выразительное чтение или художественный пересказ. Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа. Задание второй группе ( 3-4 ученика). Найди реальные события, изображенные в повести ( стр. 11,15,16,17,29-31,32) чтение или художественный пересказ. Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа. Группа « актеров» инсценирует эпизод посещения Солохи дьяком и Чубом. Вакула с казаками на приеме у Екатерины II.
Урок №4
Тема: Переплетение реального и фантастического в повести. Т.Л. Понятие юмора.
Цель: развивать умение учащихся работать над текстом художественного произведения, формировать навыки правильной устной литературной речи, расширять словарный запас учащихся, познакомить ребят со сказочными образами повести и их роли в повествовании, познакомить с определением юмора, показать, какова его роль в повести.
Оборудование: учебник, музыка. П. И. Чайковский « Черевички» ( опера), Н. Римский – Корсаков (опера) « Ночь перед Рождеством», Н. Лысенко « Ночь перед Рождеством» (опера),
Тип урока: урок – практикум.
Ход урока.
I Актуализация опорных знаний.
Слово учителя. Н.В. Гоголь, опираясь на народный фольклор, сравнивает веселую, смеющуюся, шутящую толпу парней и девушек с замечательной морозной ночью, с яркими звездами, которые глядят, и месяцем, который » величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Автор природу очеловечивает. Зачем?
II. Работа над темой урока.
1.Слово учителя. На фоне волшебной зимней ночи происходят чудеса. С какими героями в начале повести это связано? Солоха и черт.
2. Работа с текстом повести. Класс делится на две группы.
Задание первой группе.
-Найдите сказочные эпизоды в повести (стр.12-13, 34- 36,38,45-46)выразительное чтение или художественный пересказ. Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
Задание второй группе. Найди реальные события, изображенные в повести ( стр. 11,15,16,17,29-31,32) чтение или художественный пересказ. Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
Реальное | Сказочное |
1.Взаимоотношения хуторян. | 1.Ведьма собирает звезды. |
2.Картины природы. | 2.Черт крадет месяц. |
3.Приключения гостей Солохи. | 3.Полет Вакулы и черта в Петербург. |
4.Колядки. | 4.Обед у Пацюка. |
(после защиты ответов одна группа оценивает ответ другой)
3.Рефлексия.
-Я думаю, что в сказках фантастика заключается в…
- Фантастическое в повести отличается от фантастики в сказках ...
4.Театр в классе.
Группа « актеров» инсценирует эпизод посещения Солохи дьяком и Чубом. Вакула с казаками на приеме у Екатерины II.
5.Беседа.
-Что в образе Солохи реальное, что актеры не смогли показать?
Вакула и черт, Вакула и запорожцы. Назовите реальные и сказочные эпизоды. Что в повести в этих эпизодах вызывает смех? Познакомимся с определением юмора, приведем примеры юмористических сцен из повести.
6.Литература и музыка.
Слово учителя. Композиторы по – своему трактуют образы, созданные писателями, прослушаем отрывок из оперы ( предлагается отрывок на выбор учителя).
-Какой вы увидели Солоху в опере, а какой в повести?
- Что нового в образ внесла игра оперных актеров?
7.Работа над «ассоциативным деревом». Задание:
- Найдите ключевое слово повести.
- Назовите главных героев.
- Установите ассоциативные ряды между словами.
«Ассоциативное дерево»
 Герои |



Слово в названии повести | | Фольклор | | Вакула |   | Черт |




Морозная, темная, непроглядная, холодная, с гулянием, развлечениями, с колядками, праздничная. |   | Загадочная, ожидание чуда, ночь поединка добрых и злых сил. | | Кузнец, художник, богобоязненный, смелый, настойчивый, упрямый, красивый. | | В своих действиях похож на человека. |

Оксана |   | Любит, страдает, готов на все ради любимой, добрый хозяин. |
III.Итоги урока.
Слово учителя. Мы рассмотрели повесть «Ночь перед Рождеством» и можем сказать, что в ней нашли отражение народные традиции и фольклорные мотивы, это богатая сокровищница устного народного творчества.
IV .Домашнее задание.
1.Найдите в повести слова и выражения, которые вы встречали в народных сказках.
2.Подготовьте художественный пересказ одного из эпизодов: « Солоха точно ведьма» ,» Чуб по дороге к дьяку», « Вакула в Петербурге
Урок №5
Тема: Поэтичность языка произведения.
Цель: раскрыть богатство выразительных средств языка в повести Н.В. Гоголя, показать роль художественных средств в повести ( гипербола, метафора, эпитет, сравнение); раскрыть мир волшебства писателя, учить шестиклассников видеть, понимать прекрасное, развивать умение работать в группах, творчески мыслить.
Оборудование: учебник, иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, А. Кондырева, К. Лавро . Кино, мультипликация в. Х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки».» Ночь перед Рождеством» (реж. А. Роу, СССР, 1961), м/ф «Ночь перед Рождеством» (реж. В. и З. Брумберг, СССР)
Тип урока: урок – практикум с элементами языкового анализа.
Ход урока
I .Актуализация опорных знаний.
Характеры гоголевских героев мы называем народными. Почему?
В повести мы встречали выражения из народных сказок. О чем это свидетельствует?
II .Работа над темой урока.
Слово учителя.
Сказка и реальность, жизнь народа и изображение его быта, нравов, обычаев - все это переплетено в произведении, что – то вызывает смех, что – то - улыбку, что – то - удивление. Мы смеемся вместе с автором, чувствуем его симпатию к некоторым героям, а к некоторым – сочувствие. И теперь поговорим о роли юмора в повести.
- Что такое юмор? Найдите в повести примеры, подтверждающее следующее:
- неожиданные поступки или слова героев;
- несоответствия и противоречия в поведении героев;
- гиперболы – преувеличения до неправдоподобия.
Просмотр отрывка их кинофильма.
2. Проверка домашнего задания.
Художественный пересказ одного из эпизодов: « Солоха точно ведьма». »Чуб по дороге к дьяку», « Вакула в Петербурге».
3.Слово учителя.
Мы вспомнили понятие «юмор», привели примеры, а сейчас познакомимся с понятием «повесть», докажем это.( проверка индивидуального домашнего задания, далее ученики приводят примеры по образцу ответа, доказывающие, что данное произведение – повесть.
4. Конкурс « Внимательный читатель»
1.С данными словосочетаниями составь предложения, связанные с героями повести « Ночь перед Рождеством»:
а) …долго еще ворчал и бранился;
б)… не могла налюбоваться собою;
в)…поколотил вражий сын;
г)…взглянул и снова начал хлебать.
2. Подбери синонимы к словам – ворчал, бранился, налюбоваться, поколотил, взглянул.
5.Обобщающая беседа.
- Каким чувством проникнута повесть?
- Какие эпизоды вам запомнились и почему?
- Какие герои повести встречались вам ранее в народных сказках ?
- Кто из героев повести больше всего удивил, поразил, понравился?
- Почему Вакула добился своей цели? В чем была его сила?
- Как рассказчик относится к своим героям?
6. Составление синквейна. (учитель объясняет, что такое синквейн, порядок его написания: первая строка – существительное, отражающее тему стихотворения, вторая строка – два прилагательных, третья строка – три глагола, четвертая строка – главное предложение, т. е. вывод, пятая строка – существительное, которое является синонимом к первому существительному. Учитель предлагает темы для написания синквейнов:
- Вакула.
- Оксана.
- Рождественская ночь.
- Солоха.
- Гости Солохи.
Образец синквейна на тему: «Вакула».
1.Кузнец.
2. Настойчивый, богобоязненный.
3.Любит, страдает , добивается.
4.Готов пойти на все ради любимого человека.
5.Мастер.
III. Домашнее задание.
Индивидуальные задания по биографии и творчеству Чарльза Диккенса.
Примерное оформление читательского дневника
(возможен ваш творческий подход!)
Обложку дневника нужно красиво оформить (на ваш вкус).
За основу взять обычную тетрадку в клетку.
На первой странице написать – Читательский дневник, И.Ф. автора, класс.
Должно быть название, автор. Что больше всего понравилось. Возможно перечисление главных героев. Несколько слов о произведении.
Желательно сделать иллюстрацию к книге.
Дневник должен быть написан от руки
Основные разделы дневника:
Дневник может быть оформлен в форме списка
Название прочитанного произведения
Фамилия, имя, отчество автора произведения, даты жизни
Главные герои этого произведения
Сюжет произведения
Отзыв о прочитанном произведении
"Мой литературный багаж"(какие ёще литературные произведения этого автора я уже читал)
Дневник в форме таблицы
№п/п | 1.Название произведения. 2.Фамилия, имя, отчество автора произведения,даты жизни. 3.Главные герои. | Сюжет произведения | Отзыв о прочитанном | "Мой лит.багаж |
Дневник сдается в сентябре. За него ставится отметка в журнал!
Ниже представлены графы читательского дневника (оформление в тетради).
Будущим шестиклассникам и семиклассникам:
Автор | Произведение | Дата прочтения | Герои | Иллюстрация |
| | | | |
Будущим восьмиклассникам и девятиклассникам:
Автор | Произведение | Жанр/ Тема произведения | Герои | Понравившаяся цитата |
При оформлении отзыва на кинофильм необходимо использовать такую форму :
1.Название кинофильма
2.Ф.И.О. режиссёра, композитора, год выпуска фильма ,название киностудии
3.Исполнители главных ролей
4.Какой эпизод из кинофильма запомнился больше всего и почему? (3 предложения)